КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Из двух палат парламента именно Государственная Дума играет основополагающую роль в законодательном процессе
Государственная Дума Государственная Дума (нижняя палата) выступает как прямое представительство различных групп населения, политических партий и движений и формируется путем общенациональных выборов. Ее численность — 450 депутатов. Основной функцией Федерального Собрания является законодательная. Речь не идет об абсолютном, исключительном праве парламента на законотворчество. В России, как и в большинстве современных стран, за исполнительной властью закреплено право на принятие нормотворческих актов, оно либо выводится из присущих ей полномочий, либо делегируется законодательной властью. Статья 104 Конституции РФ содержит перечень субъектов законодательной инициативы, гораздо более широкий, чем в большинстве зарубежных стран, где правом вносить подготовленный законопроект на рассмотрение парламента обладают лишь депутаты и правительство, а также комитеты парламента. Комитеты российского парламента не обладают правом законодательной инициативы: законопроекты, вносимые депутатами, носят авторский характер. Не исключена совместная деятельность субъектов законодательной инициативы. Конституция РФ право законодательной инициативы предоставляет Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, представительным органам субъектов РФ, а также Конституционному, Верховному, Высшему Арбитражному судам РФ по вопросам их компетенции. Вместе с тем никто, кроме Федерального Собрания РФ, не имеет право принимать федеральные законы, которые вслед за Конституцией РФ имеют высшую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации, им должны следовать все без исключения государственные органы, общественные организации, должностные лица, граждане.
Законодательный процесс — установленный законами и регламентами порядок, этапы, процедуры прохождения закона от проекта до опубликования и вступления в силу, а также взаимодействие всех участников законотворчества (см. рис. 18.3).
Принятие бюджета и иные финансовые полномочия — важное направление законодательной деятельности Федерального Собрания. Федеральный бюджет — это роспись государственных доходов и расходов, которая принимается парламентом ежегодно. Бюджет разрабатывает и вносит в Государственную Думу в виде проекта Правительство РФ. Государственная Дума бюджет принимает, Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает его и одобряет, Президент РФ подписывает и тем утверждает бюджет. Принимая бюджет, парламент уполномочивает Правительство РФ расходовать государственные средства в соответствии с установленными приоритетами и сметой, возлагает на него обязанность собрать необходимые для обеспечения доходов налоги и иные поступления. В компетенцию Государственной Думы входит обсуждение отчетов Правительства РФ об исполнении бюджета. К числу иных финансовых полномочий относятся: налоговые полномочия (установление налогов, сборов имеет место в законах, принятие которых является прерогативой парламента), принятие решений о внутренних и внешних займах, создание различных внебюджетных фондов и т. п. Функция контроля за деятельностью Правительства РФ не закреплена за Федеральным Собранием Конституцией РФ, в отличие от законодательства большинства парламентских республик Европы и Азии, однако осуществляется совокупностью контрольных полномочий. Контроль за исполнительной властью носит политический характер, хотя и осуществляется в юридических формах. Это означает, что предметом контроля выступает политическая деятельность правительства. Согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 117) Правительство РФ ответственно перед Федеральным Собранием, а именно перед Государственной Думой, которая решает вопросы о назначении Председателя Правительства РФ и выражении недоверия правительству. По поводу этих решений предусмотрена специальная процедура урегулирования противоречий между Президентом РФ и Государственной Думой. В соответствии со ст. 109 Государственная Дума может быть распущена президентом РФ в случае, если она трижды отклонила представленные главой государства кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ, при этом Президент РФ назначает председателя правительства. Президент имеет право распустить Государственную Думу и в случае своего несогласия с принятым ею решением о недоверии правительству (ст. 117).
