КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Начало известности 2 страница
Тактика уступки По одному поводу Иисус противопоставляет свой жребий зверям в поле и птицам в воздухе, и стоит также сравнить его тактику. Как и человек, животные образуют социальные группы с иерархической структурой власти, и здесь неизбежно наблюдается борьба за власть, поскольку революционер пытается забраться наверх, а упрочившиеся лидеры противостоят ему. Среди многих тактик, используемых животными в такой борьбе, одной наиболее подходящей к изучению Иисуса является «тактика уступки», используемая, как сообщается, некоторыми зверями и птицами. Когда борются два волка и один вот-вот будет убит, то побежденный волк внезапно поднимет свою голову и обнажит горло, перед противником. Противник становится неспособным и не может убить его, пока сталкивается с такой тактикой. Хотя он и победитель, побежденный контролирует его поведение тем, что стоит перед ним недвижно и открывает ему свое уязвимое место - яремную вену. Индюк тоже, сталкиваясь с более сильным противником, вытягивает свою шею, лежа на земле, и занимает беспомощное положение, и противник его вида не может напасть и убить его. На эту связь между Иисусом и поведением животного указывал также Лоренц. Комментируя урок, который он получил, изучая поведения волков, он говорит: «Я по крайней мере извлек из этого новое и более глубокое понимание удивительное и зачастую неверно понятое высказывание из Евангелия, которое до тех пор пробуждало во мне только чувство сильного неприятия: «Ударившему тебя по щеке подставь и другую» (Лк 6, 29). Волк просветил меня не столько в том, что враг может ударить вас снова, если вы повернете к нему другую щеку, а в том, чтобы сделать его неспособным так поступить*.
Хотя можно было бы утверждать, что «тактика уступки» – это просто прием, используемый животными с тем, чтобы претерпеть поражение, не будучи уничтоженным, и что человек использует такую тактику в войнах, можно также усматривать такую процедуру как способ определения того, что должно случиться. Вы не можете победить беспомощного противника; если вы ударите его не получите в ответ удара, вы можете только испытывать чувство вины и раздражения, равно как и сомнение относительно того, кто оказался победителем. Такая тактика оказалась эффективной: ею пользуются плачущие жены и встревоженные родители, которые находят, что беспомощность будет усиливать их указания более тиранически, чем отдача приказаний. Крайняя тактика угрозы покончить с жизнью попадает под ту же категорию. У тактики уступки, или обращения другой щеки, есть свой риск и свой триумф. Это, казалось бы, такая тактика, которая либо позволяет добиться победы, либо провоцирует убийство. Тот факт, что три выдающихся исполнителя такой процедуры – Иисус, Ганди и Мартин Лютер Кинг – умерли насильственной смертью, столь же несомненно, как будто бы жили под мечом, - не кажется случайным. (Долг Ганди Иисусу за тактику ненасильственного сопротивления очевиден. Ганди сообщает, что в свои ранние годы он читал Нагорную проповедь, «которая прямо вошла в его сердце». Мы не можем знать, разработал ли он такую тактику уступки более полно, чем Иисус, потому что у нас нет достаточной информации от Иисуса, тогда как много знаем о Ганди). Казалось бы, что использование смиренности в определении того, что должно случиться в борьбе за власть, работает эффективнее, если существует угроза насилия в предпосылке, чтобы поддерживать тактику смирения. Успехи негритянского ненасилия можно усматривать как результат боязни белых еще более яростных восстаний, если они совершат убийство многих из этих молодых людей.
На протяжении всей своей общественной жизни Иисус проповедовал, хотя редко практиковал, тактику поворота другой щеки, любви своих врагов и моления за них, прощения семидесяти по семь раз тех, кто был к вам несправедлив (Что должно приводить к капитуляции противника). Насколько явно он это выразил скорее как стратегическое понятие, чем как религиозный принцип, видно из его единственного изречения, где он предлагал процедуру, которая с тех пор используется попранными перед лицом неодолимой власти. Иногда это называется армейской игрой, поскольку самый низший рядовой может выиграть в борьбе с самым высшим своим начальником просто тем, что делает более того, что ему говорят. Если упрямому солдату приказывают вымыть пол, он может не только вымыть его, но послушно моет его восемь часов спустя. (Авторы психиатрической статьи описывают солдата, которому удалось найти швабру с одной только нитью в качестве оружия в такой борьбе). Его начальники будут, с одной стороны, в ярости, с другой, лишены возможности наказать его, поскольку его нельзя наказывать за то, что он делает то, что ему сказано делать. Иисус выражал искусно такую тактику в своем общем рассуждении об использовании стратегии беспомощности перед лицом власти. Он говорит:
Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два (Мф 5, 38-41).
Создал ли Иисус тактику уступки, это представляется сомнительным, но он несомненно систематизировал ее и изложил наиболее ясно. Сообщается, что евреи однажды одолели Пилата путем такой тактики во времена Иисуса. Когда Пилат впервые стал правителем, он устроил свою штаб-квартиру в Кесарии и поднял флаги Тиберия в Иерусалиме. Евреи протестовали против водружения этих флагов в святом городе своем и пошли толпой в Кесарию. Пилат окружил толпу своими войсками и сказал, что если толпа не рассеется, он убьет их всех. Невооруженные евреи «бросились на землю, вытянули свои шеи и восклицали, что скорее готовы умереть, чем нарушить Закон». Флаги Кесарии были спущены в Иерусалиме.
То, что это скорее умышленная тактика, задуманная Иисусом, чем личная философия, свидетельствует тот факт, что он сам никогда не обращал другую щеку. Обычно, имея дело с противниками – такими, как книжники и фарисеи, которые критиковали его, - Иисус не только отвечал критикой на критику, но поносил их бранью и угрожал им. Когда фарисеи критиковали его людей за то, что те ели зерна в субботу, Иисус указывал, что Давид ел освященные хлеба и что, кроме того, Сын Человеческий является Господином субботы. Когда они говорили, что он исцеляет с помощью дьявола, он называл их поколением гадов, а когда они спрашивали, почему его ученики не моют руки перед едой, он называл их лицемерами (Мф. 15). Это не смиренные ответы, и Иисус обычно обращался со своими противниками, отвечая вопросом или критикой, а никак не пассивным сопротивлением. На деле, Иисус никогда не прощал того, кто причинял зло ему или критиковал его, хотя он прощал тех, кто вредил другим. На кресте он дал общее прощение всем, когда сказал: «Отче, прости их, ибо они не ведают, что творят». Но когда предоставлялась возможность прощать при личной встрече, он всегда уклонялся. Вот пример: он мог бы простить Иуду, который предал его, но вместо того Иисус сказал: «но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф 26, 24)*
Кульминация борьбы за власть Изучение Иисуса как тактика не только усиливает наше понимание природы борьбы за власть, но и предлагает возможное разрешение некоторых противоречий в Евангелиях. О конечных днях Иисуса у авторов Евангелия больше путаницы, чем о любой стороне его жизни. В своей решимости доказать его невиновность они забывают указать, какие обвинения выставлены против него. И их попытки приспособить его действия к усложненным пророчествам о Мессии составляют эту путаницу.
Когда Иисус подошел к конечной стадии борьбы, он создал ситуацию, где не было никакой надежды на компромисс. Он осуждал священников, он осуждал храм и, наконец, осуществил физическое нападение на храм. Хотя Иисус позаботился о том, чтобы не призывать открыто к восстанию против иерархии священников, он повсюду дискредитировал их. Как он выразил это:
На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть Их (Мф23, 2-4). Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человеком, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете (Мф23, 13).
