Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По ту и другую сторону дуализма разума и страсти




Нужно подчеркнуть: страсти не являются противоположнос­тью разума. Противопоставление страстей и разума было присуще поздним стоикам, таким как Панетий Родосский133 или Цицерон,

132 ВттскыщЬ. РЫ1о5орЫе

гесяие. Р., 1997. Р. 549.

133 Панетий Родосский (ок. 180-101/106 до н.э.) - один из основате­

лей римского стоицизма. Был сторонником идеи двойственности души.

Полагал, что аффективная сторона души существует в ней самостоятель­

но наряду с разумной, но не как функция последней. Часть души - им­

пульс, часть — разум.

 

7 Заказ 125

 

которые испытывали сильное влияние философии Платона и Аристотеля. Один из ярких представителей Ранней Стой Хри-сипп134 полагал, что существует болезнь самого разума, которую нужно признать в ее правах, с тем чтобы подвергать ее лечению. Идеал в таком случае предстает как тотальная власть над собой.

Эту позицию разделял и Цицерон. Он полагал, что в противо­вес нерегулируемому движению пафоса мудрец руководствуется рациональной энергией Ьоикзгз, которую он называет «волей». При этом пафос отличается (отделяется им) от разума.

В такой волюнтаристской скульптуре «себя» имеется оттенок мраморного выражения, что присуще стоикам, что, вообще-то го­воря, является неким преувеличением. Стоики, как известно, признавали форму еира(пе1а, радости или эмоций, присущих разу­му, а также и то, что «апатия» не предполагает, чтобы люди были бесчувственны к жизненным проявлениям существования.

На самую высокую ступень волю человека поднимал Эпиктет. «Не желаешь ли ты прийти на помощь себе самому», напишет он в своих «Беседах», содержащих моральную проповедь, центральной темой которых является внутренняя свобода человека. Секрет гос­подства над собой не заключается ли просто в обладании волей? Че­ловеческая душа, скажет он однажды, является послушной: для того чтобы она распрямилась, нужно этого желать. Согласно Эпиктету135,

134 Хрисипп (ок. 280-208/205) - древнегреческий философ, главный

систематизатор раннего стоицизма; разработал логику высказываний,

ввел принцип двузначности.

135 Эпиктет (ок. 50 — ок. 140) - римский философ-стоик; раб, позднее

вольноотпущенник. Основную задачу философии видел в том, чтобы на­

учить человека знанию о благе и зле, а также управлению своими страстя­

ми. Был убежден, что главное, что необходимо человеку, — «правильное

пользование представлениями»: каждое представление должно сопровож­

даться верным суждением, что является свойством разумного существа.

Человек - «смертное животное, разумно пользующееся представления­

ми». Дают счастье и волнуют не вещи, а правильное или неправильное к

ним отношению. Подчеркивал момент внутренней свободы, свободы по

отношению к представлениям. Человек всегда может оценить «впечатле­

ние» или «представление» и сказать: «Это меня не касается». Ничто не

может принудить мудреца дать «согласие» против его желания. (См. под­

робнее: Столяров АЛ. Стоя и стоицизм. М, 1995. С. 309-317).

 

божественное наделило нас этим парадоксальным и ярким даром, каким является воля, властью над которой нет никакой иной вла­сти. «Я дал тебе в дар частицы того, что принадлежит нам, силу желания и нежелания, поиска и избегания его, а в целом — власть использовать представления»136.

Эта божественная власть в нас самих нуждается только в кор­рекции «представлений», иначе говоря, суждений разума. И если суждение является свободным, оно определяет волю, но оно мо­жет и заблуждаться. Изучение суждения, образование разума спо­собны предохранить волю от ее заблуждения, утвердить ее власть, так как в ней находится «частица» божественного. Высшей точкой автономии воли становится ее автономизация по отношению к божественному (т.е. к Природе, ибо стоики, как позднее и Спино­за, Бога отождествляли, по сути дела, с Природой). «Воля может быть побеждена только ею самой», утверждал Эпиктет




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.