Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сыктывкар 2006 3 страница




В 1971 году ЮНЕСКО была принята специальная программа «Человек и биосфера» (МАЕ), которая предусматривала: подготовку и выполнение проектов по главным проблемным направлениям (сохранение и мониторинг состояния биоразнообразия и экосистем, стабильное управление природными ресурсами, интеграция социально-культурного и этнического подхода при освоении земель, формирование политики землепользования); создание и управление сетью биосферных заповедников; формирование научных сетей по тематическим и географическим признакам; создание книг, отчетов, информационных материалов.

В декабре 1972 года Генеральной Ассамблеей ООН с целью предоставления новейших данных о ресурсах биосферы, содействия общему планированию и управлению развитием при соблюдении максимальной социально-экономической выгоды, привлечения дополнительных финансовых средств для технической помощи, образования и профессиональной подготовки была принята Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Основная деятельность: осуществление программ в области управления окружающей средой, сохранения наземных экосистем, борьба с опустыниванием, деградацией почв, загрязнением морской среды, изменением климата, опасными отходами.

Ярким примером принятой стратегии стала реализация в 1974 году одной из программ ЮНЕП по созданию Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС), предназначенной фиксировать изменения в биосфере.

В 1982 году Генеральная Ассамблея ООН приняла и торжественно провозгласила Всемирную хартию охраны природы, где представители правительств большинства стран мира заявили, что основные природные процессы не должны нарушаться, что генофонд живых существ и их жизнеспособность не должны ставиться под угрозу, что численность популяций всех форм жизни должна сохраняться на уровне, достаточном для выживания. Прямо сказано, что «… любая форма жизни является уникальной и заслуживает уважения, какой бы ни была ее полезность для человека, и для признания этой неотъемлемой ценности других живых существ человек должен руководствоваться моральным кодексом поведения». Однако, поскольку отрицательное воздействие человека на природу продолжает возрастать, ООН создало Международную комиссию по окружающей среде и развитию. Международная комиссию считает, что принцип «реагировать и исправлять» устарел и ныне необходимо руководствоваться принципом «предвидеть и предотвращать».

Большую роль в разработке международным сообществом стратегии достижения экологической безопасности играет Римский клуб, созданный в 1968 году по инициативе вице-президента компании «Оливетти» Аурелио Печчеи. Это неправительственная организация, объединяющая около 100 членов из различных стран мира: предпринимателей, политиков, экспертов, деятелей науки и культуры. В качестве основного принципа своей деятельности клуб принял «метод свободного и широкого рассмотрения идей и выводов», разрабатываемых в рамках клуба программ. Исследования клуба «Затруднительное положение человечества», «Пределы роста», «За пределами века расточительности» и другие заслужили широкое признание.

Наряду с вышеперечисленными организациями в мире действует ряд других объединений, занимающихся природоохранной деятельностью и относящихся к международным организациям системы ООН: Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КСОР), Программа ООН по развитию (ПРООН), Комиссия ООН по устойчивому развитию (КУР), Всемирная организация ООН по вопросам здравоохранения (ВОЗ), Международный союз охраны природы (МСОП), Международная морская организация (ИМО), Программа ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Всемирная продовольственная организация (ФАО) и ряд других.

Однако все вышеперечисленные организации, а также другие природоохранные организации не всегда имеют возможность следить за всеми изменениями, происходящими в окружающей среде, и тут им на помощь приходят системы мониторинга и наблюдения. Самые известные среди них: Всемирный центр мониторинга охраны природы, Глобальная информационная база данных о ресурсах, Европейская сеть по информации и наблюдению за окружающей средой, Информационная система по законодательству в области охраны окружающей среды, Международная информационная система по окружающей среде, Информационная служба «Изучение Земли», Международная информационная служба по окружающей среде и природным ресурсам, Европейская сеть по информации и наблюдению за окружающей средой и ряд других.

Таким образом, в мире все больше внимания уделяется мониторингу изменений в окружающей среде. И это правильно, т.к. только осознание того, что именно происходит с природой, знание всех факторов и веществ, являющихся губительными для окружающей среды, всех способов переноса и распространения вредных веществ, а также знание многих других вопросов, связанных с охраной природы, поможет спасти нам мир.

