Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние социальной роли на развитие личности




Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам — вечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т. е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то же время статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статуса взрослого с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом.

Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения — имиджетерапия (имидж — образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли. Несмотря на условность такого метода, эффективность его использования была достаточно высока, поскольку субъекту давалась возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко известен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Жизнь рассматривается как драма, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий эффект.

 

3. Общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и состоящий в обмене информацией, взаимодействии и восприятии человека человеком.

Социальный смысл общения заключается в том, что оно выступает способом передачи форм культуры и общественного опыта.

Психологический смысл общения состоит в том, что в ходе него субъективный, внутренний мир одного человека раскрывается для другого и происходит изменение мыслей, чувств и поведения взаимодействующих людей.

 

Структура общения (по Г.М. Андреевой):

Коммуникативная сторона состоит в обмене информации между людьми. При этом информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Основная цель информационного обмена в общении - это выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций и проблем.

Интерактивная сторона представляет собой обмен, не информацией, а действиями в процессе организации и осуществления взаимодействия между людьми. Эта сторона общения может проявляться в согласовании действий, распределении функций, воздействии на настроение, поведение или убеждения партнера.

Перцептивная сторона - это процесс восприятия партнерами друг друга, их внешнего облика и внутреннего мира. Эффективность восприятия (перцепции) связана с социально-психологической наблюдательностью, позволяющей по внешним проявлениям индивида улавливать его существенные особенности и прогнозировать поведение.

Основные механизмы социальной перцепции:

Идентификация (уподобление) заключается в попытках поставить себя на место партнера. Близким к идентификации является механизм эмпатии. Однако при эмпатии происходит не рациональное понимание проблем другого человека, а стремление откликнуться на них эмо­ционально.

Рефлексия - это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

В процессе социальной перцепции важную роль играют установки, приводящие к следующим психологическим эффектам:

Эффект ореола - когда ранее выработанные представления о человеке мешают видеть его действительные качества.

Эффект новизны- когда в ситуации восприятия знакомого человека новая информация о нем оказывается более значимой.

Эффект стереотипизации - когда воспринимаемый человек соотносится с одним из известных людей. Стереотипизация упрощает процесс социальной перцепции, но, к сожалению, за счет искажения реальной сущности партнера.

Функции общения:

Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность.

Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

Стороны общения - конкретные его характеристики, показывающие его единство и многообразие:

Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью.

Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера. Она охватывает не только познание другого человека, но и самопознание.

Коммуникативно-информационная сторона общения представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п.

Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров. Они проявляются в выразительных движениях субъектов общения, их действиях, поступках, поведении.

Конативная (поведенческая) сторон а общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Она обеспечивает управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, раскрывает стремление человека к тем или иным ценностям, выражает побудительные силы человека, регулирует взаимоотношения партнеров в совместной деятельности.

4. Средства и виды общения: (надо сократить)

- язык - обеспечивающий взаимопонимание партне­ров; встречающееся непонимание друг друга часто происходит из-за того, что собеседники придают различный субъективный смысл употребляемым словам;

- интонация;

- мимика - движение лицевых мышц, выражающих внутреннее душевное состояние;

- позы, дистанция, взаиморасположение партнеров;

- взгляды, «контакт глаз»;

- жесты.

Виды общения:

- вербальное – невербальное;

- контактное – дистантное;

- непосредственное – опосредованное;

- устное – письменное;

- диалогическое – монологическое;

- межличностное – массовое;

- частное – официальное (деловое);

- искреннее – манипулятивное.

 

Каждый из видов общения имеет свои особенности. Например, кодекс делового общения содержит семь принципов:

- принцип кооперативности (твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора);

- принцип достаточности информации (говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент);

- принцип качества информации (не ври);

- принцип целесообразности (не отклоняйся от темы, сумей найти решение);

- принцип красноречия (выражай мысль ясно и убедительно);

- принцип ассертивности (умей слушать и понять нужную мысль);

- принцип индивидуального подхода (умей учитывать индивидуальные особенности собеседника).

Этапы общения:

- появление потребности в общении, а также намерения вступить в контакт;

- ориентировка в целях, в ситуации общения;

- ориентировка в личности партнера;

- планирование содержания общения (обычно бессознательно);

- бессознательный или сознательный выбор средств, фраз, манер поведения;

- восприятие и оценка ответной реакции, установление обратной связи;

- корректировка направления и стиля общения.

Стратегии поведения:

а) сотрудничество, предполагающее максимальное достижение участниками взаимодействия своих целей;

б) соперничество, предполагающее ориентацию лишь на свои интересы, без учета интересов партнера;

в) компромисс, предполагающий частное, промежуточное (зачастую временное) достижение целей партнеров ради сохранения условного равенства и сохранения отношений;

г) уступчивость, предполагающая принесение в жертву собственных потребностей для достижения целей партнера;

д) избегание, предполагающее уход от контакта, отказ от стремления к достижению своих целей для исключения выигрыша другого.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1019; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.