Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Национальные модели экономического развития




Картину мира по признаку взаимодействия государства и эко­номики невозможно понять без некоторой типологизации нацио­нальных примеров такого взаимодействия. В экономической лите­ратуре такая типологизация связана с использованием устоявшегося термина «модель экономики».

Термин «страновая, или национальная модель» был введен в научный оборот относительно недавно, в последней четверти XX в., и пока не имеет исчерпывающего определения.

Само понятие «модель» имеет несколько трактовок. Среди них к реалиям мировой экономики применимы лишь две. В первой трак­товке модель — это схематичное описание какого-либо явления или процесса в обществе. Во второй трактовке модель — это обра­зец, служащий эталоном для воспроизведения.

Всплеск научного и практического интереса к имеющимся в мировой экономике национальным моделям возникает тогда, ког­да в той или иной стране происходит глубокое реформирование стратегии и механизма экономического развития и, естественно, возникает проблема выбора наиболее достижимого и привлекатель­ного образца для подражания.

Понятие страновой модели используется в случае, если соци­ально-экономическое и политическое развитие того или иного на­ционального государства в течение достаточно длительного перио­да демонстрирует стабильность ключевых параметров, заложенных в основу модели. Если воспроизводство этих параметров нарушает­ся, можно ожидать либо частичную модификацию модели роста, либо ее полную трансформацию.

Не менее важным компонентом понятия страновой модели является характеристика ее особенностей, иными словами, ее спе­цифика. Это дает возможность проводить сравнительный анализ на­циональных моделей, существующих в мировом хозяйстве с уче­том его эволюционного развития. Сравнительные исследования проводятся по одному или нескольким выделенным критериям. Результатом таких разработок могут быть предложения по типологизации национальных моделей.

Итак, страновая (региональная, субрегиональная) модель эконо­мического развития— это совокупность элементов, формирую­щих целостность национального хозяйства, и механизм, обеспечи­вающий тесную связь и взаимодействие этих элементов. По своему характеру они являются природно-естественными, технологичес­кими, экономическими, социальными, политическими, психологичес­кими, социокультурными, историческими, конфессиональными. Экономическая модель каждой страны — это результат длитель­ного исторического процесса, в течение которого выстраивается соот­ношение элементов модели и формируется механизм их взаимодей­ствия. Именно поэтому каждая национальная экономическая система уникальна, и механическое заимствование ее достижений невозможно.

Критерии, по которым оценивается содержание модели эко­номического развития и проводятся сравнения национальных эко­номических систем, весьма разнообразны. К ним относятся:

• соотношение форм собственности;

• уровень развития и формы организации рыночной среды в целом и ее отдельных сфер;

• границы и методы государственного воздействия на экономику;

• цели и средства проводимой экономической политики;

• источники и масштабы финансирования экономики, ее инно­вационный механизм;

• структура капиталов компании;

• система управления и организации труда на предприятиях;

• степень открытости экономики;

• динамика, структура и управление внешнеэкономическими связями и проч.

Модельными критериями могут быть и макроэкономические показатели:

• объем, структура и динамика ВВП;

• величина ВВП на душу населения;

• индекс роста потребительских цен;

• уровень производительности труда и другие.

Эффективность той или иной экономической модели опреде­ляется ее жизнеспособностью, возможностью постоянно и адекват­но реагировать на внешние и внутренние дисбалансы. В конечном счете наиболее полно эффективность модели оценивается в показа­телях роста экономического потенциала и благосостояния населения.

При всей своей устойчивости каждая национальная экономи­ческая модель имеет своеобразный жизненный цикл. Достаточно дли­тельные (обычно не менее 10 лет) периоды стабильного и дина­мичного роста той или иной страны, сопровождающегося прогрессивными преобразованиями в структуре экономики и рос­том благосостояния, иногда называют «экономическим чудом».

Отличительной особенностью «рынка» страновых моделей на исходе XX в. является то, что все они (за исключением североко­рейской и отчасти кубинской) являются моделями рыночной эко­номики, в которой именно рыночные отношения являются доми­нантой процессов производства и обмена. В то же время чисто рыночных основ организации хозяйственной жизни не имеет ни одна национальная экономическая система. Государственное регу­лирование — необходимый атрибут современной организации и функционирования экономики. Оно не отрицает основ частной соб­ственности, не нарушает действие рыночного механизма. В этом плане современные экономические модели являются вариантами «смешанной экономики », не сводимой ни к чистому рынку, сво­бодному от государственного воздействия, ни к чистой плановой экономике, лишенной каких бы то ни было элементов конкурент­ного поведения. Необходимый политический атрибут такой систе­мы — развитое гражданское общество.

Термин «смешанная экономика» используется применительно к национальным системам экономически развитых стран. Некото­рые исследователи полагают, что такое определение распространя­ется исключительно на национальные модели западноевропейских государств, поскольку именно они демонстрируют динамизм ры­ночного хозяйства и социальную ориентацию, носителем которой выступают государство и другие общественные институты.

Следует отметить, что границы и степень государственного учас­тия в экономической жизни (масштаб государственной собственности, доля госбюджета и/или его расходной части в ВВП, финансирование государством социальной сферы, проведение макроэкономической политики и регулирование микроэкономической среды) —это наи­более важный критерий типологизации национальных моделей.