В настоящее время экологическими проблемами занимаются многие научные и учебные учреждения. Важнейшими из них являются: Европейская научно-исследовательская организация по окружающей среде, Институт мировых ресурсов, Институт ООН по профессиональной подготовке и научным исследованиям, Международная академия окружающей среды, Международное общество экологической экономики, Международный Арктический научный комитет, Международный институт по окружающей среде и развитию, Международный независимый эколого-политологический университет и др.

А еще имеются межправительственные, неправительственные и финансовые организации, занимающиеся вопросами охраны окружающей среды: Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Арктический Совет, Программа по арктическому мониторингу и оценке состояния окружающей среды (АМАП), Программа по охране арктической флоры и фауны (КАФФ), Региональный центр по окружающей среде для Центральной и Восточной Европы (РЭЦ), Комитет по окружающей среде и устойчивому развитию Межпарламентского союза, Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Альпийское действие, Организация защиты растений Европы и Средиземноморья, Международный совет по охоте и охране дичи, Международное бюро по изучению водоплавающих птиц и водно-болотных угодий (МБИВ), Рабочая группа по защите арктической морской среды (ПАМЕ), Межгосударственный экологический совет (МЭС) и др.

Таким образом, проблемы охраны окружающей среды беспокоят правительства различных стран, и они принимают активную деятельность по защите природы.

В то же время проблемы состояния окружающей среды волнуют не только правительства различных стран, но и рядовых граждан. Эта обеспокоенность выражается в создании неправительственных природоохранных организаций: Консультативный комитет по защите морей (АКОПС), Всемирный фонд защиты природы (ВВФ), Международная организация по сохранению водно-болотных угодий (Ветлэндз Интэрнэшнэл), Гринпис, Европейское бюро по окружающей среде, Международная организация «Зеленый крест» (МЗК), Трест по охране Земли, Центр для нашего общего будущего, Балтика 21, Международный совет по местным инициативам в области окружающей среды, Международный союз организаций по лесоведению, Федерация природных и национальных парков Европы и др.

Одной из общественных организаций, ведущих борьбу за предотвращение экологической катастрофы, является Гринпис. Гринпис возник в 70-е годы прошлого века в Канаде, а штаб-квартира Международной организации - Greenpeace International - появилась в Голландии в начале 80-х. Первым серьезным достижением стала акция против ядерных испытаний на острове Амчитка в районе Аляски в 1971 г., после которой США отказались от использования этого полигона. В 1975 г. Франция прекратила ядерные испытания в южной части Тихого океана после акций Гринпис в районе испытаний. В 1978 протесты Гринпис остановили охоту на тюленей в Шотландии, а в 1982 привели к запрету в Европейском Сообществе импорта шкур детенышей тюленя и к введению Международной китобойной комиссией моратория на китобойный промысел. Антиядерная деятельность и защита биологических ресурсов океана и поныне остаются среди главных направлений работы Greenpeace International, но, кроме них, сейчас действуют также международные программы (или кампании, как принято называть их в Гринпис) по климату, по токсическим загрязнениям, по генетической инженерии, по промышленному загрязнению океана и по сохранению лесов.

Сегодня Гринпис имеет более 30 отделений в разных странах мира, в том числе в России и Украине. Общая численность сторонников, т.е. людей, регулярно платящих взносы и выражающих готовность при необходимости лично принимать активное участие в тех или иных проектах и акциях Гринпис, оценивается сейчас по всему миру примерно в 2,5 млн. человек.

Важнейшей своей задачей Гринпис считает изменение отношения людей к природе, воздействие на общественное сознание и поэтому уделяет очень большое внимание широкой пропаганде, рекламе "экологических" идей, а также собственной природоохранной работе.

Гринпис не специализируется в какой-либо определенной области и руководствуется при выборе той или иной задачи ее актуальностью, с одной стороны, и своими возможностями, с другой. Гринпис берется за проблему, если считает, что его вмешательство может дать достаточно большой эффект - не только узко локальный, но и на уровне страны, и что вмешательство необходимо именно в данный момент. Точно так же Гринпис не ограничивает себя и в выборе методов для решения поставленных задач. Здесь есть только одно, но очень жесткое ограничение: ни при каких обстоятельствах не допускается нарушение закона. В равной степени для Гринпис неприемлемы насильственные действия как в отношении личности, так и в отношении собственности. Берясь за проблемы, которыми уже занимаются другие организации, Гринпис старается наладить с ними сотрудничество, считая это необходимым как с чисто деловой, так и с этической точки зрения.

