Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ведущая роль общественного обучения и воспитания в психическом и личностном развитии ребенка




Ведущая роль общественного обучения и воспитания в психическом и личностном развитии ребенка.

План.

СТАНОВЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ОНТОГЕНЕЗЕ.

Модуль 3. ТЕМА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУТЬ ОБУЧЕНИЯ.

2 Учебная деятельность, её структура и условия формирования учебной деятельности в дошкольном возрасте.

3 Учебная деятельность в младшем школьном возрасте.

4 Учебная деятельность в подростковом возрасте.

Внимательно прочитайте материал и выделите основное!!!

Основным фактором психического и личностного развития ребенка является целенаправленное обучение и воспитание Процесс учения начинается в младенчестве ребенок учится взаимодействовать с взрослыми, подражать их действиям, манипулируя предметами, играя, выполняя поручения На первых порах учение является составным элементом общения со взрослыми, игры и других видов в деятельности, впоследствии оно выделяется в самостоятельную деятельность, направленную на овладение теоретическими знаниями, умениями и навыкамами.

Сформировавшись у детей дошкольного возраста, учебная деятельность становится ведущей в младшем школьном возрасте, ей подчиняются игра и труд. Учение (целенаправленный процесс усвоения знаний, овладения навыками) является формой развития ребенка и основным его фактором Вне учения невозможно интенсивное психическое развитие. В детском саду, школе учение подчинено специально организованному учебному процессу. Хорошо организованное обучение необходимо для развития детей разного возраста.

В процессе обучения развивается произвольная память, которая со временем становится решающим фактором развития мышления и речи; формируются научное мировоззрение, сознание и самосознание, убеждения, моральные качества школьников, развиваются их духовность, способности От содержания, форм и методов обучения зависит темп перехода ребенка от низших до высших степеней умственного развития В результате внедрения в учебный процесс специальных средств логические операции формируются у детей уже в 11-12 лет, расширяя возрастные возможности усвоения знаний.

Развитие не исчерпывается изменениями индивида, которые являются прямым результатом его учения. Развитие включает переосмысление, систематизация, обобщение того, что усваивает индивид в процессе других видов деятельности, и знаменует собой качественные изменения личности Эти изменения проявляются в расширении возможностей личности в саморегулировании деятельности, самостоятельное усвоение знаний.

Эффективность учебной деятельности зависит от индивидуальных различий учащихся, их готовности учиться Усвоение одного и того же материала разными детьми происходит по-разному, требует различных педагогических условий Учет этих различий необходимо для индивидуализации обучения, повышения его роли в психическом развитии учеников.

Формирование новых психических качеств зависит не только от внешних условий, но и от активности ребенка, включение ее в деятельность Внешняя деятельность под руководством взрослого приводит к изменению во внутренней психической деятельности Поэтому обучение должно осуществляться в сенситивные периоды для развития психических функций, учитывать уровень и особенности достигнутого психического развития.

Учебная деятельность является важным фактором обогащения эмоциональной жизни, формирование у учащихся устойчивых интеллектуальных, нравственных, эстетических чувств Современное обучение должно быть развивающим, в котором ученик будет его субъектом.

Исследованию ведущих видов деятельности в онтогенезе посвящены исследования В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, А.П. Усовой и др.

В 60-70-х годах XX в. в работах В.В. Давыдова, С.Д. Максименко, В.В, Репкина, Д.Б. Эльконина были сформулированы общие принципы развивающего обучения. Уже тогда было доказано, что дети шести и семи лет различаются не только одним годом жизни - они принадлежат разным возрастным группам. Авторы сделали вывод о том, что шестилетние дети еще не готовы к школьному обучению как социальному, нормативному типу деятельности. Это связано с тем, что ведущей деятельностью у них выступает сюжетно-ролевая игра, в которой формируются воображение, символическое действие и основы словесно-логического мышления. Эти функции - необходимая база для успешного овладения ребенком начальными формами учебной деятельности. Невозможность долговременного выполнения одинаковых действий, преобладающая эмоциональность и недостаток внимания вызывают значительные трудности в адаптации детей к классно-урочной системе обучения.