Иисус не просто критикует, он действует. Он смело напал на храм, когда вошел и опрокинул столы менял и торговцев жертвенными животными. Поскольку существенно важной стороной хозяйства храма была торговля животными и размен денег, то это было незначительное выступление. Опять же, его нападки демонстрирую его мастерство как тактика, ибо для нападок он выбрал наиболее уязвимую область своих противников. Он не осквернил алтарь и не вторгся в Святую Святых – он сосредоточился на коммерческой стороне, говоря, что они превращают молитвенный дом в разбойничью пещеру. Таким способом публичных нападок он мог тут же завоевывать славу во всем городке, не давая при том своему противнику никакого преимущества. Священнослужителям неловко было отвечать тем же за его насильственные действия, потому что он цитировал им их собственные писания, критикуя положение, которое трудно защищать. Иисус не только осуждал влиятельные круги, но и предлагал самого себя в качестве альтернативы; он даже подчеркивал, что мог бы разрушить тот храм до основания и вновь построить его в три дня. Занятая Иисусом позиция также была крайняя: влиятельные круги должны были предпринять какие-то действия против него, чтобы выжить. Очевидно они пытались схватить его, но «побоялись народа» (Мф 21, 46); и была даже попытка забить его камнями, но ему удалось избежать. Единственно, что оставалось – арестовать его. Несмотря на путаницу в Евангелиях относительно последних дней Иисуса, несколько моментов представляются ясными: 1. По поводу возражений своих последователей Иисус утверждал, что отправляется в Иерусалим, чтобы быть там арестованным. Когда он прибыл в этот святой город, он вел себя в такой крайней манере, что вынудил власти арестовать его. Он либо все организовал так, что пришедшие арестовывать его служители нашли его, либо по крайней мере терпеливо ожидал их прихода. Предательство Иуды можно толковать как организованное Иисусом. Иисус говорит: «Один из вас предаст меня»,
а когда его спросили, кто это:
Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее (Ин 13, 26-27).
2. Он был допрошен и приговорен к смерти Синедрионом и передан римскому правителю для исполнения приговора. 3. Пилат отказался казнить его, потому что не нашел никакого доказательства тому, что он нарушил римский закон. 4. Пилат обратился к народу за решением, и толпа потребовала смерти Иисуса. Вплоть до момента суда поведение Иисуса согласовалось с различными возможными толкованиями. Учитывая его агрессивное поведение и готовность подвергнуться аресту, следующие интерпретации по крайней мере представляются разумными: а) Он действительно был Мессией и должен был поэтому идти по пророческому образу: быть отданным в руки врагов и казненным; б) Он жертвовал собой за грехи мира как часть мессианского образца, и это был его индивидуальный выбор; в) Он сошел с ума, как предполагает Шоу, а Швейцер отрицает, и решил, что он – Мессия и должен умереть, чтобы могло тут же придти Царство Небесное; или же г) Он не намеревался умирать, а хотел быть арестованным, потому что окончательно выставлял себя и силу своей организации в конечной борьбе за власть с существующим порядком. Поведение Иисуса после ареста было такого характера, что только последнее из этих толкований, видимо, соответствует фактам. Позволив, или организовав, арестовать себя, он сделал почти невозможным осудить и приговорить его к казни. Если бы он просто хотел, чтобы его казнили как часть мессианского пророчества, или хотел пожертвовать собой за грехи мира, он мог бы объявить, что он – Мессия, противник римского владычества, и его казнь была бы простой рутиной. Если он сошел с ума и стремился принести себя в жертву в самоубийственной манере, то он подобным образом вел бы себя провокационно и сделал бы казнь свою простой. Все же он этого не делал. Он отказывался говорить, отказывался сказать, что он – Мессия, и отказывался противиться Риму. Он фактически вел себя так, что его казнь казалась невозможной после того, как любезно отдал себя в руки властей. После того, как он был арестован:
Первосвященники и старейшины и весь Синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли (Мф 26, 59-60).
В такой ситуации Иисус не проклинал и не бранил книжников и фарисеев и даже не защищался и не утверждал своей власти. Он ничего не сказал на протяжении многочасового допроса и бесполезного вызова свидетелей. Матфей продолжает:
Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? Что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал (Мф 26, 60-63).
И только будучи спровоцированным, Иисус, наконец, говорит, и ответ его неопределенен:
И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! На что еще нам свидетелей? Вот, теперь вы слышали богохульство Его! Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти (Мф 26, 63-66).