К сожалению, охрана природы занятие довольно дорогостоящее и зачастую не по карману не только неправительственным организациям, но и отдельным странам. Тогда на помощь приходят различные проекты по охране окружающей среды: Глобальный экологический фонд (ГЭФ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ) и др.

Мировое сообщество уже давно осознало, что окружающая Среда и ее компоненты являются общим достоянием человечества. Защита окружающей среды и рациональное использование ее ресурсов – глобальная проблема человечества. Основными условиями решения этой проблемы являются доверие и взаимопонимание между государствами, проведение всеми государствами единой политики по отношению к окружающей среде и принятие на своей территории всех мер по ее охране и, прежде всего, развитие природоохранительного законодательства.

В целях защиты окружающей среды, мировым сообществом принят ряд важнейших международно-правовых документов. Это, прежде всего, международное экологическое право, принципы которого впервые были сформулированы в Декларации Стокгольмской конференции ООН 1972 года по проблемам окружающей человека среды.

Принцип первый (основной): государство вправе использовать собственные ресурсы в соответствии со своей национальной политикой в подходе к проблемам окружающей среды. На них лежит ответственность за то, чтобы деятельность в пределах их юрисдикции или контроля не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районов, лежащих за пределами национальной юрисдикции.

Принцип второй заключается в том, что природные ресурсы Земли, включая воздух, воду, землю, флору, фауну и, особенно, репрезентативные образцы естественных экосистем, должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования деятельности человека и управления ею по мере необходимости.

Принцип третий: невозобновляемые ресурсы должны разрабатываться таким образом, чтобы обеспечивалась их защита от истощения в будущем, и чтобы выгоды от их разработки в международных пространствах получало все человечество.

Формулирование принципов международного экологического права продолжила Всемирная хартия природы, которая была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН и провозглашена в резолюции от 28 октября 1988 года. В ней определялся ряд принципов:

- биологические ресурсы используются лишь в пределах их природной способности к восстановлению;

- производительность почв поддерживается или улучшается благодаря мерам по сохранению их долгосрочного плодородия и процесса разложения органических веществ, по предотвращению эрозии и любых форм саморазрушения;

- ресурсы многократного пользования, включая воду, используются повторно или рециклируются;

- невозобновляемые ресурсы однократного пользования эксплуатируются в меру, с учетом их запасов, рациональной возможности их переработки для потребления и совместимости их эксплуатации с функционированием естественных систем;

- должны приниматься особые меры с целью недопущения сброса радиоактивных и токсичных отходов;

- необходимо воздерживаться от деятельности, способной нанести непоправимый ущерб природе;

- районы, пришедшие в результате деятельности человека в упадок, подлежат восстановлению в соответствии с их природным потенциалом и требованием благосостояния проживающего в этом районе населения.

На 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН мировое сообщество одобрило резолюцию 45/212 «Сохранение глобального климата для нынешнего и будущих поколений», в которой рассматривалась разработка рамочной Конвенции об изменении климата. Рамочная Конвенция ООН об изменении климата была подписана в период работы конференции, состоявшейся в Рио-де-Жанейро с 3 по 4 июня 1992 г. Там же была принята Декларация по окружающей среде и развитию, которая подтверждает Декларацию Стокгольмской конференции, развивает ее положения и преследует цель установления нового, справедливого, глобального партнерства путем создания новых уровней сотрудничества между государствами, заключения международных соглашений, обеспечивающих уважение интересов всех народов и защиту целостности глобальной системы окружающей среды.

В настоящее время существуют и действуют более 200 двусторонних и многосторонних договоров и соглашений в области охраны окружающей среды: Конвенция по предотвращению загрязнения моря отбросами отходов и других материалов 1972 г.; Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение 1971 г.; Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.; Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения; Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г.; Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большом расстоянии 1979 г.; Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г.; Конвенция об изменении климата 1992 г.; Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г.; Конвенция об охране среды Балтийского моря 1992 г.; Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий 1992 г.; Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г. и др.

Среди целого ряда принципов, характерных для межгосударственно-правовой охраны окружающей среды, международная ответственность за ее сохранение занимает одно из главенствующих мест. Само понятие межгосударственно-правовой ответственности специфично и несколько отличается от понятия юридической ответственности по внутреннему праву государств – это юридические последствия, наступившие для субъекта международного права, нарушившего свои и международные обязательства. Они включают в себя среди прочих условий и обязанность государства-правонарушителя возместить причиненный ущерб другим субъектам международного права, а в отдельных случаях и их юридическим и физическим лицам. Вопросы международно-правовой ответственности субъектов международного права нашли отражение в Уставе ООН, Конвенции ООН по морскому праву и в других документах.

