Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психическое и полис




Согласно философии Платона, психическое структурно ана­логично полису, а у стоиков — акрополису. В первом случае система

1И) Антиномия (гр. апИпогша — противоречие в законе) - противоре­чие между положениями, каждое из которых признается логически дока­зуемым (например, прерывность и непрерывность материи).

111 СТ. ВПНег1-С. Ор. ей. Р. 68.

б*.83

 

приводит к «горизонтальной» экономии желаний, во втором -к вертикальному отношению, когда разум стремится руководить самим собой. Это означает, что существуют политические модели души"2.

Политика, по Платону, предполагает наличие некоего логоса, который может управлять страстями, которые нуждаются в «пас­тыре», или возничем. Подход стоиков иной. Для них политика яв­ляется самим разумом, который обладает чрезмерной способнос­тью. Согласно словарю стоиков центральная часть души является Ие

етоткоп: она должна безраздельно господствовать над всеми иными (стоики насчитывали их в количестве семи) частями души. Однако этот центр господства над собой может подвер­гаться опасности утраты регулирующего воздействия: страсти не являются чем-то внешним для разума. Напротив, они являются порождением разума, если он оказывается под воздействием ложных суждений. Страсти являются девиацией, извращением разума.

Эти две возможные модели политизации души приводят нас к признанию греческой модели соответствия психического микро­полиса и политического макрополиса. А это означает, что в центре такой модели оказывается власть.

Физическая локализация акрополиса оказывается решающей для понимания политики. Согласно представлениям Платона, этот акрополь располагается в голове и оказывается в силу этого очень близким к понятию (Нутоз, расположенному между диаф­рагмой и шеей; он подчинен разуму, хотя символически его «ка­сается», но не является ерНШутьа, чем обозначаются вульгарные желания живота и низа живота. Платон нам как бы говорит: ког­да желания отказываются подчиняться разуму, (Нутоз доволь­ствуется сам собой, подобно тому как защитники города служат царскому суверенитету в подчинении народа. В модели стоиков Не^етоткоп не осуществляет посредничества (Нутоз между разу­мом и страстями. Однако и в той и в другой модели существует взаимосвязь души и политики. Модели различны, но ставка не меняется: власть является свободой, реализуемой на основе пра­вил.

 

I

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.