Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальный статус семьи и ее типология

Конструктор вида субконто

Конструктор вида субконто предназначен для наиболее типовых случаев создания новых видов субконто.

Вызов Конструкторов описан в главе «Метаданные» (раздел «Конструкторы).

На первом шаге Конструктор предлагает указать идентификатор нового вида субконто и его комментарий, а также выбрать тип значений субконто.

Конструктор позволяет создать вид субконто с типами значений, наиболее часто используемыми для организации аналитического учета по бухгалтерским счетам (справочниками, перечислениями, документами). Создание видов субконто с другими типами значений может быть выполнено без использования Конструктора.

Выключение опции «Использовать конструктор для создания новых объектов» позволяет отказаться от использования Конструктора. В этом случае создание вида субконто и редактирование его свойств выполняется так, как это описано в главе «Метаданные» (см. стр. Ошибка! Закладка не определена.). Одновременно с отказом от использования Конструктора при создании нового вида субконто произойдет отказ от использования всех Конструкторов при создании новых объектов метаданных (см. главу «Метаданные», раздел «Конструкторы», стр. Ошибка! Закладка не определена.).

На втором шаге предлагается либо воспользоваться одним из существующих справочников, перечислений, документов (в зависимости от типа значения, выбранного на первом шаге), либо создать новый справочник, перечисление или документ.

При выборе варианта «Создать новый Справочник» вместо поля со списком для выбора идентификатора существующего справочника появляется поле ввода. В поле ввода необходимо указать идентификатор справочника, который должен быть создан.

При создании нового справочника на следующем шаге Конструктор предлагает указать синоним и комментарий создаваемого справочника, а также выбрать пользовательские интерфейсы, в которые должна быть помещена команда для вызова нового справочника.

Из всех проблем, стоящих перед современной семьей, для социального педагога наиболее важной является проблема адаптации семьи в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус, т. е. состояние семьи в процессе ее адаптации в обществе.

Рассмотрение семьи как целостного системного образования в процессе социальной адаптации предусматривает анализ це­лого ряда ее структурных и функциональных характеристик, а также анализ индивидуальных особенностей членов семьи.

Для социального педагога важны следующие структурные характеристики семьи:

• наличие брачных партнеров (полная, формально полная, неполная);

• стадия жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожи­лая);

• порядок заключения брака (первичный, повторный);

• количество поколений в семье (одно или несколько поко­лений);

• количество детей (многодетная, малодетная).

В перечисленных характеристиках кроются как ресурсные возможности семьи (материальные, воспитательные и др.), так и потенциальные факторы социального риска. Например, по-вторность брака восполняет утраченные супружеские и детско-родительские связи, но может вызвать негативные тенденции в состоянии психологического климата семьи и в воспитании детей; сложный состав семьи, с одной стороны, создает более разнообразную картину ролевых взаимодействий, а значит бо­лее широкое поле социализации ребенка, с другой — в услови­ях дефицита жилья вынужденное совместное проживание не­скольких поколений может стать причиной повышенной кон­фликтности в семье и т. д.

Помимо структурных и функциональных характеристик, отражающих состояние семьи как целого, для социально-педа­гогической деятельности также важны индивидуальные осо­бенности ее членов. К ним относятся социально-демографичес­кие, физиологические, психологические, патологические при­вычки взрослых членов семьи, а также характеристики ребен­ка: возраст, уровень физического, психического, речевого раз­вития в соответствии с возрастом ребенка; интересы, способно­сти; образовательное учреждение, которое он посещает; успеш­ность общения и обучения; наличие поведенческих отклонений, патологических привычек, речевых и психических нарушений.

Сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами складывае­тся в комплексную характеристику — статус семьи. Учеными показано, что у семьи может быть, по крайней мере, 4 статуса:

социально-экономический, социально-психологический, соци­окультурный и ситуационно-ролевой. Перечисленные статусы характеризуют состояние семьи, ее положение в определенной сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени, т. е. представляют собой срез некоторого состояния семьи в непре­рывном процессе ее адаптации в обществе. Структура социаль­ной адаптации семьи представлена на схеме:

 

      Социальная адаптация      
         
1 г   V   т
Социально-экономичес­кая адаптация   Социально-психологи­ческая адаптация   Социокультурная адаптация
1 Г   1 Г   V
Материальное положе­ние семьи   Психологический климат семьи   Общая культура семьи
      \ '      
    Ситуационно-ролевая    
      адап гация      

Первый компонент социальной адаптации семьи — матери­альное положение семьи. Для оценки материального благосо­стояния семьи, складывающегося из денежной и имуществен­ной обеспеченности, необходимо несколько количественных и качественных критериев: уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение, а также социально-демогра­фические характеристики ее членов, что составляет социально-экономический статус семьи.

Если уровень доходов семьи, а также качество жилищных условий ниже установленных норм (величины прожиточного минимума и др.), вследствие чего семья не может удовлетворять самые насущные потребности в пище, одежде, оплате за жилье, то такая семья считается бедной, ее социально-экономический статус — низкий.

Если материальное благосостояние семьи соответствует ми­нимальным социальным нормам, т. е. семья справляется с удов-

летворением базовых потребностей жизнеобеспечения, но ис­пытывает дефицит материальных средств для удовлетворения досуговых, образовательных и других социальных потребно­стей, то такая семья считается малообеспеченной, ее социаль­но-экономический статус — средний.

Высокий уровень доходов и качества жилищных условий (в 2 и более раза выше социальных норм), позволяющий не толь­ко удовлетворять основные потребности жизнеобеспечения, но и пользоваться различными видами услуг, свидетельствует о том, что семья является материально обеспеченной, имеет вы­сокий социально-экономический статус.

Второй компонент социальной адаптации семьи — ее психо­логический климат — более или менее устойчивый эмоцио­нальный настрой, который складывается как результат настро­ений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим собы­тиям.

Чтобы знать и уметь оценивать состояние психологического климата семьи, или иными словами ее социально-психологи­ческий статус, целесообразно разделять все взаимоотношения на отдельные сферы по принципу участвующих в них субъек­тов: на супружеские, детско-родительские и отношения с бли­жайшим окружением.

В качестве показателей состояния психологического клима­та семьи выделяются следующие: степень эмоционального ком­форта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовли­яния; место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением.

Благоприятными считаются отношения, построенные на принципах равноправия и сотрудничества, уважения прав лич­ности, характеризующиеся взаимной привязанностью, эмоци­ональной близостью, удовлетворенностью каждого из членов семьи качеством этих отношений; в этом случае социально-пси­хологический статус семьи оценивается как высокий.

Неблагоприятным психологический климат в семье является в том случае, когда в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конф­ликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует от­чуждение. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, т.е. снятия стресса и усталости, восполнения физических и душевных сил

каждого члена семьи. В этой ситуации социально-психологи­ческий климат — низкий. Причем неблагоприятные отношения могут трансформироваться в кризисные, характеризующиеся полным непониманием, враждебностью друг к другу, вспышка­ми насилия (психического, физического, сексуального), жела­нием разорвать связывающие узы. Примеры кризисных отно­шений: развод, побег ребенка из дома, прекращение отношений с родственниками.

Промежуточное состояние семьи, когда неблагоприятные тенденции еще слабо выражены, не имеют хронического харак­тера, расценивается как удовлетворительное, в этом случае со­циально-психологический статус семьи считается средним.

Третий компонент структуры социальной адаптации семьи — социокультурная адаптация. Определяя общую культуру се­мьи, необходимо учитывать уровень образования ее взрослых членов, поскольку он признан одним из определяющих факто­ров в воспитании детей а также непосредственную бытовую и поведенческую культуру членов семьи.

Уровень культуры семьи считается высоким, если семья справляется с ролью хранительницы обычаев и традиций (со­храняются семейные праздники, поддерживается устное народ­ное творчество); обладает широким кругом интересов, развиты­ми духовными потребностями; в семье рационально организо­ван быт, разнообразен досуг, причем преобладают совместные формы досуговой и бытовой деятельности; семья ориентирова­на на всестороннее (эстетическое, физическое, эмоциональное, трудовое) воспитание ребенка и поддерживает здоровый образ жизни.

Если духовные потребности семьи не развиты, круг интере­сов ограничен, быт не организован, отсутствует объединяющая семью культурно-досуговая и трудовая деятельность, слаба моральная регуляция поведения членов семьи (превалируют насильственные методы регуляции); семья ведет неблагополуч­ный (нездоровый, аморальный) образ жизни, то ее уровень культуры — низкий.

В том случае, когда семья не обладает полным набором харак­теристик, свидетельствующих о высоком уровне культуры, но осознает пробелы в своем культурном уровне и проявляет актив­ность в направлении его повышения, можно говорить о среднем социокультурном статусе семьи.

Состояние психологического климата семьи и ее культурный уровень — показатели взаимно влияющие друг на друга, по­скольку благоприятный психологический климат служит надежной основой нравственного воспитания детей, их высокой эмоциональной культуры.

Четвертый показатель — ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с отношением к ребенку в семье. В случае кон­структивного отношения к ребенку, высокой культуры и актив­ности семьи в решении проблем ребенка, ее ситуационно-роле­вой статус высокий; если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах, то — средний. В случае игнори­рования проблем ребенка и тем более негативного отношения к нему, которые, как правило, сочетаются с низкой культурой и активностью семьи, ситуационно-ролевой статус — низкий.

На основе анализа структурных и функциональных характе­ристик семьи, а также индивидуальных особенностей ее членов, можно определить ее структурно-функциональный тип и вме­сте с тем сделать вывод об уровне социальной адаптации семьи в обществе.

Из существующего множества типологий семьи (психологические, педагогические, социологические) задачам деятельности социального педагога отвечает следующая комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благопо­лучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой одно­кратной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как бла­гополучные, например, неполная семья, малообеспеченная се­мья и т. п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необ­ходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную по­мощь.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одно­временно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностя­ми, медленно, мало результативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образо­вательную, психологическую, посредническую помощь в рам­ках долговременных форм работы.

Асоциальные семьи — те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в ко­ренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут амо­ральный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеничес­ким требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодны­ми, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Свойства вида субконто | Осадочные породы. Диапировые (инъективные) структуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.