Основанием возникновения международно-правовой ответственности субъекта международного права является совершение им международного правонарушения (деяния субъекта международного права, нарушающего нормы международного права и свои международные обязательства, наносящие другому субъекту или группе субъектов международного права или всему международному сообществу в целом ущерб материального и нематериального характера). Никакие ссылки государства на национальные законы и правила в оправдание своего поведения, приведшего к нарушению норм международного права и нанесению вреда или ущерба, недопустимы. Также недопустимы ссылки на незнание норм международного права или их неправильное толкование и применение. Субъектами этой ответственности наряду с государствами могут выступать международные организации.

В заключение хочется заметить, что, благодаря деятельности международных организаций системы ООН, систем мониторинга, научных и учебных заведений, межправительственных, неправительственных и финансовых организаций, занимающихся вопросами охраны окружающей среды, других общественных организаций и ученых, человечество пришло, наконец, к понимаю того, что дальнейшее развитие технического прогресса невозможно без оценки влияния новых технологий на экологическую ситуацию. Новые связи, создаваемые человеком, должны быть замкнуты, чтобы обеспечить неизменность тех основных параметров системы планеты Земля, которые влияют на ее экологическую стабильность. При этом природа, не тронутая цивилизацией, должна оставаться резервом, который со временем, когда большая часть земного шара будет служить промышленным, эстетическим и научным целям, станет приобретать все большее значение эталона, критерия деятельности человека.

В настоящее время во всем мире принимаются новые экстренные меры по решению экологической проблемы:

1. Усиливается охрана зеленых зон и лесопарковых территорий в населенных пунктах.

2. Устанавливается систематический контроль за использованием предприятиями и организациями земель, вод, лесов, недр и других природных богатств.

3. Вводятся более эффективные способы и системы разработки месторождений полезных ископаемых и технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих наиболее полное, комплексное и экономически целесообразное извлечение из недр запасов полезных ископаемых, а также использование содержащихся в них компонентов, имеющих промышленное значение.

4. Внедряются новые, более совершенные оборудование и аппаратура для очистки промышленных выбросов в атмосферу от вредных газов, пыли, сажи и других веществ.

5. Осуществляется комплекс организационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических мероприятий по повышению плодородия почв, предотвращению их ветровой и водной эрозии, недопущению засоления, заболачивания, загрязнения земель, зарастания их сорняками, а также других процессов, ухудшающих состояние почв.

6. Запрещается ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, цехов и агрегатов, коммунальных и других объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие; оросительных и обводнительных систем, водохранилищ и каналов до проведения предусмотренных проектами мероприятий, предотвращающих затопление, подтопление, заболачивание, засоление земель и эрозию почв; водозаборных сооружений без рыбозащитных устройств в соответствии с утвержденными проектами; гидротехнических сооружений до готовности устройств для пропуска паводковых вод и рыбы в соответствии с утвержденными проектами и др.

7. Вводятся жесткие санитарные требования к планировке и застройке населенных пунктов.

 

Все эти меры позволяют надеяться, что человечество сможет предотвратить наступление экологической катастрофы. Люди должны научиться жить в гармонии с природой – таково веление времени.

 

 

 

Рис. 21. Международные природоохранительные организации

 

 

Вопросы и задания

 

1. Каковы последствия хозяйственной деятельности человека? Как они сказываются на среде его обитания?

2. Что может послужить для человечества перспективой выхода из экологического кризиса?

3. Как развивалась мировая природоохранная деятельность?

4. Как организовано международное сотрудничество в целях охраны природы в настоящее время?

5. Какие международные организации системы ООН, системы мониторинга, научные и учебные заведения занимаются вопросами охраны окружающей среды?

6. Какие межправительственные, неправительственные и финансовые организации занимаются экологическими проблемами?

7. Какую деятельность проводит организация Гринпис?

8. Какие принципы международного экологического права провозглашены в резолюции от 28 октября 1988 года Генеральной Ассамблеи ООН?

9. Какие важнейшие международно-правовые документы приняты мировым сообществом в целях защит окружающей среды?

