Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема. Социализация личности (2ч)

ПС-26

Тема. История становления социальной психологии (2ч)

Вопросы:

1. Основные этапы развития социально-психологических взглядов.

1. Первые социально-психологические теории: «Психология народов» (специфика подхода В.Вундта, М.Лацаруса и Р. Штейнталя); «Психология масс», её истоки в психологической концепции Р.Тарда и окончательное оформление в работах С. Сигеле и Г. Лебона; Теория «инстинктов социального поведения» У. Мак-Дугалла.

2. Русские ученые в социальной психологии.

3. Развитие социальной психологии в Беларуси.

4. Актуальные проблемы социальной психологии на современном этапе.

Задания:

1. Законспектировать статью Андреевой Г.М. Социальная психология / Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / Состав. Е.П. Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 1999. – С. 5-21. Анализ содержания статьи провести по следующей схеме:

Название дискуссии Участники дискуссии Обсуждаемые проблемы и вопросы   Выводы
         

В статье выделить основные направления исследований в настоящее время в социальной психологии.

2. Выписать из предложенной литературы определения основных категорий социальной психологии: социальная общность, социальная группа, социальное познание, социально-психологический статус личности, социальная роль.

3. Составить схему «Классификация социально-психологических явлений», используя материалы учебного пособия Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001 – С.164-167.

 

Литература

1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для студентов вузов / Состав. Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 48- 221.

2. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.

3. Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб: Издательство «Питер», 2000.

4. Шапарь В.Б. Методы социальной психологи: Учебное пособие. Ростов н/Дону, Феникс, 2003.

  1. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.: ВЛАДОС, 1995.

Тема. Методология и методы исследования (2ч)

Вопросы:

1. Специфика социально-психологического исследования.

2. Количественные и качественные методы в социальной психологии.

3. Методологическая триангуляция.

4. Классификация методов исследования в социальной психологии.

  1. Основные тенденции развития социально-психологических методов исследования.

 

Задания:

1. Составить перечень методов для изучения социально-психологических характеристик личности.

2. Подобрать методику для диагностики динамических процессов в малой группе. Подготовить презентацию методики.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учеб. для высш. учеб заведений / Г.М. Андреева – 5-е изд., дополн. – М.: Аспект Пресс, 2006.

2. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме.- СПб: «Прайм – ЕВРОЗНАК», 2004.

3. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учебное пособие / Битянова М. Р. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

4. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2000.

5. Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. – СПб: «Прайм – ЕВРОЗНАК», 2004.

6. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.

7. Социальная психология / Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д, Сирс – 10-е изд. – СПб: Питер, 2004.

8. Шапарь В.Б. Методы социальной психологи: Учебное пособие. Ростов н/Дону, Феникс, 2003.

9. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов. – Мн.: АСАР, 2005.

 

Тема. Общение как социально-психологическое явление (4ч)

Вопросы:

1. Общение как процесс.

2. Функции, структура и средства общения.

3. Виды общения.

Задания:

1. Написать эссе на одну из предложенных тем: «Коммуникация в деятельности практического психолога», «Юмор в общении клиента и психолога», «Социально-психологические аспекты употребления матерной речи», «Личностное пространство и общение».

2. Подобрать психологические упражнения и игры для развития умений и навыков коммуникации.

3. Подготовить презентацию книги по психологии общения.

Литература

1. Айслер _Мертц К. Язык жестов. – Пер с нем. К. Давыдовой. – М.: ФЛИР-ПРЕСС, 2006.

2. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2001.

3. Бодалёв А.А. Психология общения, М.: Воронеж, 1996.

4. Кроник А.А. Кроник Е.А. Психология человеческих взаимоотношений. – М.,1998.

5. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.

6. Рапохин Н.П. Прикладная психология: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.

7. Нэпп М., Холл.Д. Невербальное общение. Учебник – Спб.: Прайм –ЕВРОЗНАК», 2004.

8. Невербальные средства общения/ Серия «Высшее образование» - Ростов н / Д, Феникс, 2004.