Контрольные полномочия парламента реализуются и в таких формах, как запрос к правительству (обращение, интерпелляция) относительно мотивов его деятельности, его дальнейших действий по вопросам, относящимся к определенным аспектам правительственной политики; вопросы (устные и письменные) парламентариев, обращенные к правительству или отдельным министрам; кадровые назначения на высшие государственные должности, которые осуществляются по представлению Президента РФ (п. «е» ст. 83), в том числе при формировании состава Счетной палаты — специального органа, призванного оказывать помощь Федеральному Собранию в осуществлении контроля за исполнением федерального бюджета. Полномочия по ратификации и денонсации международных договоров — важная часть компетенции Федерального Собрания. Ратификация — это утверждение высшим органом государства международного договора, после чего он приобретает юридическую силу. И напротив, денонсация — в установленной форме волеизъявление государства, направленное на расторжение договора. Полномочия в области обороны и безопасности Федерального Собрания РФ реализуются как его право решать вопросы войны и мира. Квазисудебные полномочия Федерального Собрания РФ предусматривают обязательное участие обеих палат в процедуре отрешения президента от должности (импичмент президента). Процедура, регламентированная ст. 93 Конституции РФ, только по названию процедурных операций имеет определенное сходство с судопроизводством, но не может считаться судом. Отрешение, импичмент президента — это политический процесс, форма политической ответственности, что не освобождает его от обычной судебной ответственности в дальнейшем.
Организация деятельности Федерального Собрания РФ предусматривает различные полномочия Совета Федерации и Государственной Думы.
Совет Федерации на основании ст. 102 Конституции РФ имеет следующие полномочия: 1) утверждение изменения границ между субъектами Федерации, кие изменения (ч. 3 ст. 67 Конституции РФ) могут осуществляться только с взаимного согласия субъектов РФ. Роль Совета Федерации в ином случае состоит в санкционировании договоренностей соответствующих субъектов Федерации; 2) утверждение указов Президента РФ о введении военного положения, о введении чрезвычайного положения. Следует иметь в виду, о в соответствии со ст. 88 Конституции РФ Президент РФ имеет право вводить на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, а в соответствии со ст. 87 — и военное положение в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. В этих случаях президент должен немедленно сообщить о своих указах по этим вопросам Федеральному Собранию; 3) решение вопроса об использовании Вооруженных сил РФ за пределами территории Федерации; 4) назначение выборов Президента РФ (как в связи с истечением срока полномочий, так и в случае их досрочного прекращения); 5) отрешение Президента РФ от должности. Окончательное решение об импичменте президента отнесено к компетенции Совета Федерации ввиду того, что президент не вправе распускать верхнюю палату Федерального Собрания; 6) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; 7) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ. Указанные кадровые назначения, как уже отмечалось, осуществляются по представлению Президента РФ;
8) назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. По вышеперечисленным вопросам Совет Федерации принимает постановления простым большинством голосов. Однако в ряде случаев, предусмотренных Конституцией РФ (решение об отрешении Президента от должности, пересмотр положений Конституции), постановления принимаются в ином порядке (см. ч. 2 ст. 93; ст. 134-137).