10. Что понимается под международной ответственностью за сохранение окружающей среды?

11. Какие экстренные меры принимаются в настоящее время в мире по решению экологической проблемы?

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сознательное и активное включение студентов в учебную, в том числе и самостоятельную, работу предполагает наличие культуры умственного труда, владение приемами самостоятельной учебной деятельности, навыками самовоспитания и самоподготовки. Содействовать развитию у студентов этого комплекса качеств – прямая обязанность каждого преподавателя. Таким образом, помимо совершенствования методики преподавания, одной из основных целей организации учебного процесса в вузе является активизация аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов в течение всего учебного года, а связанные с этим задачи состоят в рациональном планировании, организации и контроле самостоятельной работы.

Решению поставленных задач способствуют следующие меры общего характера:

- повышение качества планирования и организации самостоятельной работы студентов;

- создание условий и стимулов для «безавральной» учебной деятельности студентов, т.е. для систематической самостоятельной работы, своевременного выполнения контрольных мероприятий и т.д.;

- проведение планомерного, четко организованного контроля работы студентов;

- поощрение инициативы студентов к самостоятельному выполнению заданий повышенной сложности, стремления участвовать в олимпиадах, конференциях, в подготовке рефератов.

Обеспечение организации самостоятельной работы студентов невозможно без качественного методического сопровождения, современные подходы к разработке которого требуют использования последних достижений науки.

Качество издаваемых методических пособий, методическая состоятельность преподавателя должны постоянно повышаться и совершенствоваться.

Основной целью разработки учебно-методических документов является расширение и дополнение известных материалов по изучаемой дисциплине, акцентирование внимания обучающихся на главных вопросах, развитие навыков самостоятельной работы с учебной и справочной литературой, критического осмысления материалов различных источников при экономном использовании времени.

Особой задачей методического пособия является создание условий медленно обучающимся студентам. Методические разработки для самостоятельной работы должны быть ориентированы на таких студентов, которые, как правило, не успевают за темпом преподавателя на аудиторных занятиях. Необходимость восстановления в памяти, повторения и закрепления ранее воспринятой информации, формирование связи между отдельными частями информации может быть запланировано автором и реализовано в тексте, структурированном нужным образом.

В содержание учебно-методических документов должен включаться материал, подсказывающий студентам пути, средства и методы рациональной организации самостоятельной работы.

Рефлексия - отражение, условие, необходимое для того, чтобы обучаемый видел схему организации собственной образовательной деятельности, конструировал ее в соответствии со своими целями и программами, осознавал и усваивал способы образовательной деятельности.

Психологи выделяют два типа обучения: бессмысленное - принудительное, безличностное, интеллектуализированное, оцениваемое извне, направленное на усвоение значений и осмысленное - свободное и самостоятельное, инициируемое самим обучаемым, направленное на усвоение смыслов как элементов личностного опыта.

Таким образом, выбирая из двух типов обучения второе, при разработке методических пособий для самостоятельной работы студентов необходимо планировать и включать в содержание документа контрольные вопросы. Ответ на контрольные вопросы - это возможность самооценивания, бесконфликтной проверки знаний, умений.

Включение разнообразных тестовых заданий в методические пособия также необходим. Положительным моментом тестирования является интерес обучающихся, простота проверки (по готовому ключу), быстрота заполнения, предоставление студентам быстрой обратной связи о правильности выполненных заданий. Тестирование не заменяет другие формы контроля, оно позволяет студентам осуществлять самопроверку, стимулирует познавательную деятельность.

Необходимость качественного учебно-методического обеспечения образовательного процесса, самостоятельной работы студентов на различных ступенях обучения бесспорна.

Профессия преподавателя обязывает его постоянно учиться, совершенствоваться, расти вместе со своими учениками, ибо "образовывать и воспитывать может только образованный и воспитанный".

 

Литература.

 

  1. Ермилов Г.Е. Исследовательский характер практических знаний // Вестник высшей школы, № 7.
  2. Илюшечкин В.И., Сосновский В.Т. Учись учиться в вузе. – Армавир, 1988.
  3. Иоганзен Б.Г. Научная организация самостоятельной работы студентов. – Томск, 1970.
  4. Кертман Л.Е., Павлов Н.Н. Методические вопросы руководства самостоятельной работой студентов // Вопросы педагогики высшей школы. – Пермь, 1973.
  5. Наумченко И.Л. Самостоятельный учебный труд студентов. – Саратов, 1983.

6. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. – М., 1972.

  1. Микрюков В.Ю. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. М.: 2005 г

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….. 1
Часть 1. самостоятельная работа студентов в ВУЗе……………..… 3
1.1. Виды самостоятельной работы, их характеристика……………………………….. 1.2. Уровни самостоятельной работы студентов………………………………………. 1.3. Формирование у студентов навыков самостоятельной работы в учебном процессе…………………………………………………………………………………………………… 1. 3.1. Лекция как ведущая форма организации учебного процесса в вузе………………………………………………………………………………………………. 1.3.2. Роль семинарских и практических занятий в формировании у студентов навыков самостоятельной работы……………………………………………… 1.3.3. Роль лабораторно – практических занятий в активизации познавательной деятельности студентов…………………………………………………….. 1.4. Формы проведения контроля самостоятельной работы студентов…………..… 1.5.Требования к учебно-методическому обеспечению самостоятельной работы студентов……………………………………………………………………………………………. 3 5 5 5 6 7 8 9 12 13 13 14 14 14 14 15 15 16 16 16 16 16 16 16 17 17 17 17 18 18 18 18 18 18 18 18 19 19 19 19 19 19 19 19 20 20 20 20 20 21 22 22 22 22 23 23 23 23 23 23 24 24 24 24 24 25 25 25 25 26 26 26 26 26 26 27 27 27 27 27 27 27 27 27 28 28 28 28 28 28 28 28 28 28 28 28 28 29 29 29 29 29 29 29 29 29 30 30 30 30 30 30 31 31 32 32 32 32 32 32 32 32 32 32 32 33 33 33 36 38 38 39 40 46 50 50 50 51 51 63 82 82 82 82 82 98 99 101 102 103 103 116 125 137 144 144 145 157 158
Часть 2. Управление самостоятельной работой студентов при изучении дисциплины «Безопасность……………………………… жизнедеятельности».
2.1. Распределение рабочего времени согласно учебному плану………………………….. 2.2. Лекции…………………………………………………………………………………………… 2.3. Лабораторные занятия……………………………………………………………………… 2.4. Практические занятия………………………………………………………………............ 2.5. Самостоятельная работа…………………………………………………………….......... 2.5.1. ТЕМА 1. Безопасность жизнедеятельности – дисциплина XXI века… 2.5.2. Тема 2. Безопасность человека в экстремальных ситуациях природных и городских условиях…………………………………………………….. 2.5.3. ТЕМА 3. Безопасность и защита населения в условиях ЧС природного и техногенного характера…………………………………………………………… 2.5.4. ТЕМА 10. Экологическая безопасность…………………………………... 2.6. Методические указания к лекциям………………………………………………………. 2.6.1. ТЕМА 1. Безопасность жизнедеятельности – дисциплина XXI века. ……………………………………………………………... 1. Теоретические основы БЖД……………………………………………….. 2. Опасности и их источники, вредные и травмирующие факторы. 3. Безопасность, системы безопасности……………………………… 4. Возникновение и развитие научно-практической деятельности в области безопасности жезнедеятельности человека в техносфере.... 5. Безопасность жизнедеятельности в собственном жилище………. 6. Вопросы для самоконтроля………………………………………………… 7. Рекомендуемая литература……………………………………………….. 2.6.2. Тема 2. Безопасность человека в экстремальных ситуациях природных и городских условиях………………. 1. Экстремальные ситуации (ЭС) и безопасность человека (понятие об экстремальной ситуации)…………………………………………………. 2. Безопасность человека в экстремальных ситуациях в городских условиях. ……………………………………………………………………………. 3. Экстремальные ситуации в природных условиях. …………………… 4. Ситуации, связанные с профессиональной деятельностью в природе……………………………………………………………………………………. 5. Ситуации, связанные с нарушением экологического равновесия…….. 6. Ситуации, связанные с резким изменением теплового режима…….. 7. Ситуации, связанные с акклиматизацией и реакклиматизацией…… 8. Ситуации, связанные с переменой часового пояса……………………… 9. Ситуации, связанные с резким изменением режима питания, питьевого режима…………………………………………………………………….. 10. Вопросы для самоконтроля……………………………………………. 11. Рекомендуемая литература…………………………………………… 2.6.3. тема 3. Безопасность и защита населения в условиях ЧС природного и техногенного характера…………………………… 1. Основные понятия, термины и определения…………………………… 2. ЧС природного характера………………………………………………….. 