Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационный менеджмент. 1 Понятие инновационного менеджмента и основные этапы процесса инновации




1 Понятие инновационного менеджмента и основные этапы процесса инновации.

2 Инновационная политика организации. Управление процессом инноваций.

3 Инновационный потенциал и профессионализация менеджмента.

 

 

1. Инновационный подход предполагает создание в рамках организации специальных центров, занимающихся разработкой, освоением и развертыванием производства новых видов продуктов и услуг. Таким образом, оказывается, что, пока одни подразделения выпускают пользующуюся в настоящий момент спросом продукцию, другие уже готовят ей замену (проектируют, создают опытные образцы, налаживают выпуск). Это позволяет организации получить дополнительную конкурентоспособность и устойчивость.

Инновационный менеджмент — одно из направлений стратеги­ческого управления, осуществляемого на высшем уровне руковод­ства фирмой. Его целью является определение основных направле­ний научно-технической и производственной деятельности пред­приятия в следующих областях: разработка и внедрение новой про­дукции (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с произ­водства устаревшей продукции.

Основное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реали­зацию. Разработка и внедрение новых видов продукции становятся приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определя­ют все остальные направления ее развития.

Инновационный менеджмент предполагает:

o разработку планов и программ инновационной деятельности;

· наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедре­нием;

· рассмотрение проектов создания новых продуктов;

· проведение единой инновационной политики;

· обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;

· обеспечение инновационной деятельности квалифицирован­ным персоналом;

· создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем — от идеи до серийного производства продукции.

На характер и направленность инновационного процесса влия­ют четыре основные группы факторов.

1. Информированность о нововведениях. Вероятность «проникно­вения» новшества в организацию и его внедрение зависят от числа новшеств, о которых известно организации, а также от оценки их эффективности. Информированность частично зависит от качеств работников предприятия, отчасти от наличия процедуры поиска
новшеств.

Чтобы новшество было одобрено, оно должно вос­приниматься как способ устранения отклонения от намеченного или ожидаемого результата.

2. Внешняя подконтрольность — это степень, в которой фирма за­висит от внешней среды или несет ответственность перед внешни­ми системами. Известной формой такой зависимости является по­требность в заемных средствах, кадрах, клиентуре, которые органи­зация получает из внешней среды.

3. Резервные ресурсы — те, которые еще не задействованы на дру­гие цели. Наличие у фирмы резервов играет важную роль в увязке нововведения и проблемы. Все новшества требуют затрат на вне­дрение, некоторых ресурсов. Резерв может быть в наличии либо специально создаваться.

4. Организационная структура. Такие переменные, как центра­лизация, формализация, сложность, интегрированность, откры­тость, оказывают влияние на восприятие и осознание организацией проблем, поиск средств их решения и само принятие решений.

Следует понимать, что всякое нововведение ведет к нару­шению устойчивости системы, вызывает в ней внутреннее на­пряжение. Специалисты в области инноватики отмечают нали­чие определенного противоречия между функционированием организации и ее изменением. Функционирование предполагает циклическое воспроизводство каких-то действий, результатов. Оно может быть эффективным только в том случае, когда оно регулярно и стабильно. Стабильность целей, состава, структуры, системы организации есть важное условие ее функционирования. Всякое же нововведение хоть на какое-то время «сбивает» функционирова­ние, изменяет его параметры и таким образом нарушает равновесие в системе.

Разрешение его, со­хранение стабильности системы возможно через искусное, поэтап­ное осуществление инноваций, так, чтобы система, меняясь в од­них своих элементах, сохранялась как устойчивое образование в других.

Процесс внедрения нового продукта состоит из нескольких эта­пов:

1. Систематизация имеющихся идей: сбор информации о технологических изменениях на рынке, но­вовведениях, поступающей от подразделений научно-исследова­тельских и опытно-конструкторских работ, служб маркетинга, сбы­тового аппарата фирмы, торговых посредников, конечных потре­бителей (пожелания, требования, рекламации);сбор информации о потенциальных возможностях фирмы в от­ношении разработки и освоения продукции, определения степени и размеров риска;сбор информации о целевых рынках, долгосрочных тенденциях их развития.

2. Отбор выявленных идей и выработка идей нового продукта,
определение возможностей практической их реализации: выяснение степени технологической общности новых и тради­ционных изделий; соответствие новой продукции имиджу фирмы и стратегии раз­вития; определение патентной чистоты будущего изделия.

3. Анализ экономической эффективности нового продукта, раз­
работка программы маркетинга: техническая разработка продукта, в процессе которой идея при­обретает вид конкретного проекта; определение технико-экономических характеристик продукта, оценка его качества и потребительских свойств; оценка потенциального рыночного спроса и объема продаж, оп­ределение расходов (инвестиций) на создание и освоение новой продукции, сроки окупаемости новой продукции; наличие необходимых ресурсов для производства новой продук­ции: технологических, машин и оборудования, сырья и материалов, кадрового персонала, финансовых; сроки освоения новой продук­ции и выхода с ней на рынок; анализ и оценка рентабельности (при­быльности) производства новой продукции, разработка программы маркетинга по продукту.

4. Создание нового продукта: разработка конкретной программы создания нового продукта с распределением обязанностей по подразделениям организа­ции; создание образца и проведение технических испытаний (про­верка на экологичность, безопасность и пр.); определение наименования товара, его товарного знака, оформ­ления, упаковки, маркировки.

5. Тестирование на рынке: тестирование на ограниченном рынке в течение трех месяцев по цене и другим коммерческим условиям (предоставление скидок с цены, кредита и др.); выбор оптимальных каналов реализации; выбор средств иметодов рекламы; организация технического обслуживания.

6. Принятие решения о внедрении нового изделия в производ­-
ство (массовое, серийное) на основе программы маркетинга по про­
дукту, отражающей: коммерческое обоснование нововведения — объем продаж, рен­табельность, степень удовлетворения спроса и потребностей, кана­лы и методы сбыта, наличие опыта в сбыте подобных товаров; из­вестность и реноме фирмы на рынке, стабильность связей с покупа­телями и потребителями; производственные возможности фирмы — использование име­ющихся мощностей, обеспеченность ресурсами, квалифицирован­ным персоналом; финансовые возможности — общая сумма инвестиций в массо­вое производство и сбыт, источники финансирования, предполага­емые результаты на расчетный период; соответствие нормативным показателям — стандартам, государ­ственным нормам в стране предполагаемого сбыта продукции; обеспечение патентной защиты нововведения.

Инновационная деятельность составляет органическую часть маркетинговой деятельности фирмы. В особенности это относится к фирмам, занятым производством наукоемкой продукции. Их службы НИОКР тесно взаимодействуют со службой маркетинга.

Подразделения НИОКР становятся трансформаторами идей и разработок, исходящих от потребителей. Они принимают активное участие в разработке программ маркетинга по продукту. Между изучением потребностей и НИОКР существует обратная связь, позволяющая в процессе НИОКР максимально учитывать требования потребителей и корректировать в соответствии с ними технико-экономические показатели нового изделия с целью их оптимизации.

2. Инновационная политика выступает, во-первых, как средство реализации общей хозяйственной политики предприятия и, во-вторых, как средство решения его оперативно-хозяйственных за­дач. Она ориентирует деятельность фирмы на те направления, кото­рые могут обеспечить повышение эффективности производства пу­тем создания и выпуска продукции, отвечающей спросу и потреб­ностям потребителей, укрепление экономического потенциала фирмы.

Разработка инновационной политики предполагает решение следующих вопросов:

1. Выпуск принципиально новой продукции, не имеющей на рынке аналогов по назначению. Такая политика ориентирована на созда­ние новых изделий с показателями высокой технико-экономичес­кой эффективности и активным воздействием на потребителя. Характерной особеннос­тью современного этапа такой политики является то, что конку­ренция фактически начинается на этапе НИОКР и разработки но­вой продукции.

2. Выпуск новых для данной фирмы видов продукции, имеющих ана­логи и коммерческий успех на рынке. Предполагается ориентация на завоевание рыночной доли, принадлежащей лидеру, либо на следо­вание за лидером. В том и другом случае решается вопрос о созда­нии продуктов-аналогов с более высокими технико-экономически­ми показателями либо имитации продукции, предлагаемой лиде­ром. Вместе с тем предприятие должно быть ориентировано на изыскание новых возможностей применяемых новинок.

3. Ориентация производства на техническое обновление выпускае­мой продукции. Инновационная политика должна быть направлена на постоян­ное улучшение качественных характеристик уже освоенной про­дукции и реализовываться на основе составления программ освое­ния новых изделий и технологических процессов.

Ориентация производства на выпуск изделий с улучшенными свойствами, отличающихся новизной благодаря модернизации конструкции, не требует крупных ассигнований на НИОКР, а пред­полагает непрерывное совершенствование конструкторской базы, работы дизайнеров и инженеров.

Модификация изделий может происходить за счет внесения не­значительных изменений, повышающих удобство пользования, внедрения в заранее определенные сегменты рынка, где они не бу­дут иметь аналогов (модификация применительно к конкретным рынкам).

4. Ориентация производства на выпуск традиционных товаров, явно устаревших, но пользующихся спросом на отдельных рынках, требует решения вопроса о целесообразности сохранения (и на ка­кой срок) налаженного производства продукции по традиционной технологии или перехода на новую технологию. При этом важное значение имеет определение степени морального старения конк­ретных видов продукции, стадии жизненного цикла одного и того же товара на различных рынках.

Правильная инновационная политика имеет для предприятия важное значение, поскольку позволяет сконцентрировать ресурсы на наиболее перспективных направлениях хозяйственной деятель­ности. Речь идет как о затратах на такую деятельность, так и о сроках реализации намечаемых работ. Реализация инновационной поли­тики осуществляется путем разработки программы НИОКР, в которой формулируются конкретные цели и пути их достижения. Такие программы способствуют наращиванию научно-технического по­тенциала фирмы для последующих нововведений (Линейный и нелинейный инновационный процесс).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.