В массиве развитых стран выделяют три группы страновых моделей рыночной экономики: либеральную, социально ориентирован­ную и социал-демократическую.

Для либеральной или частно-корпоративной модели характерны следующие черты:

• абсолютное преобладание частной собственности;

• законодательное обеспечение максимальной свободы субъек­тов рынка;

• ограничение сферы государственного регулирования в основ­ном проведением макроэкономической политики;

• относительно небольшая доля государственного бюджета в ВВП и удельного веса госинвестиций и выплат по линии социаль­ного обеспечения в структуре государственных расходов.

В наиболее чистом виде эта модель представлена экономикой США до Великой депрессии, но и в настоящее время экономичес­кая система этой страны является эталоном либеральной модели.

Типовая модель социально ориентированной экономики отлича­ется следующими параметрами:

• «смешанная экономика», в которой достаточно весома доля государственной собственности;

• макроэкономическое регулирование осуществляется не только средствами кредитно-денежной и налогово-бюджетной поли­тики, но и охватывает другие сферы экономики (структур­ная, инвестиционная политика) и трудовых отношений (ре­гулирование занятости);

• особое значение для государственных органов имеет поддер­жание конкурентных отношений в экономике, которое обес­печивается средствами структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса;

• высокая доля госбюджета в ВВП («государство благосостояния»);

• развитая система социальной поддержки населения при веду­щей роли в ней государства, расходы которого по этой линии составляют значительную часть государственного бюджета;

• функционирование института производственной демократии.

Наиболее полно совокупность этих качеств представлена в германс­кой или неолиберальной модели социального рыночного хозяйства.

Социал-демократическая модель близка к предыдущей, а ее особенность состоит в предельной социализации, возможной в ры­ночной экономике:

• значительна роль госсектора, в структуре которого преоблада­ют объекты социального назначения;

• доля госбюджета в ВВП превышает 50%, в расходной части бюджета доминируют статьи, по которым финансируется со­циальная сфера;

• регулирование трудовых отношений не на уровне предприя­тий и отраслей, а на национальном уровне;

• государственная социальная политика включает средства, ми­нимизирующие уровень безработицы и дифференциацию на­селения по уровню доходов;

• развитая система производственной демократии.

Такая модель присуща экономикам государств Северной Ев­ропы, прежде всего скандинавским странам. Эта экономическая система известна как шведская модель.

Таким образом, три перечисленных типа рыночных моделей отличаются друг от друга по следующим параметрам.

• во-первых, различной структурой собственности — в первом случае налицо абсолютное преимущество частной собственно­сти, во втором и третьем — поддерживаются пропорции сме­шанной экономики;

• во-вторых, социальной политикой — в первом случае она рас­считана на определенную, наименее защищенную группу на­селения, во втором — на все население, в третьем — прово­дится по сути эгалитарная политика;

• в-третьих, участием государства в перераспределительных процессах — оно нарастает от первого модельного типа к третьему;

• в-четвертых, наконец, границами государственного участия в экономике — они также расширяются в указанном выше на­правлении.

В мировом хозяйстве представлены страновые модели, кото­рые можно считать переходными формами между тремя основны­ми типами. Так, экономическая система Франции занимает про­межуточное положение между либеральным и неолиберальным типом.

Особое место принадлежит японской экономической модели, поскольку она обладает рядом специфических черт, затрудняющих отнесение этой модели к выделенным трем типам. Одной из таких особенностей является социальная организация общества в Япо­нии, предусматривающая гармонизацию отношений в обществе на всех его уровнях и во всех социальных сферах на основе уважения традиций японского образа жизни. На базе этих моральных ценно­стей сложилась своеобразная мотивация трудовой деятельности, отличная от американского стандарта. Именно эта модель демонст­рирует значение социокультурного и конфессиональных факторов в экономической жизни общества.

Разнообразие экономических моделей характерно и для массива развивающихся стран. Эти модели можно условно разделить на две группы, в основе которых лежит деление стратегий развития на основе экспорториентированного и импортзамещающего роста. При­мером модели, относящейся к первой группе, является южноко­рейская. Страны Латинской Америки до середины 80-х гг. развива­лись по пути импортзамещения.

 

Многообразие природно-географических условий, религиозных мировоззренческих систем, исторического пути развития способствуют формированию отличий в формах социального устройства, организации хозяйственной жизни, ценностных основ хозяйствованиявызывают

Существует дифференциация экономических систем, которая сформировалась и действует в развитых странах. В частности различают:

· Рейнскую модель капитализма, которая отражает особенности социально направленной экономики Германии, Франции, стран Бенилюкса, Италии;

· Скандинавскую модель экономики, которая характеризует хозяйственную структуру группы северноевропейских стран (Швеция, Финляндия, Дания Норвегия);

· Средиземноморскую модель, специфические черты которой отражают южноевропейские страны (Греция, Испания, Португали);

· «островную» модель, в которой воплощены особенности стан Европы, расположенных на островах (Великобритания, Ирландия, Исландия);

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 4345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.