3. ЧС техногенного характера……………………………………………….. 4. Основные причины техногенных аварий и катастроф…………….... 5. ЧС экологического характера……………………………………………... 6. ЧС социального характера………………………………………………... 7. Защита населения от последствий ЧС природного и техногенного характера. ……………………………………………………………………… 8. Устойчивость функционирования объектов экономики в ЧС. 9. Ликвидация последствий ЧС……………………………………………….. 10. Первая медицинская помощь в ЧС………………………………………... 11. Действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях……………………………………………………………………………….. 12. Вопросы для самоконтроля………………………………………………… 13. Рекомендуемая литература……………………………………………….. 2.6.4. ТЕМА 4. Современные средства поражения………………….. 1. Ядерное оружие и виды ядерных взрывов………………………………… 2. Нейтронные боеприпасы и характеристика очага поражения…..... 3. Военные средства поражения в обычном снаряжении……………….. 4. Современные виды оружия: радиологическое оружие; лучевое оружие - лазерное; рентгеновское; пучковое или ускорительное; гамма-лазерное; психотропное оружие (ПО); плазменное оружие……… 5. Тестовый контроль……………………………………………………………. 6. Вопросы для самоконтроля………………………………………………….. 7. Рекомендуемая литература…………………………………………………………. 2.6.5. ТЕМА 5. Токсическая и эпидемиологическая безопасность………………………………………………………………………….. 1. Химическое оружие……………………………………………………………. 2. Биологическое оружие. ………………………………………………………. 3. Вопросы для самоконтроля………………………………………………….. 4. Рекомендуемая литература…………………………………………………. 2.6.6. ТЕМА 6. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи…………………………………………………………………...…. 1. Индивидуальные средства защиты органов дыхания……………. 2. Простейшие средства защиты органов дыхания……………….... 3. Средства защиты кожи…………………………………………. 4. Медицинские средства индивидуальной защиты…………………. 5. Вопросы для самоконтроля……………………………………………. 6. Рекомендуемая литература…………………………………………… 2.6.7. ТЕМА 7. Специальная обработка…………………………………….. 1. Специальная обработка. ……………………………………………… 2. Обеззараживание………………………………………………………… 4. Санитарная обработка………………………………………………… 5. Вопросы для самоконтроля……………………………………………. 6. Рекомендуемая литература…………………………………………… 2.6.8. ТЕМА 8. Гражданская оборона (ГЗ) на современном этапе……………………………………………………………………………………….. 1. Гражданская оборона…………………………………………………... 2. Тестовый контроль……………………………………………………… 3. Вопросы для самоконтроля……………………………………………. 4. Рекомендуемая литература…………………………………………… 2.6.9. ТЕМА 9. Пожарная безопасность…………………………………… 1. Пожарная безопасность…………………………………………………... 2. Пожар как фактор техногенной катастрофы……………………..… 3. Способы и средства тушения пожаров……………………………….... 4. Оборудование для тушения пожаров…………………………………… 5. Автоматические стационарные системы пожаротушения……………………………………………………………………………….. 6. Тестовый контроль………………………………………………………….. 7. Вопросы для самоконтроля………………………………………………… 8. Рекомендуемая литература……………………………………………….. 2.6.10. ТЕМА 10. Экологическая безопасность……………………….. 1. Основные понятия экологической безопасности, термины и определения………………………………………………………………………… 2. Экологические аспекты БЖД………………………………………..... 3. Окружающий мир……………………………………………………….. 4. Экологический мониторинг…………………………………………… 5. Охрана гидросферы, литосферы, атмосферы……………………. 6. Правовые основы экологии…………………………………………….. 7. Международные экологические отношения……………………….. 8. Контрольная работа……………………………………………………. 9. Вопросы для самоконтроля……………………………………………. 10. Рекомендуемая литература…………………………………………… 2.6.11. ТЕМА 11. Безопасность жизнедеятельности при работе с компьютером…………………………………………………………… 1. Опасные и вредные факторы, влияющие на оператора в процессе работы………………………………………………………………………. 2. Защита от опасного воздействия неблагоприятных факторов при работе с компьютерными технологиями…………………………….... 3. Внедрение компьютеризации в педагогический процесс………… 4. Вопросы для самоконтроля……………………………………………. 5. Рекомендуемая литература…………………………………………… 2.7. Практические занятия. методические указания…………............. 1. Приборы радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля…………………………………………………………………. 