Для Иисуса сказать «Ты сказал» – не то же самое, что «Да, Я». Только один из четырех евангелистов свидетельствует, что он допускает, что он – Мессия, и все согласны в том, что это случилось после того, как он хранил молчание на протяжении всего судебного разбирательства. Марк свидетельствует, что он сказал: «Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мк 14, 62). Лука приписывает ему ответ: «вы говорите, что Я» (Лк 22, 70), а Иоанн вообще не упоминает об этом деле. Когда Иисус говорит «ты сказал», первосвященник очевидно воспринимает это заявление, как синонимичное «Я». Вместе с тем, когда Иисус дает такой же ответ Пилату, то он очевидно воспринимается как отрицание. Для вопроса о том, допускал ли Иисус, что он является Мессией или нет, здесь уместно напомнить о том, что он за всю свою деятельность никогда не объявлял, что он Мессия, это всегда делали другие. Хотя фактически законы синедриона в то время были неясными, очевидно то были люди строгих процедур. Вот почему необходимо было показание свидетелей, обычно двух, и по закону человека нельзя было приговорить за заявления, против самого себя. Все же, говорится, что осуждение Иисуса было за преступление, которое остается неясным, и оно основывается целиком на этих кратких и неопределенных заявлениях в конце процесса. Тайна остается. Если бы Иисус был Мессией, который должен быть принесен в жертву,то почему не появилось удовлетворительного свидетельства, чтобы его можно было бы легко осудить, или по крайней мере почему он не делает тех гневных заявлений, которые делал в иных местах, которые позволили бы его осудить? Пребывая в молчании и давая только окончательный и неопределенный ответ, Иисус делает невозможным приговорить его к смерти на законном основании: осуждение должно было быть произведено путем нарушения правил и выступления против самого себя. Это делается в порыве раздражения, импульсивно. Удивительно, что подобная ситуация возникает, когда Иисус предстоит перед римским правителем. Хотя властям была дана поразительная автономия для покоренного колониального народа, они не могли казнить человека, кроме как с разрешения Пилата. И опять же, если бы Иисус решился подвергнуться казни, он заставил бы Пилата отдать такой приказ. Вместо того он делает крайне трудным, если не невозможным, для Пилата распорядиться о его казни. Хотя Иисус охотно критиковал и осуждал религиозные круги и местных правителей, он был крайне осмотрителен в своем поведении с римлянами. Нигде в Новом Завете не содержится какого-либо его высказывания, которое можно было бы расценить как нападки на Рим, несмотря на антагонизм евреев в отношении этой иностранной власти. Иисус не возбуждает народ против Рима, или против римского налогообложения (хотя он возражал против храмового налога – ср. Мф.17:26). Самое большее, что делал он, так это то, что включал римлян в число иноверцев и помещал их за черту оседлости. Он наставлял своих учеников иметь дело только с евреями, говоря: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф.15:24), хотя Иисус порицал не евреев как класс, он не выражал антиримских настроений, даже когда его противники пытались заманить его в ловушку вопросом «Позволительно ли давать подать кесарю, или нет». Он говорит: «что искушаете меня, лицемеры?», и добавляет: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф 22, 19-21). Всегда можно думать так, что Евангелия были написаны людьми, которые не желали противодействовать Риму и потому не записывали его антиримские высказывания; но возможно и то, что Иисус не делал таковых. Римская власть должна была представляться явно неодолимой, и стратег, добивающийся власти, не нападает прямо на неодолимую силу, он ищет иных средств ее подрыва. Отказ Иисуса противиться Риму ставил Пилата в трудное положение. Он не мог казнить его на законном основании, но если он этого не сделает, ему придется столкнуться с рассерженными священниками. Делая невозможным для Пилата осудить его, Иисус вызвал тем самым перебранку между Пилатом и священниками. Наконец, Пилат обратился к народу и, ссылаясь на праздник, что позволяло освободить пленника, предложил им принять решение. Толпа решила против него. Вопрос о том, почему толпа потребовала смерти Иисуса остается загадкой, если он был столь популярен, его должны были арестовать тайно. Швейцер утверждает, что толпа добивалась его смерти, потому что они узнали, что на процессе он утверждал, что он – Мессия, а это было богохульством. Католическая версия такова: толпу собрали священники из храма. Более решающий вопрос: является ли этот эпизод подлинным, поскольку утверждается, что в том государстве не было такой традиции освобождать пленника в праздник. Как бы то ни было, все аспекты подлинности процесса, правил Синедриона, власти правителя – подвергаются бесконечным дебатам. Действия Иисуса вынуждали священников иметь с ним дело, а у римлян была на руках проблема законности казни при том, что он не нарушил никакого римского закона. Следовательно, евангельская версия кажется столь же адекватной, как любая другая. Допустим, что мы находимся в положении Иисуса до его ареста и мы являемся стратегами, исследующими, что мы выиграем и что потеряем, организовав свой арест. Наш выигрыш и наши потери будут оцениваться в терминах вероятностей в ситуации, где результат неясен. Наиболее вероятные результаты, в порядке, в каком они вероятней всего происходят, таковы: 1. Синедрион, столкнувшись с неподходящими свидетелями и молчащей жертвой, вынужден был бы освободить Иисуса из-за отсутствия доказательства. Он доказал бы бессилие священников перед лицом его движения и его агрессивных высказываний и физического нападения на храм. 2. Синедрион мог бы, в раздражении, нарушить собственные законы и осудить его даже без доказательства. Они передали бы его тогда в руки римского правителя для исполнения приговора. Поскольку он проявлял большую осмотрительность в нарушении римского закона, то правитель приказал бы освободить его и, самое большее, подвергнуть бичеванию. Иисус дискредитировал бы храмовых священников и доказал бы их бессилие, и был бы освобожден как лидер, который мог бы открыто выступать против храма при терпимом к себе отношении со стороны Рима. 3. Случайно, а потому и непредсказуемо, могли бы случиться неожиданное, и Пилат передал бы решение толпе. С помощью своих последователей и мог бы быть освобожденным народом и триумфально возглавил бы народное движение, которое не смогла бы одолеть храмовые священники. 4. Синедрион мог бы нелегально вынести приговор, Пилат мог бы обратиться к толпе, и народ мог бы потребовать его смерти. Это последнее кажется менее всего возможным. И все же именно это менее всего вероятное событие фактически свершилось. С этой точки зрения, казалось бы возможным интерпретировать казнь Иисуса как результат просчета с его стороны. Кто мог бы предположить, что Синедрион осудит его без доказательства, что Пилату случится спросить толпу о решении, и что толпа, которой он никогда не причиняя зла, попросит его смерти? Даже мастер тактики не может брать в расчет все возможности, включая случайные события. Когда мы изучаем жизнь Иисуса, мы можем только заключить, что его характеру подходило бы двигаться поспешно, чтобы приобрести весь мир. Все свидетельства показывают, что у Иисуса была страсть определять, что должно бы случиться в его окружении. Окончательное сопротивление ему таилось в Иерусалиме, и он выбрал это место для своей окончательной борьбы. Его арест произошел в том месте и в то время, которое он сам избрал, и этот выбор был спровоцирован его действиями и, значит, ими определенный. После его ареста он вел себя так, что его противники оказались несостоятельными и были вынуждены реагировать на его условиях; они не могли ни осудить его, ни отпустить. Если он просчитался и не учел отчаянное положение своего противника, он мог бы наконец обнаружить, что находится в ситуации, где происходящее оказывается вне его контроля, как указывал на то его крик с креста: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего ты меня оставил?» (Мф 27, 46). Те, кто утверждает, что он намеренно стремился к распятию на кресте, поддерживают довод, что Иисус определенно контролировал все, что случалось с ним. В этом отношении он занимал крайнюю позицию, что иллюстрируется тем, как обходился не только со своими учениками и последователями, но даже и с физическим окружением. Когда он хотел сорвать инжир с дерева, а там его не оказалось, то он реагировал так, будто это наносит оскорбление человеку, который должен определять все, что происходит. Он осудил дерево на вечное бесплодие. Его последователи не удивлялись такому поступку, очевидно полагая, что это свойственно ему; их только удивляло, что он мог заставить дерево чахнуть. И все же, даже подозревая, что его планы провалились в те последние дни, мы стоим перед фактом, что если он был человеком, создавшим организацию, то он не потерпел неудачу. Акт казни распространил его влияние за пределы могилы, требовал, чтобы большинство людей склонило головы свои под его игом, и соответствует характеру человека, который в конце концов скажет:«Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф 28, 18). Чему мы научились у Иисуса Кажется очевидным, что