Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представления о власти в литературных памятниках




Первые теоретически значимые представления о власти на Руси восходят к началу XI в. Об этом свидетельствует трактат «Слово о Законе и Благодати» киевского митрополита Илариона.

Этот памятник долгое время был в центре внимания истори­ков Церкви и рассматривался исключительно как церковно-учи-тельное произведение. Впоследствии к нему обратились филоло­ги как к уникальному источнику древнерусской письменности. Между тем данное произведение представляет собой несомнен­ный интерес для историков политической мысли. В.С. Покровс­кий справедливо отметил, что «Слово» является «первым дошед­шим до нас политическим трактатом Древней Руси...»367, в кото­ром получили отражение наиболее острые и злободневные вопросы современности и был сформулирован определенный по­литический идеал..

Иларион затронул в «Слове» три большие темы: соотношение Закона и Благодати, значение крещения для русской земли и про­блемы дальнейшего развития Русского государства.

«Слово» состоит из трех частей. В первой части Иларион фор­мулирует религиозно-правовую концепцию мира. Он четко раз­личает понятия «закон» как внешнее установление-предписание, регулирующее насильственными мерами поведение человека в обществе, и «истина», выражающаяся в высоком нравственном состоянии человека, не нуждающегося в силу своего совершен­ства в регулятивной деятельности закона, относительный и пре­ходящий характер которого очевиден.

Согласно Илариону, закон определяет внешние поступки лю­дей на той ступени, когда люди еще не постигли истину. Закон — предтеча и слуга благодати и истины. Он не делает людей свобод­ными, ибо заложенное в его природе рабское исполнение вне-

' История политических учений. М., 1960. С. 134.

 

шних предписаний не есть свобода. Только познание истины предо­ставляет человеку свободу в выборе своего поведения. Однако закон и истина не противопоставляются друг другу: истина восприни­мается человечеством благодаря закону, а не вопреки ему, утверж­дает Иларион.

Вторая часть трактата посвящена русскому государству. По Илариону, сущность государства — божественна, так как в своем на­значении она реализует божественную волю. Глава государства — князь является «причастником» и «наследником» Небесного цар­ства. Великокняжеский стол является наследственным постом. Го­сударственная власть суверенна на территории всей русской зем­ли и основана на законе.

Высшая цель управления государством — обеспечение интересов всех подданных. Великий князь обязан неустанно творить милос­тыню и быть щедрым, помнить о болящих, вдовах и сиротах. Ила­рион понимает княжескую власть не столько в качестве совокупнос­ти властных полномочий или высшего сана — самого высокого места в общественной иерархии, но, скорее, в качестве поля деятельности, процесса свершения благих дел для Русской земли. Соответственно и наследование высшей государственной власти понималось им по-особому. Иларион представлял переход княжеской власти по наследству не столько в виде наследования высшей государствен­ной должности, сколько в качестве наследования деятельности, продолжения благодеяний, совершенных предшественником.

Особый вопрос правосудие. Оно должно совершаться только по закону, но милостиво. «Мало казни, много милуй». Кроме жес­тких мер юридического характера, Иларион советует применять и моральное воздействие в форме помилования, так как суровое на­казание противно самой природе человека.

Третья часть «Слова» посвящена задачам Русского государ­ства. Главная из них — обеспечение мира. Божественный промы­сел должен обеспечить мир, а князь, реализуя его, предотвратить войны, организовать хорошее внутреннее управление страной.

Необходимо отметить, что Иларион впервые в русской поли­тической теории поставил вопрос об ответственности князя перед подданными. Эта проблема сформулирована у него в общих чер­тах, но она обозначена и в дальнейшем породила целую самостоя­тельную линию в русской политической литературе. Князь обя-

 

зан, утверждает Иларион, «без соблазна же перед Богом, данные ему люди управившу», ибо он несет ответственность «за труд па­ствы людий его»368.

Мыслители XIV—XVI вв. усваивают не только отдельные мыс­ли Илариона, но подчас заимствуют целые формулы словесных выражений из «Слова о Законе и Благодати». В течение многих лет идеи «Слова» были своеобразным образцом для прославления носителя верховной власти. Таким образом, как справедливо от­мечают многие исследователи, «Слово» Илариона оказало значи­тельное влияние на развитие русской политической мысли.

Идеи Илариона получили дальнейшее развитие в летописях. Ядром летописания явилась «Повесть временных лет» монаха Ки-ево-Печерского монастыря Нестора. В монастыре защищали идеи единства и суверенитета крещеной Руси. Для этого использова­лась канонизация русских святых, пропаганда отечественной ис­торической традиции, поддержка их политики. Основная идея «Повести» — преодоление раздробленности и единство русской земли. Эта идея обосновывается легендой о том, что лишь род киевских князей восходит к варяжскому князю Рюрику, при­званному славянами в целях установления «порядка», которого не было в их земле.