Первое описание структуры учебной деятельности в ее развернутой и зрелой форме дал Д.Б. Эльконин. Согласно этому описанию она состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов:

- учебная задача, которая по своему содержанию есть подлежащий усвоению способ действия;

- учебные действия, в результате которых формируется представление или предварительный образ усваиваемого действия и производится первоначальное воспроизведение образца;

- действие контроля, под которым следует понимать контроль за правильностью и полнотой выполняемых операций, входящих в состав действия;

- действие оценки степени усвоения тех изменений, которые произошли в самом субъекте.

В последующем представления о структуре учебной деятельности конкретизировались. Получил отражение тот факт, что продуктивность учебной деятельности существенного зависит от мотива. Поэтому учебно-познавательные мотивы выступили в качестве первого элемента ее структуры. Была выявлена полная система учебных действий, с помощью которых решается учебная задача. В последовательности их выполнения это «принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи; преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах; преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»; построение системы частных задач, решаемых общим способом; контроль за предыдущим учебным действием; оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

В работах Н.А. Менчинской, обучение рассматривается как система педагогических воздействий, определяющих в значительной мере содержание и ход умственного развития в онтогенезе, однако обучением всецело не определяется ход умственного развития ребенка, последний зависит в значительной степени от его собственной активности, сензитивности к обучению. Это находит свое выражение, в частности, в том, что одни и те же педагогические воздействия оказывают неодинаковое влияние на разных учеников или на одного и того же ученика на разных этапах его онтогенеза.

В работах А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Н.Н. Поддъякова, Н.И. Непомнящей, Т.В. Тарунтаевой, Л.Е. Журовой и др., намечается общий вывод о том, что при специально организованном обучении детям дошкольного возраста доступно понимание общих принципов, связей и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Многие особенности восприятия и мышления (синкретизм и эгоцентризм, конкретность, алогичность, фрагментарность и т.п.), которые до этого считались неотъемлемыми характеристиками дошкольного возраста, на самом деле объясняются тем, что дети овладевали способами познавательной деятельности стихийно, без соответствующего обучения. Такая особенность детского мышления, как конкретность, считает Л.А.Венгер, «является не присущей ребенку чертой, с которой должно считаться обучение, а вторичной особенностью, следствием конкретного и разрозненного характера самих знаний, сообщаемых детям».

Формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для обучения в школе, как наиболее важная задача обучения и воспитания дошкольников и подготовки их к школе выделяется и в ряде работ отечественных авторов: А.А. Люблинской, А.П. Усовой, A.M. Леушиной и др. Как справедливо отмечал Б.Г. Ананьев, сформированность у ребенка относительно самостоятельных знаний, навыков и умений, несомненно, является основой для его дальнейшего обучения, но нельзя судить о возможностях ребенка как формирующегося субъекта познания и деятельности только лишь по уровню обученности, так как последний «соответствует прошлому и настоящему процесса обучения, но еще не определяет будущего, то есть подготовленности к дальнейшему обучению и жизни». Готовность ребенка к усвоению знаний обусловлена не только и не столько запасом готовых знаний, сколько «восприимчивостью к обучению», его обучаемостью.

И.А. Зимняя рассматривает обучение как «целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) общественно-исторического, социо-культурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях школы, вуза, сообщества». Н.Ф. Талызина определяет обучение как «деятельность учителя в учебном процессе».

И.Ф. Харламов определяет обучение как «целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений».

А.К. Маркова рассматривает обучение, как «совместную деятельность учителя и ученика, обеспечивающую усвоение знаний школьниками и овладение способами приобретения знаний».

Таким образом, обучение (учебная деятельность) -это специально организованный процесс взаимодействия педагога (взрослого, который выполняет функции обучающего) и учащихся (учеников, воспитанников детских садов, студентов), направленный на овладение суммой знаний, умений, навыков, действий, привычек поведения. В ходе обучения на основе усвоения знаний, умений и навыков осуществляется развитие способностей и личности.

 

2 Учебная деятельность, её структура и условия формирования учебной деятельности в дошкольном возрасте

Общая характеристика учебной деятельности дошкольника.

Учебная деятельность – первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. Учебная деятельность не вытекает непосредственно из разнообразных детских игр и не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием.

Практика показывает, что детей в дошкольном возрасте необходимо обучать для того чтобы они могли овладеть сведениями и навыками важными для их правильного развития на данной ступени и подготовиться к школе. Учебная деятельность требует особой психологической установки ребенка. Больше чем все другие виды деятельности она основана на развитии у ребенка познавательного отношения к действительности.

Говоря об обучении, как особом средстве влияния на детей, мы связываем результаты его воспитательного влияния не только с определенными знаниями и умениями, которые могут приобрести дети, но и с усвоением способа их приобретения; не только с тем, что у ребенка при этом лучше будет развито внимание, восприятие, память, но с тем, что все эти отдельные психические качества дадут более обобщенное выражение определенного типа деятельности (учебной).

Центральное место в структуре учебной деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребенок должен выполнять на занятии. Учебная задача – это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщенным способом действий, которым поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета.

Учебные действия с помощью которых решаются учебные задачи состоят из многих различных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально – с помощью каких либо предметов, либо материализовано – с использованием изображений, их знаковых заменителей.

Условия, необходимые для развития учебной деятельности дошкольника. Формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении – длительный процесс. В дошкольном возрасте закладывается предпосылки учебной деятельности, формируется отдельные её элементы.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе 2-3 лет), учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3-4 лет). После 4 лет деятельность приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задание, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется такие элементы учебной деятельности:

-умение определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения, добиваться результата;

-самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом;

-умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

-умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.

Деятельность педагога направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, умений, навыков. Здесь важны предварительная подготовка занятия (планирование, обеспечение материально-предметного оснащения, создание благоприятной эмоциональной обстановки)

Способность действовать по образцу является первым шагом к формированию учебной деятельности дошкольников, осваиваемым до того, как дети научатся слушать и выполнять инструкцию. В первый период важно наглядно показать детям предлагаемый им путь, а также и удачно выполненные работы. Для этого процесс обучения дополняется или анализом детских работ, который проводит воспитатель или, что еще лучше и действеннее для детей, наглядным сравнением выполненной каждым ребенком работы с образцом. На отдельном столе помещается образец и детям предлагается около него поместить те работы, где сделано «также».

Развитие способности действовать по образцу тесно связано с умением оценивать свою работу и работу других детей. Усова отмечает, что дети очень вдумчиво и с большим интересом сравнивают свою работу с образцом и почти никогда не ошибаются в её оценке, часто подмечая даже малозаметные расхождения.

Формирование умения слушать и выполнять инструкции. Учебная деятельность формируется путем активной работы, а не механического запоминания и воспроизведения. Этому помогает постановка перед детьми умственных задач, решение которых и направляет их на овладение знаний, умений.

Важным этапом в развитии учебной деятельности являются возникновение у ребенка самоконтроля, т.е. способности сравнивать свои действия и слова с тем, чему его обучают.

Ребенок начинает контролировать себя, свою работу, руководствуясь данным ему пояснением и показом. Такой самоконтроль является основой для развития у детей внимательности к самому процессу работы. Часто можно наблюдать, что прежде чем начать рисовать, строить ребенок делает паузу и уже затем приступает к делу. Самоконтроль вызывает существенные изменения в способе действия детей, в их психике. Теперь дети не только слушают указания, но и слышат, руководствуясь ими в своей работе. Способность слушать у детей связана с чисто внешней организованностью, обусловленной правильно поставленной воспитательной работой в детском саду. Способность слышать глубже захватывает личность ребенка и связана с реакциями взрослого – ребенок задает вопросы, просит что-то пересказать и т.д.

Важным структурным элементом формирования учебной деятельности дошкольников является обучение их работать в коллективе.

Учебная деятельность дошкольников имеет следующие особенности:

*она формируется в процессе игровой деятельности;

*имеет структуру, состоящую из элементов: способность действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкцию, умение оценивать как свою работу. так и работу других детей; положительное эмоциональное отношение к интеллектуальной деятельности; привычные способы самоконтроля и самооценки этой деятельности; умение работать в коллективе.

Все элементы учебной деятельности, сформированные в детском саду будут востребованы школой: в решении проблемных задач, самостоятельном усвоении материала, в выполнении предметных, внешнеречевых, умственных действий; в самостоятельной оценке своих результатов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.