2. Методика оценки радиационной и химической обстановки…… 3. Тестовый контроль……………………………………………………… 4. Вопросы для самоконтроля…………………………………………… 5. Задачи для самоконтроля……………………………………………… 6. Рекомендуемая литература……………………………………….….. 2.8. Лабораторные занятия. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ…………………….. 1. Расчет уровня шума в жилой застройке…………………………… 2. Оценка воздействия вредных веществ, содержащихся в воздухе……………………………………………………………………………………… 3. Оценка качества питьевой воды…………………………………….. 4. Оценка радиационной обстановки…………………………………… 5. Расчет нагрузок, создаваемых ударной волной……………………. 6. Расчет общего освещения……………………………………………… 7. Расчет средств защиты от электромагнитных полей в диапазоне частот 3000 МГц…300 ГГц……………………………………………… 8. Защитные сооружения ГЗ……………………………………………... 9. Вопросы для самоконтроля……………………………………………. 10. Рекомендуемая литература…………………………………………… 2.9. Вопросы для самоконтроля знаний студентов по курсу «БЖД»………………………………………………………………………………………………… 1. Вопросы……………………………………………………………………. 2. Правильные ответы……………………………………………………. 3. Рекомендуемая литература…………………………………………… 2.10 НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ В ОБЛАСТИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ………………………………………………………………………………………..… 2.11. Список основной литературы………………………………………………... 2.12. Список дополнительной литературы……………………………………. 2.13. интернет в самостоятельной работе…………………………………….. ГЛАВА 3 Материал для внеаудиторных занятий…………………… 3.1. ТЕМА 1. Безопасность жизнедеятельности – дисциплина XXI века…………………………………………………………………………………………….. 3. 1.1. Техногенные опасности. Понятие техногенной опасности. Аксиомы БЖД о техногенных опасностях. Количественная оценка опасностей…………………………………………………………………………. 3.1.2. Классификация и параметры опасностей, причин и последствий. Классификация опасностей по причинам возникновения и вызываемым последствиям. Причинно-следственная связь………………….... 3.1.3. Теория риска. Основные положения теории риска. Идентификация опасностей понятие надежности объекта. Понятие риска. Анализ и оценка риска. Численные методы оценки риска. Риски чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера…………… 3.1.4. Управление природным и техногенным рисками………………….. 3.2. Тема 2. Безопасность человека в экстремальных ситуациях природных и городских условиях…………………………………………… 3.3.1. Правила поведения людей в экстремальных ситуациях в быту, на транспорте, на дорогах…………………………………………………… 3.3.2. Правила поведения людей в экстремальных ситуациях криминогенного характера…………………………………………………………….. 3.3.3. Правила поведения людей в экстремальных ситуациях в природе………………………………………………………………………………….. 3.3.4. Выживание в условиях автономного существования……………. 3.3. ТЕМА 3. Безопасность и защита населения в условиях ЧС природного и техногенного характера……………………………………. 3.3.1. РСЧС. Структура РСЧС. Основные задачи, силы и средства РСЧС………………………………………………………………………………... 3.3.2. Устойчивость функционирования объектов экономики в ЧС. Понятие устойчивости. Факторы, влияющие на устойчивость. Оценка устойчивости. Стратегия повышения устойчивости………... 3.3.4. Ликвидация последствий ЧС. Спасательные и другие неотложные работы. Краткая характеристика……………………………………... 3.3.5. Первая медицинская помощь в ЧС: само- и взаимопомощь при ожогах, переломах, утоплении, электротравматизме и других несчастных случаях……………………………………………………………………... 3.3.6. ЧС социального характера……………………………………………… 3.3.7. Общественная опасность экстремизма и терроризма………….. 3.3.8. Действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях (для педагогических специальностей)…………………………. 3.4. Тема 7. Специальная обработка……………………………………………… 3.5. ТЕМА 10. Экологическая безопасность……………………………….. 3.5.1. Правовые основы экологии. Виды ответственности за экологические правонарушения………………………………………………………….. 3.5.2. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………. Список литературы………………………………………………………………………………..
   

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.