Данная легенда имела большое политическое значение. Она способствовала прекращению споров о старшинстве местных ро­дов, повышала авторитет киевских князей — потомков Рюрика.

Летопись, осуждая междоусобную политическую борьбу, выд­вигает идеал согласия и единения князей под руководством ста­рейшего, объявляет всех князей братьями.

В «Повесть временных лет» вошли произведения Владимира Мономаха: «Поучение к детям», «Письмо двоюродному брату Олегу Черниговскому», «Автобиография». В них Мономах затраги­вает большой круг вопросов: устанавливает объем власти великого князя киевского, определяет его взаимоотношения с вассальными князьями, касается форм взаимодействия Церкви и государства, разрабатывает критерии, с помощью которых необходимо произ­водить оценку правомерности как самой верховной власти, так и лиц, ее осуществляющих.

 

I

 

Основное внимание Мономах уделяет идее укрепления госу­дарственного единства, подчинения интересов отдельных княжений задачам и целям всей русской земли.

Заслугой Владимира Мономаха явилось то, что он, пожалуй, раньше всех русских князей и яснее их всех осознал, что в новой социально-политической обстановке, сложившейся на Руси в конце XI в., нравственные качества властвующих приобретают важ­ное политическое значение, что судьба Русского государства, его бу­дущее стало в огромной мере зависеть от того, насколько нравствен­ными окажутся в своем поведении люди, держащие в своих руках власть. Автор «Поучения» исходил из того, что власть - это не дар, возвышающий того, кто ее получает, над другими людьми, возлагая на них обязанность повиноваться властителю. Она не ос­вобождает ее носителя от соблюдения правил общежития, пред­писанных христианством всем людям. Властитель должен быть прежде всего человеком. Ему надлежит помогать обездоленным, чтить старых, как отца, и молодых, как братьев, остерегаться лжи, пьянства и других пороков, не свирепствовать словом, не хулить в беседе, избегать суеты и т.д.369

Обращаясь к своим детям-князьям, Владимир Мономах нео­днократно призывал их не лениться. По его мнению, князь — это великий труженик. И детям надлежало с детства полагаться на себя как в мирной, так и в военной жизни.

5.1.1. Политические идеи и вопросы власти в «Слове о полку Игореве» и «Молении Даниила Заточника»

Тема консолидации русских земель перед лицом внешних врагов нашла свое отражение в «Слове о полку Игореве», самом зна­менитом памятнике древнерусской литературы (конец XII в.). Не­известный автор защищает традиционные политические идеалы: независимость русской земли, подчинение старшему в роде князю, оборона отечества, укрепление его международного престижа, осуж­дение завоевательной политики.

 

368

 

Цит. по: Исаев И.А., Золотухина Н.М. Указ. соч. С. 16.

 

369 См.: История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лей-ста. С. 140-141.

 

 

 

Заметной вехой в развитии политической мысли на Руси яв­ляется «Моление Даниила Заточника» (1229), где намечены пути укрепления сильной княжеской власти. Крепкое и справедливое управление князя, как считает автор «Моления», предполагает правильный подбор людей в его окружение. Советники князя должны быть умны и мудры, не допускать в своих действиях без­закония. Князю необходимо хорошее и многочисленное войско, чтобы не допустить покорения своей собственной земли и быть устрашением для завоевателей.

Заточник говорит о необходимости «царской грозы», но эта гроза не представляет собой реализацию принципа самовластия. Это при­знак дееспособности и надежности самой власти для подданных, по­скольку именно их «царская гроза» ограждает «яко оградом твер­дым», так как обращена не против подданных, а в их защиту. Однако у Даниила «гроза» устрашает не только внешних врагов, но и лиц, творящих беззаконие внутри страны, так как с ее помощью должна восстанавливаться нарушенная справедливость. Такая постановка воп­роса подразумевает наказание для всех творящих «неправду».

Даниил осуждает политику феодальной раздробленности и желает видеть свою державу сильной, единой, управляемой мудрым и смелым князем, опирающимся на совет думцев и представляющим своей властью опору и защиту всем подданным. В «Молениях» уделяется внимание и описанию качеств князя, среди которых выделяется за­бота о подданных, обеспечение условий для их благосостояния.

Поддержка Даниилом сильной великокняжеской власти предполагает ограничение полномочий местных феодалов, что в конечном счете способствовало главной задаче периода: объеди­нению всех русских земель под властью единого великого князя. Нужно сказать, что в «Молении» нашел отражение сложившийся накануне монголо-татарского нашествия уровень российской со­циально-политической культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.