Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика социально-культурной сферы




Жалобы и конфликты при обслуживании клиентов

Психология процесса обслуживания

Контактная зона

Культура сервиса

Прогрессивные формы обслуживания

Характеристика социально-культурной сферы

 

Для характеристики СКС необходимо ее сопоставление с со­циальной сферой.

Социальная сфера как экономическая категория представляет собой инфраструктуру общественной деятельности по удовлетво­рению социальных и духовных потребностей людей. Социальной сфере как области специфических экономических отношений свой­ственны некоторые общие экономические особенности, которые характеризуют определенные отрасли непроизводственной сферы (культуру, образование, науку, здравоохранение и т. д.).

В связи с разработкой общероссийского классификатора ви­дов экономической деятельности, продукции и услуг социальную сферу не совсем корректно стали отождествлять со сферой услуг. Существует и более узкое понимание социальной сферы, ограниченное деятельностью по социальному обеспечению и социальной защите определенных слоев населения.

Понятие СКС используется, как правило, для характеристики общественной деятельности тех структур общества, в рамках кото­рых осуществляется социально-культурное воспроизводство, т. е. в нее включаются разнообразные социальные институты, специали­зирующиеся на данной функции.

Иначе говоря, это совокупность предприятий, учреждений, организаций и органов управления, осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения, обеспечивая тем самым удовлетворение культурных и информаци­онных потребностей населения.

К СКС относят образование, культуру, здравоохранение, фи­зическое воспитание и спорт, социальное обеспечение, СМИ и коммуникации, а также другие виды и сферы социальной деятельнос­ти по развитию человеческого потенциала как источника, а также конечной цели общественного развития.

В отличие от социальной сферы в состав СКС не входят такие отрасли и виды деятельности, как государственное управление и финансы, ЖКХ, пассажирский транспорт.

Услуги в сфере социально-культурного сервиса служат удовлет­ворению потребностей двух уровней: общественно значимых и ин­дивидуально необходимых. Как целое, общество не только пред­ставляет своим' гражданам созданное усилиями предшествующих поколений культурное пространство и обеспечивает сохранение и умножение культурных ценностей прошлых времен и народов, но и стремится ввести эти ценности в сознание каждого индивида, так как от уровня индивидуальной культуры зависит и уровень культу­ры общества в целом.

Культура здесь выступает как предельно широкая философская категория, воплощающая в себе и культуру производства, и культу­ру бытия в целом во всех его взаимосвязях и отношениях в рамках исторически конкретной социальной действительности.

Слово «культура» в переводе с латинского означает «обработка, возделывание, совершенствование, воспитание, образование». Культура определяет как степень развития той или иной сферы жизнедеятельности человека, так и самого человека.

Следуя Д.С. Лихачеву, определим культуру как «сотворенную человеком материальную и духовную среду обитания, а также про­цессы создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей». Таким образом, с культурой тесно связаны нор­мы и ценности, включая общечеловеческие ценности.

Культурное пространство вызывает к жизни индивидуальные потребности граждан, создает условия, стимулирует и оказывает индивидуальные услуги по его освоению. Вместе с тем культурное пространство через систему социальных институтов устанавливает критерии культурного развития граждан общества, обусловливая определенной для каждого из них планкой возможности реализа­ции его потребностей и притязаний.-

В рамках социально-культурного сервиса обеспечивается удов­летворение через систему здравоохранения индивидуальных по­требностей граждан в сохранении на приемлемом для нормальной жизнедеятельности уровне здоровья, потребностей в активной рек­реации и спортивной деятельности, в освоении культурного, эко­номического и социального пространства человеческого бытия в границах его мирового расселения через систему общественно орга­низованных и индивидуальных форм туризма и экскурсий.

В социально-культурный сервис входят также услуги дошкольных учреждений и различные формы социального обеспечения всех категорий граждан.

Сфера культурной деятельности постепенно выделилась в само­стоятельную отрасль. Функционирование этой отрасли направлено на создание продукта, способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей. Ее отличие от других отраслей, на­пример, образования, связано с тем, что эта деятельность направле­на на всестороннее (интеллектуальное, эстетическое, нравственное и т. д.) воспитание человека и удовлетворение его духовных потреб­ностей. Образование же требует систематических занятий.

В сфере культуры выделяют такие категории: культурное на­следие, публикации и литература, музыка, исполнительское искус­ство, изобразительное искусство, кинематограф и фотография, ра­дио и телевидение, спорт и игры, природа и окружающая среда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.