Тема. Группа как объект социальной психологии (4ч)

Вопросы:

  1. Развитие теоретических подходов к исследованию малой группы за рубежом.
  2. Развитие исследований малой группы в отечественной традиции.
  3. Генезис и развитие малой группы.
  4. Характеристика малой группы.
  5. Феномены управления групповымпроцессом.

Задания:

1. Каждый слушатель должен подготовить реферат на одну из предложенных тем:

  • Динамические процессы в малой группе.
  • Влияние меньшинства в группе.
  • Исследования в школе «групповой динамики» К. Левина.
  • Коллектив как высшая стадия развития группы.
  • Феномен лидерства.
  • Теории сплочённости в зарубежной социальной психологии.
  • Теории сплочённости в отечественной социальной психологии
  • Экология функционирования группы.

2. Составить таблицу «Подходы к исследованию малых групп в зарубежной и отечественной психологии».

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учеб. для высш. учеб заведений / Г.М. Андреева – 5-е изд., дополн. – М.: Аспект Пресс, 2006 –С. 180-241.

2. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме.- СПб: «Прайм – ЕВРОЗНАК», 2004

3. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учебное пособие / Битянова М. Р. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001 –С. 315-369.

4. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2000 – С.427- 433.

5. Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. – СПб: «Прайм – ЕВРОЗНАК», 2004 – С. 279-297.

6. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003 – С.186-190.

7. Руденский Е.Р. Социальная психология. Курс лекций. М.: ИНФРА, Новосибирск, 1997 – С.138-179.

8. Социальная психология / Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д, Сирс – 10-е изд. – СПб: Питер, 2004 – С. 316-347, 397- 486.

9. Социальная психология: Ключевые идеи / Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2003.

3. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Ч.1. – М.: ВЛАДОС, 1995.

1. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов. – Мн.: АСАР, 2005.- С.535-637.

 

Тема. Массовая коммуникация (4ч)

Вопросы

1. Большие социальные группы и механизмы их саморегуляции.

2. Социально-психологические феномены больших социальных общностей.

3. Сущность и характеристики толпы.

4. Виды толпы. Поведение человека в толпе.

5. Психология массовой коммуникации.

Задания:

1. Законспектировать и проанализировать статью Лебон Г. Душа толпы / Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / Состав. Е.П. Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 1999.

2. Выполнить задание на тему «Убеждающая сила рекламы».Выполняя это задание, стлушатель должен собирать данные об обращениях к людям с целью их убеждения в средствах массовой коммуникации.

Слушатель должен просмотреть телевизионные передачи (рекламные ролики) в течение нескольких часов и записать содержание рекламы на следующем бланке:

 

Рекламный ролик Рекламируемый товар Основное лицо (лица), рекламирующие товар Типы убеждающих обращений
         
         

 

В графе «Рекламный ролик» слушатель даёт краткое содержание и название рекламного ролика. Далее студент должен указать, какой продукт рекламируется в ролике (мыло, пиво, жевательные резинки, колготки, косметика и т.д.). Затем слушатель описывает основное лицо (лица), которые рекламируют товар (пол, возраст, статус, профессия, популярность и известность лица для большинства населения, его имидж и др.).

В графе «типы убеждающих воздействий» слушатель должен проанализировать, к какому типу относится убеждающее обращение, используемое в рекламном ролике.

Некоторые рекламные ролики эксплуатируют желание человека быть популярным и нравиться окружающим, другие пытаются использовать в своих целях чувство вины. Не забывайте, что реклама убеждает не только с помощью произнесённых вслух слов, но и с помощью продуманного визуального представления товара.

В процессе анализа рекламного ролика отвечайте на следующие вопросы:

· Преобладал ли какой- нибудь тип убеждающих обращений, если да, то какой?

· Средства привлечения внимания зрителя?

· К каким чувствам человека апеллируют авторы рекламного ролика?