Государственная Дума на основании ст. 103 имеет следующие полномочия: 1) дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; 2) решает вопрос о доверии Правительству РФ; 3) назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального Банка РФ; 4) назначает на должность и освобождает от должности председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов; 5) назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека. Этот институт (омбудсмена) является новым для России, рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав, анализирует состояние дел в области прав человека и гражданина в стране и докладывает об этом парламенту, предлагая принять соответствующие законодательные меры. Функционирует в соответствии с федеральным конституционным законом; 6) объявляет амнистии — акты о полном или частичном освобождении от ответственности (как правило, уголовной) лиц, совершивших преступления; 7) выдвигает обвинение в адрес президента для отрешения его от должности. Нижней палате российского парламента предоставлено право лишь возбуждения вопроса (инициирования импичмента), вовлечения в процедуру Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ, а окончательное решение по данному обвинению принимает верхняя палата. По вышеперечисленным вопросам Государственная Дума принимает постановления большинством голосов. Конституцией РФ предусмотрен иной порядок принятия решений по некоторым вопросам. Так, постановление о пересмотре Конституции должно быть принято не менее чем 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, что создает возможность созыва Конституционного Собрания. Вследствие наделения обеих палат парламента различными полномочиями Конституцией РФ установлен раздельный порядок заседаний Совета Федерации и Государственной Думы (они размещены в разных зданиях). Как правило, заседания палат проходят открыто. Это означает, что на заседаниях имеют право присутствовать представители средств массовой информации, различных государственных органов и т. п. Однако в случаях, предусмотренных регламентами палат, могут проводиться закрытые заседания. Конституция предусматривает случаи, когда обе палаты могут заседать совместно: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Для обеспечения порядка организации Федерального Собрания депутаты каждой из палат избирают из своего состава председателя его заместителей, но над ними нет никакого общего руководства. Каждая из палат образует комитеты и комиссии, в которых осуществляется детальное обсуждение проблем, прорабатываются законодательные акты по различной предметной (тематической) компетенции иных структурных подразделений палат. Комитеты — постоянные структурные подразделения палат, создаются по соответствующим направлениям законодательной деятельности. Совет Федерации состоит из 11 комитетов, Государственная Дума имеет 28 комитетов. Домашнее задание: найти и рассказать о деятельности комитетов Совета Федерации и Государственной Думы
Комиссии создаются на постоянной или временной основе, их сравнительно узкая специализация, небольшой численный состав позволяют с необходимой глубиной и компетентностью курировать отельные области государственной деятельности.
Перечень комитетов и комиссий, порядок их создания, численность закреплены в Регламенте каждой из палат. Регламенты предусматривают важнейшие парламентские процедуры.
Понятие «парламентские процедуры» включает в себя порядок работы парламента (каждой из его палат), которая состоит из сессий, пленарных заседаний, заседаний комиссий, комитетов.
Что такое сессия парламента? Сессии парламента — это период времени, в течение которого паты вправе в установленном порядке проводить пленарные заседания принимать решения в соответствии со своей компетенцией. Федеральное Собрание РФ действует не в порядке кратковременных периодических сессий, а является постоянно действующим органом т. 99), начинает свою работу на 30-й день после избрания (созыва), Конституцией предусмотрено право Президента РФ созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока (ч. 2 ст. 99).
Что представляет собой пленарное заседание парламента? Пленарные заседания — это собрания членов парламента (его палат), которые проводятся в установленном законом порядке. Их условно можно разделить на организационные (проводятся сразу после выборов, регулируются Конституцией (ч. 3 ст. 99) и Регламентом) и внеочередные. Процедуры обычных пленарных заседаний также подробно определяются Регламентом с целью повышения эффективности работы палат.
Одним из важных элементов парламентской процедуры является кворум — установленное регламентом количество парламентариев, необходимое и достаточное для начала работы и принятия решений. Решение, принятое при отсутствии кворума, недействительно. Обсуждение обычно заканчивается и решение принимается голосованием. По способу голосования могут быть открытыми (ныне существует система электронного голосования), тайными (чаще всего при выборах, используются бюллетени) и поименными. Поименное голосование применяется в наиболее ответственных случаях, предусматривается специальным решением палаты, которое принимается по инициативе группы парламентариев.
Еще одна разновидность парламентских процедур — это заседания комитетов и комиссий. В целом эта процедура гораздо проще, чем пленарные заседания. Здесь не требуется предварительной записи на выступления, сами выступления носят характер скорее деловой, чем публичный, возможны неоднократные выступления. Особое значение имеют проводимые комитетами (комиссиями) слушания. Они позволяют выявить не только возможные позицию и оппозицию по тем или иным вопросам, но и формировать в необходимом направлении общественное мнение. Значительная роль принадлежит слушаниям в комиссиях при осуществлении контрольных полномочий парламента. В последнее время порядок работы парламента России — Федерального Собрания РФ, парламентские процедуры, их регламентация, дальнейшее развитие основ правового регулирования законодательного процесса приобретают все большую общественную значимость. Специалисты говорят о формировании нового для России правового института в рамках конституционного права — парламентского права[6].
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |