Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субстанционная теория власти




В научной литературе и публицистике, в политических деба­тах и бытовых разговорах власть нередко трактуется как некая

32 ВоЪЫо N. 5шо,

оуегпо, $скле1а. Рег ипа 1еопа

епега1е ёе11а ро1Шса. Типп, 1980.

 

сущность. Если это так, то правомерно предположение о том, что существует некая абстрактная природа власти, что власть высту­пает как некая вещь или сила, обладателями которой являются один или несколько индивидов. В таком понимании власть пред­ставляет собой определенную энергию, исходящую от личности или заложенную в принципах, принятых сообществом. При этом те, кто правит (индивид, коллектив), как бы являются временны­ми владельцами этой энергии.

Такое понимание власти сформировалось еще в глубокой древности. На основе такого понимания наделялись особыми ка­чествами короли, цари и другие царственные особы, власть кото­рых над людьми была тотальной, а подчинение ей со стороны подданных было, по сути дела, безусловным. Отметим, что цари и короли в таком понимании власти как бы оказывались вне че­ловеческого сообщества. Они обладали некой особой сущнос­тью, позволявшей подчинять общество своей власти, воздей­ствовать на него.

С позиций такого подхода к понятию «власти» оказывается весьма трудно объяснить отдельные моменты исторического раз­вития. Известны целые периоды истории различных стран, когда власть оказывалась полностью недееспособной. В эти периоды ей противодействуют не только обстоятельства, что нередко случает­ся, но и люди, еще вчера полностью покорные судьбе и власти. Случалось, что эти еще вчера покорные люди разрушали власть до основания.

Данная концепция власти в своей основе имеет теологичес­кую парадигму. Суть ее в следующем: Бог — всемогущ, Он — абсо­лютное добро. Весьма привлекательная интерпретация. Но как согласиться с этим, зная многочисленные факты далеко не благо­стной обстановки в мире? Наиболее простой ответ состоит в том, что существует плохой принцип, согласно которому Бог временно дает свободу тем или иным действиям по мотивам, известным только Ему одному.

Подобная схема рассуждений применима и к политике: все­силие власти восстанавливается в правах, даже если эта власть терпит поражение на практике. Для доказательства правоты тако­го подхода используются все светские и священные принципы. Власть объявляется энергией божественного права, демократи-

 

ческого консенсуса, смысла истории и т.д., а ее противники пред­ставляются плохими (злыми) людьми.

А как в таком случае выглядит ответственность власти за не­добрые дела? Ее просчеты, поражения и т.п. объясняются не от­сутствием способностей, а происками внешних сил, сил зла. И наоборот. Если власть понимать как творение бесовских сил, то в таком случае всякое согласие с ней предосудительно, является проявлением отступничества и трусости. Политологи справедли­во указывают на то, что существует прямая связь между концеп­цией власти как сущности и концепцией так называемой «дьяво-лической причинности». Эта последняя все беды общества объяс­няет наличием огромного, многообразного и невидимого заговора, который имеет целью разрушение сложившегося на ос­нове тех или иных идеологических пристрастий порядка вещей, в том числе и политического порядка.

Теоретическая ограниченность данного подхода очевидна. И дело не только в том, что весьма неубедительно звучат аргументы, объясняющие бессилие власти только происками злых сил. Люди сами решают свою судьбу. Злые силы, если они и существуют, чаще всего оказывают далеко не первостепенное влияние.

А как разрешить такое противоречие: если власть является позитивной сущностью, то как объяснить неподчинение власти? Если сущность власти является негативной, то не поддается объяснению подчинение ей.

Как видим, в субстанционной теории власть рассматривается как некая «вещь», которой «обладают» и которую при помощи по­литики «осуществляют». Такой подход характерен для философии Т. Гоббса: власть человека заключается в ее способности в настоя­щем добиваться некоего эффекта в будущем. Н. Боббио указывает также на то, что дефиниция власти Б. Расселом («власть является производством желаемого, или интенционнопх, эффекта») анало­гична дефиниции Т. Гоббса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.