· Заметили ли вы какие-либо закономерности в структуре этих обращений? Например, изменялось ли содержание обращений в зависимости от того, кто занимался убеждением зрителей – мужчина или женщина, кто был аудиторией –мишенью – дети или взрослые, пожилые или молодые люди и т.п.?

· Какие убеждающие обращения, на ваш взгляд, наиболее эффективны?

· Проследите особенности вербальной и невербальной коммуникации в рекламном ролике?

Проанализировав различные методы убеждения, используемые в рекламе, слушатель может сравнить свои результаты с результатами других слушатель и сделать выводы об особенностях убеждения зрителя в СМИ. Слушатель должен просмотреть и проанализировать не менее 2 рекламных роликов.

 

Литература

1. Крысько В.Г. Социальная психология в схемах и комментариях: Учебное пособие / В.Крысько – СПб.: Питер, 2003 – С.180-184.

2. Морозов А.В. Социальная психология: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений – М.: Академический проект, 2003 – С 198-213.

3. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003 – С.267-278.

4. Семечкин Н.И. Социальная психология: Учебник – Ростов н/ Д: «Феникс», 2003 – С.32-35; 45-51.

5. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов. – Мн.: АСАР, 2005.- С.455-463.

6. Майерс. Д. Социальная психология – СПб.: Питер, 1997.

7. Психология социальных ситуаций / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной – СПб.: Питер, 2001.

8. Психология влияния /сост. А.В. Морозов - СПб.: Питер, 2002.

9. Психология и психоанализ власти: Хрестоматия. В 2-х томах / (ред.-сост. Д.Я. Райгородский). Самара: БАХРАХ, 1999.

Тема. Межличностные отношения (2ч)

Вопросы:

  1. Чем отличаются общественные отношения от межличностных отношений?
  2. Как соотносятся межличностные и общественные отношения?
  3. Основные характеристики межличностных отношений
  4. Виды межличностных взаимоотношений.
  5. Близкие межличностные отношения.

 

Задания:

1. Составьте мини- конспект по предложенной теме. Воспользуйтесь рекомендуемой литературой.

2. Приведите примеры на различные виды взаимоотношений между людьми.

Литература

3. Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001.

4. Дыгун М.А. Социальная психология в схемах, понятиях и персоналиях / М.А. Дыгун, Т.Ф. Лутович - Мозырь: Содействие, 2006.

5. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.

6. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев. 1990. Психология влияния /сост. А.В. Морозов - СПб.: Питер, 2002.

7. Нартова- Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений / Нартова- Бочавер С - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

 

 

Вопросы:

1. Социализация личности. Различные подходы к проблеме социализации.

2. Стадии социализации личности.

3. Механизмы социализации.

4. Институты социализации.

5. Социально-психологические характеристики личности.

Задания:

1. Выделите основные проблемы освоения следующих ролей: абитуриент, студент, профессионал.

2. Подберите метафоры к следующим понятиям: сущность человека,

личностный рост, рефлексия, социальная роль, социальная установка, социализация

3.Выписать социально психологические характеристики личности из книги Крысько В.Г. Социальная психология в схемах и комментариях: Учебное пособие / В.Крысько – СПб.: Питер, 2003 – С.124-125.

3. Составить таблицу «Теоретические подходы к проблеме социализации» по следующей схеме:

 

Название подхода Авторы Основные положения
       
       

 

Для составления таблицы можно использовать учебное пособие: Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов. – Мн.: АСАР, 2005 - С 319-337.

Литература

 

1. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учебное пособие / Битянова М. Р. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001 –С.387-424

2. Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 –С. 148-172.

3. Социальная психология: практикум \ авт.-сост.: М.А. Дыгун, Е.П. Дыгун, Л.В. Цалко; под общ. ред. М.А. Дыгуна - Мозырь:УО МГПУим. И.П. Шамякина, 2008.

4. Свентицкий А.М. Социальная психология: Учебник – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004 – С. 67-76; 96-115.

5. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов. – Мн.: АСАР, 2005.- С. 237-242; 262-275; 313-348.

6. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.: ВЛАДОС, 1995.

 

 

Тема. Самость как системообразующее ядро личности (2ч)

Вопросы

  1. Многообразие теоретических подходов к изучению самости.
  2. Социальная идентичность как существующая самость.
  3. Я-концепция в структуре самости.
  4. Теоретические подходы к изучению социальной идентичности..

Задания:

1. Составить глоссарий по изучаемой теме.

2. Провести тест «20-утверждений» М.Куна на выборке 5 чел. и интерпретировать полученные результаты

 

 

Литература

  1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001.
  2. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / Состав. Е.П. Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 1999.

3. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.:Питер, 2000.

4. Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара: Издательский дом «Бахрах», 2003.

  1. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов. – Мн.: АСАР, 2005.- С.251-312.

Тема. Социальные установки личности (2ч)

Вопросы

 

1. Понятие социальной установки (аттитюда).

2. Структура и функции аттитюда.

3. Влияние аттитюда на поведение.

4. Концепция диспозиционной регуляции поведения личности.

 

Задания:

Слушатель пишет доклад на один из предложенных вопросов к теме.

Литература

 

1. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учебное пособие / Битянова М. Р. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001 –С.424-442.

2. Майерс. Д. Социальная психология – СПб.: Питер, 1997.

3. Свентицкий А.М. Социальная психология: Учебник – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004 – С. 118- 128.

4. Семечкин Н.И. Социальная психология: Учебник – Ростов н/ Д: «Феникс», 2003 – С. 406- 456, 547-564.

5. Нартова- Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений / Нартова- Бочавер С - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

6. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов. – Мн.: АСАР, 2005.- С. 463-472;

 

Тема. Социальное поведение личности (4ч)

Вопросы

 

  1. Просоциальное поведение. Гендерные особенности просоциального поведения.
  2. Агрессивное поведение личностные и ситуативные факторы агрессии.
  3. Социальные предубеждения. Формы проявления социальных предубеждений.
  4. Преодоление социальных предубеждений.

Задания:

  1. Подобрать примеры из реальной жизни. Подтверждающие теоретические положения данной темы.

Литература

 

1. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учебное пособие / Битянова М. Р. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

2. Майерс. Д. Социальная психология – СПб.: Питер, 1997.

3. Свентицкий А.М. Социальная психология: Учебник – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

4. Семечкин Н.И. Социальная психология: Учебник – Ростов н/ Д: «Феникс», 2003.

5. Нартова- Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений / Нартова- Бочавер С - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

6. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов. – Мн.: АСАР, 2005.

 

Тема. Интерактивная сторона общения (2ч)

 

Вопросы:

1. Понятие интеракции.

2. Теоретические подходы к межличностному взаимодействию.

3. Нормативная регуляция межличностного взаимодействия.

4. Межличностное взаимодействие как взаимопонимание.

Задания

1. Выписать характеристики коммуникации в межличностном общении, причины недопонимания и условия взаимопонимания из книги Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии – М.: ВЛАДОС ПРЕСС,2001- С. 54-55; 66- 67.

2. Законспектировать статью Лабунская В.А. Невербальное поведение: структура и функции / / Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / Состав. Е.П. Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 1999.

3. Выписать определения коммуникабельность, коммуникативное ядро личности, коммуникация, коммуникативные стили общения, межличностное взаимодействие используя материалы учебного пособия Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.

Литература

 

1. Андриенко Е. Социальная психология. М. 2002.

2. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учебное пособие / Битянова М. Р. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

  1. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2001.
  2. Морозов А.В. Социальная психология: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М., Академический проект, 2003.

5. Социальная психология. Методические рекомендации для семинарских занятий. РИО, Барановический госуниверсистет, 2009.

6. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов. – Мн.: АСАР, 2005.

 

Формы контроля самостоятельной работы слушателей: тестирование, коллоквиум, собеседование с преподавателем, проверка выполненных заданий, письменные контрольные работы, проверка рефератов.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Для самостоятельного выполнения | Примерный перечень тем самостоятельной работы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.