Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические идеи патриарха Никона




Никон (в миру Никита Минов) родился в 1605 г. в Нижего­родском уезде в крестьянской семье. С 1625 г. служил священни­ком в одной из сельских церквей, затем в одном из московских храмов. В 1630-1634 гг. пребывал в одном из монашеских скитов северной Руси, после этого 12 лет жил в Кожеезерском монасты­ре. В 1646 г. во время деловой поездки в Москву его представили только что взошедшему на престол царю Алексею Михайловичу. Царь после встречи с Никоном пожелал, чтобы тот служил в Мос­кве. В результате Никон был возведен в сан архимандрита Ново­спасского монастыря, в котором находилась родовая усыпальница

3811 См. подробнее: Румянцева В.С. Народное антицерковное движение в России в XVII в. М., 1988.

 

рода Романовых. В 1648 г. он стал митрополитом Новгородским, а спустя четыре года был избран на патриарший престол.

К началу 50-х гг. XVII в. в окружении царя Алексея Михайло­вича возникла мысль о необходимости приведения русских цер­ковных обрядов и богослужебных книг в соответствие с обрядами и книгами тогдашней греческой церкви. К этому времени, как из­вестно, вызрели все предпосылки для вхождения в состав Русско­го государства Украины, где православная Церковь уже приняла новогреческие обряды. Последние были приняты и православной Церковью в южнославянских странах. Приведение русских цер­ковных обрядов в соответствие с новыми греческими обрядами сближало церковные организации России и Украины, содействуя таким образом процессу государственного объединения.

Вместе с тем стремление сблизить русскую церковь с другими правослаными церковными организациями было реакцией на аг­рессивную экспансионистскую политику западной римско-като­лической Церкви. Идя навстречу греческой Церкви, русская отда­лялась от Церкви западной.

Наконец, рассматриваемая церковная реформа отвечала и стремлению царя Алексея Михайловича быть царем всех право­славных христиан. Без унификации церковных обрядов реализо­вать это стремление, запрограммированное в официальной идео­логии, в концепции «Москва - Третий Рим», было бы затрудни­тельно.

Избранный на пост патриарха Никон должен был стать оруди­ем церковной реформы, которая по сути своей была реформой полити­ческой. В первой же своей речи Никон высказывает пожелание, чтобы «Бог собрал воедино его благочестивое царство» и чтобы рус­ский царь стал «царем вселенским и самодержавцем христианским».

Сам Никон придавал церковной реформе и свой, затаенный от царя смысл. Он хорошо понимал, что до тех пор, пока пределы власти Церкви будут совпадать с границами государства, Церковь будет неизбежно пребывать в подчинении государственной влас­ти, поскольку две самостоятельные власти не могут существовать в одних и тех же территориальных рамках. Таким образом, и пат-Риархом Никоном при проведении церковной реформы преследова­лись политические цели. Правда, цели, во многом противополож­ные царским. В этом противоречии таилась предпосылка будуще-

 

го разрыва Никона с царем Алексеем Михайловичем. И этот раз­рыв произошел в конце 50-х гг. Результатом его стало демонстра­тивное оставление Никоном патриаршего престола.

Что характерно для взглядов Никона? Он исходил прежде всего из того, что «священство» и «царство» представляют собой две самостоятельные власти в обществе, каждая из которых ис­полняет свою функцию. В соответствии с этим он отвергал тео­рию «Москва — Третий Рим», т.е. учение о «православном Ромейс-ком царстве», согласно которому носителем истинного христиан­ского идеала становилось Московское государство. Никон справедливо усматривал здесь возвышение царской власти над церковной.

Никон выступает с позиций превосходства Церкви над госу­дарством. Оно коренится, по Никону, в превосходстве церковных функций над государственными. Государству поручено земное, т.е. низшее, Церкви — небесное, т.е. высшее. Как и западные тео­логи, Никон полагал, что священники являются посредниками между Богом и людьми. И потому именно цари принимают пома­зание от руки священника, а не священники от царской руки. И потому «священство» стоит выше «царства», да и «священство» че­стнее «царства». Церковная власть лучше светской, поскольку Небо лучше Земли.

Словом, Никон практически утверждал полную свободу Цер­кви от государства. А значит, он декларировал раскол между цер­ковью и государством в России.

В качестве настоящего противника Никон рассматривал цар­скую власть, которая, по его мнению, превратилась в орудие ан­тихриста. Однако внешне Никон, казалось, вел борьбу со старо­обрядчеством. Это подтверждается тем, что Никон не объявлял старообрядцев еретиками. Тем более что во многих постулатах старообрядцы, в сущности, сходились с Никоном. Об этом свиде­тельствуют сочинения главного идеолога старообрядчества прото­попа Аввакума.

В ответ на попытки реформирования дал о себе знать мощ­ный протест народа, выступившего под религиозными лозунгами приверженности «старой вере», впоследствии оформившейся в виде отдельных направлений и толков, главным из которых стало старообрядчество. В целом это движение приобрело массовый

 

оппозиционный характер по отношению не только к Церкви, но и государству.

Главную движущую силу старообрядчества составили крестья­не посадские люди и тесно связанное с ними белое духовенство, а также местные служилые люди. Определенную и довольно зна­чительную группу в старообрядчестве составили купцы (особенно поволжских городов) и торгово-ремесленная верхушка посадов.

В наши дни до сих пор нет единого мнения о характере этого движения. Сказывается инерция интерпретаций его как реакци­онного. Между тем староверы, помимо некоторых консерватив­ных требований, выдвигали социальные и политические требова­ния общедемократического содержания. По своим социальным воззрениям староверы во многом явились преемниками нестяжа­телей и еретиков XIV—XVI вв.

Многие из старообрядцев отстаивали идеалы общей собствен­ности и воспринимали труд как единственный источник добропо­рядочного и честного существования. В связи с этим в старооб­рядческой литературе часто встречается обращение к идее равен­ства всех людей на Земле. Сами старообрядцы использовали в обращении друг к другу слова «брат» и «братец».

Старообрядчество отличается своей обличительной линией: са­тирическому осмеянию подверглись иерархи Церкви и высшие чины светской власти, а также безнравственность в мирской жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.