стратегии Иисуса стали моделью для вождей массового движения, мессий этого века. С умалением христианской религии как философии, организационная тактика Иисуса заняла видное положение. Современные лидеры следуют ряду процедур, которые можно суммировать здесь так они были созданы Иисусом. Основная стратегия лидеров коммунистических, фашистских, негритянских и других массовых движений состоит в том, чтобы добиваться власти вне влиятельных кругов, поощряя людей заброшенных и беспомощных. Это население составляет большинство в странах, где массовые движения преуспевают. Лидер определяет бедных рабочих и крестьян как более заслуживающих власти, чем какой-либо другой класс, и публично критикует богатых и влиятельных. Если бедные находятся в достаточно отчаянном положении, как это бывает во время военного поражения, то шансы на успех движения увеличиваются. Лидер создает штат, который он использует как «ловцов человеков». Эти ученики избираются из населения для влияния на него, и ожидается, что они будут преданы полностью лидеру и его движению. Они должны покончить со всякими амбициями в обществе, оборвать все семейные узы и отказаться от лояльности любой группе, за исключением лояльности партии. Раз они сделали это, им будет трудно изменить движению и отказаться от него; они пожертвовали слишком многим, и им некуда идти. Лидер далее теснее привязывает этот штат людей к себе, делая упор на преследование их со стороны тех, кто не принадлежит к данной партии; и развивает в них ощущение важности задачи и цели в жизни. Предлагая практические успехи в обмен на их жертвы, лидер наделяет также своих учеников статусом элиты в рамках организации и престолами власти в грядущем царстве. В своем публичном послании лидер определяет движение как такое, которое имеет благотворительную цель спасения человечества, и этому трудно противиться. Он утверждает также, что движение неизбежно придет к власти, потому что представляет собой следующий шаг в развитии человека. При обращении к массам лидер обещает рай в некоем неопределенном будущем, если они только будут следовать ему, и угрожает бедствиями, если – нет. Он возлагает надежду на молодых, которые еще не имеют никакого положения во властных кругах, и он намеренно подстрекает молодых к действиям против старших – разрывать семейные узы, которые укрепляют власть. Определяя себя как человека, не стремящегося к личной власти, лидер говорит, что он выполняет свою миссию, принося великую личную жертву. Он не говорит, что следовать ему нужно ради него самого, или что он – великий вождь, он говорит более скромно, что просто является интерпретатором той великой силы, которая приведет его последователей к обильному будущему. Между тем он также определяет себя как единственного правильного интерпретатора той силы. Готовый выдерживать противоречия, лидер приспосабливает к обстоятельствам то, что говорит, и в то же время утверждает, что предлагает ясную и последовательную теорию как основу для своих действий. Набирая последователей, лидер публично объявляет себя авторитетом, равным авторитету всех влиятельных кругов, и делает дерзкие замечания в адрес выдающихся лидеров оппозиции. В то же время он использует гибкую стратегию, отвечая критикой на критику, когда это не опасно, и используя ненасильственные методы в рамках закона, если оппозиция слишком внушительна. Когда наступает конечная стадия борьбы, он занимает позицию «никакого компромисса» с правящей властью. Поскольку его цель не в достижение власти в рамках существующего положения, то невозможен никакой компромисс или сделка. Если он преуспеет, то за этим последует безжалостное устранение всех и всяких противников. Нельзя добиваться власти над массами людей сегодня, не используя стратегии Иисуса. Ни один лидер не становится столь известным без того, чтобы его высказывания и действия не входили в сознание ведущих борьбу людей. Предлагал ли или нет Иисус оригинальную религиозную философию, он был необычайным новатором как вождь людей. Если бы тех, кто вел великую борьбу за власть, поместить в раку в зале славы, то первая ниша принадлежала бы Мессии из Галилеи. * Лоренц К. Кольцо Царя Соломона. * Возможно, что Иисус скорее делал философское заявление об обидчиках, чем личное замечание об Иуде. Дюркгейм высказал мысль, что всякое общество нуждается в отступниках, с тем, чтобы другие могли знать, как вести себя друг с другом. Иисус предвосхитил его мысль, говоря: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф 18, 7).
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 205; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |