Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы правления




Шарль Монтескье и дальнейшее развитие идей о власти

Ярким представителем эпохи Просвещения является выдаю­щийся юрист и политический мыслитель Шарль Монтескье (1689-1755). Основными его произведениями являются «Персид­ские письма» (1721), «Размышления о причинах величия и паде­ния римлян» (1734) и «О духе законов» (1748).

1 ЛоккДж. Соч.: В 3 т. М., 1988. С. 263.

 

 

В работе «О духе законов» Ш. Монтескье исходит из принци­па, что «законы в самом широком значении этого слова суть необ­ходимые отношения, вытекающие из природы вещей». Три ос­новные части этой книги превращают ее в научную работу по по­литической социологии. В первых 13 книгах раскрывается теория трех типов правления: республика, монархия и деспотия.

При характеристике форм правления Монтескье пользовался двумя понятиями: природа правления и принцип правления. Природа правления — это отношения между правителями и управ­ляемыми, определяемые в основном тем, кому принадлежит власть. Под принципом правления Монтескье понимал те челове­ческие страсти, которые двигают им. Эту категорию он называет также «душой», «пружиной государства». Принцип правления вы­текает из его природы.

При демократии «верховная власть принадлежит всему наро­ду». В этом ее природа. «Народ в некоторых отношениях является государем, а в некоторых отношениях — подданным».

Политическая добродетель. Принцип демократии — полити­ческая добродетель.

Что понимает Ш. Монтескье под добродетелью? Добродетель определена Платоном в его диалоге «О добродетели»: «Добродете­ли не обучаются и не получают ее от природы, но она бывает при­суща тем, кто ею владеет по божественному уделу»328. Римский поэт, член кружка Сципиона Африканского Младшего Луцилий Гай (ок. 180-102 гг. до н.э.) определял добродетель следующим об­разом: «Добродетель представляет собой для человека знание того, что является правдивым, полезным, честным, знание того, что является хорошим, как и того, что является плохим, а значит, бесполезным, постыдным и нечестным... Быть добродетельным оз­начает ставить на передний план в своем сердце интересы Родины, затем интересы родителей и, наконец, и в последнюю очередь, свои собственные интересы»329 (выделено нами. - В.Ж.). Сам же Мон-

328 Платон. Диалоги. С. 358.

329 СГ. СНеуаНег1. Ор. сН. Р. 409.

 

 

 

тескье определяет добродетель следующим образом: «Эту добро­детель можно определить как любовь к законам и к отечеству. Эта любовь, требующая постоянного предпочтения общественного блага личному, лежит в основании всех частных добродетелей: все они представляют собою не что иное, как это предпочтение»330.

К добродетели взывали не только в античном мире. Это поня­тие использовали, например, революционеры во Франции в кон­це XVIII в. Приведем высказывание Сен-Жюста: «Принципом республиканского правительства является добродетель, в против­ном случае — террор. Чего хотят те, кто не желает ни добродетели, ни террора?»331

Что получилось из такого подхода, известно. Французская ре­волюция, стремясь построить историю на принципе абсолютной чистоты, говоря словами А. Камю — лауреата Нобелевской пре­мии по литературе, «установила принцип постоянных репрес­сий»332. Все дело в том, что добродетельэто не слова, а действие. Как тут не вспомнить слова Цицерона о том, что достоинство добродетели заключено в действии. «За Якобинской революцией, пытавшейся установить религию добродетели, чтобы на ней осно­вывать единство, — пишет А. Камю, — последуют циничные рево­люции, которые, будь они правыми или левыми, попытаются дос­тичь единства мира, чтобы основать, наконец, религию человека. Все то, что было Богово, отныне будет отдано Кесарю*

Природа и принципы правления. Природа аристократии состоит в том, что верховная власть находится в руках группы лиц. Эти лица выделяются из народа в силу своей знатности, богатства или иных преимуществ. Монтескье отмечал, что аристократия уста­навливает «самые прискорбные различия между людьми».

Принцип этого правления — умеренность, которая удерживает аристократию от произвола, побуждает ее действовать в соответ­ствии с законами страны, позволяет народу забыть о своем бес­правии, и тем самым сохраняется стабильность данного строя.

3311 Монтескье Ш. Указ. соч. С. 191.

331 Цит. по: Великая французская революция и Россия. М., 1989. С. 72.

332 Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С. 212-213.

333 Там же. С. 220.

 

Природа монархии в том, что верховная власть вручается одно­му лицу, соблюдающему основные законы государства. Монархию отличает умеренное правление. Ее основные законы наделяют со­словия (дворянство, духовенство, горожан) правами, которые мо­нарх не может нарушать или отменять. «Уничтожьте в монархии прерогативы сеньоров, духовенства, дворянства и городов и вы скоро получите в результате государство либо народное, либо дес­потическое».

Принцип монархии — честь. И монарх, и подданные готовы по­ставить личные интересы выше общественных, но только честь «связывает их, и каждый, думая преследовать свои личные инте­ресы, по сути дела, стремится к общему благу». Не удивительно, что, в отличие от Аристотеля, Монтескье считает, что демократия и аристократия представляют собой две разновидности одного и того же режима, который он называет «республика».

Антиподом республик и монархий является деспотия. Для природы деспотии характерно отсутствие политико-правовых от­ношений между правителями и управляемыми; они подменяются отношениями между господином и рабами.

Принцип деспотического правления — страх. «Для деспотичес­кого правительства, — утверждает Ш. Монтескье, - нужен страх. В добродетели оно не нуждается, а честь была бы без него опас­на»334. Люди «побуждаются к деятельности лишь надеждой на уве­личение своих житейских удобств». Подданных воспитывают в духе рабской покорности. Нагнетая атмосферу страха и террора, правитель подавляет волю к борьбе против произвола. Однако «человеческая природа будет постоянно возмущаться против дес­потического правления». В деспотиях закономерны революции.

Чем различаются, по Монтескье, умеренные и неумеренные формы правления? В умеренных формах правления, к которым относятся демократия, аристократия и монархия, отношения между правительствами и гражданами осуществляются в правовой форме, а государственная власть разделена и распределена между различными социальными силами, учреждениями и должностны­ми лицами, которые осуществляют взаимный контроль и сдержи-» вают друг друга от злоупотреблений и нарушения законов. В неч

334 Монтескье Ш. Указ. соч. С. 185.

 

 

 

умеренных формах правления (деспотия) государственная власть осуществляется произвольно, и она чаще всего концентрируется в одном лице, органе или сословии335.

Вторая часть книги «О духе законов» посвящена рассмотре­нию влияния природных и физических факторов, среди которых Монтескье выделяет климат и территорию, анализируя их влия­ние на жизнь народа, нравы, а также институты.

Третья часть посвящена анализу влияния социальных факто­ров, торговли, денег, религии на нравы, обычаи и законы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.