Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические воззрения революционного народничества




В 60-х гг. XIX в. в России возникает движение демократичес­кой интеллигенции. Стимулом к нему явилась неудовлетворен­ность реформой 1861 г., давшей крестьянам свободу, но не землю.

456 цит по: История политических учений. Вып. 2. С. 330-331.

457 Там же. С. 332.

 

Не удивительно, что крестьянство не приняло эту реформу. Вы­разителем интересов крестьянства стали народники. Их цель заключалась в том, чтобы с помощью крестьянской революции, призванной дать землю народу, не допустить развития в России капиталистических отношений. У истоков этого движения сто­яли А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.Г. Чернышевский.

Расцвет революционного народничества приходится на 70-е годы. Весной и летом 1874 г. началось массовое «хождение в на­род» демократической интеллигенции, произошло первое сбли­жение революционной молодежи с народом. Однако это движе­ние было быстро разгромлено полицией.

Узловой идеей воззрений народничества стала идея особого пути России. На взгляды народников имели идейное влияние как рево­люционные демократы, так и славянофилы. Особенно народники подчеркивали уникальность для всей социальной системы страны русской общины. Община представлялась им зародышем социа­листической хозяйственной и административной организации. Идеализация крестьянина и сельской общины определяла позицию теоретиков народничества.

Народники, в частности, полагали, что все происходящее в социальной жизни вне общины остается чуждым народному со­знанию. Именно общинный строй должен был послужить осно­вой переустройства общества после революции. В 1876 г. партия «Земля и Воля» сформулировала ряд основополагающих принци­пов своей программы: народные представления о праве, устране­ние противоречий между существующим государственным строем и народным духом, разделение территории Российской империи на части «соответственно местным желаниям».

Политические взгляды П.Л. Лаврова

Пропагандистское течение в революционном народничестве связано с именем Петра Лавровича Лаврова (1823-1900). Будучи одаренным человеком (ему прочили лавры ученого-математика), Лавров предпочел академической карьере полную опасностей жизнь революционера. В 1870 г. бежит за границу, был принят в одну из парижских секций I Интернационала. Был участником Парижской коммуны. Был знаком с К. Марксом и Ф. Энгельсом.

 

Издавал в эмиграции газету и журнал «Вперед!» (1873—1877). В 1882 г. примкнул к «Народной воле».

Основными пунктами идейной программы П.Л. Лаврова, ли­дера умеренного крыла народнического движения, были реформа и просвещение. В журнале «Вперед» была опубликована подготов­ленная им программа будущего социалистического переустройства России: «Развить нашу общину в смысле общинной обработки зем­ли и общинного пользования ее продуктами, сделать из мирской сходки основной политический элемент русского общественного строя, поглотить в общинной собственности частную, дать крестья­нину то образование и то понимание его общественных потребнос­тей, без которого оно никогда не сумеет воспользоваться своими ле­гальными правами... даже в случае самого удачного переворота, -вот специально русские цели, которым должен содействовать вся­кий русский, желающий прогресса своему отечеству»458.

Одним из самых сильных и опасных врагов социализма Лавров считал современное государство. Однако он не утверждал, что в бу­дущем победившая революция должна отказаться от государства. Го­сударство необходимо будет сохранить на весь переходный период для построения рабочего социализма. Правда, в зрелом социалистическом обществе государство отомрет. Как образец будущего социалистичес­кого государства Лавров рассматривал Парижскую коммуну.

Лавров проводит резкую грань между государством и обще­ством. Общественный союз личностей, по его мнению, поглощает собой политический и государственный союзы. Общество приоб­ретает политический характер, когда оно становится под руковод­ство власти, указывающей ему цели. В рамках политического об­щества существуют мелкие союзы, для которых центральная власть издает законы.

Важным условием подготовки революции Лавров считал со­здание партии революционной интеллигенции, предназначением которой, по Лаврову, является формирование умов. Говоря о пред­назначении интеллигенции, Лавров, в частности, утверждал: «Знание является основополагающей силой революции, которая готовится силой, которая позволит ей реализоваться»459.

458 Цит. по: Исаев И.А., Золотухина Н.М. Указ. соч. С. 293.

439 СГ. Ьпуго^Л. Н1йо1ге ёез Мее$ ро1Шяиек ёершз 1е XIX з1ес1е. Р. 102.

 


Партия революционной интеллигенции, как считал П. Лав­ров, является союзом единомышленников, для «которых крити­ческая мысль нераздельна от дела». Вокруг партии формируются группы сочувствующих. А в общинных и артельных центрах Рос­сии, представляющих готовые и традиционные элементы народ­ной солидарности, должны быть образованы группы, ясно пони­мающие задачи рабочего социализма». Эти группы и есть тот «ко­стяк» «энергичных личностей», которые составляют ядро революционной организации.

Вышедший из народничества «первый русский марксист» ЕВ. Плеханов оценивал значение народничества следующим об­разом: «Народничество стояло в резко отрицательном отношении ко всякой государственной идее; но народовольцы рассчитывали осуществить свои социально-реформистские планы с помощью государственной машины»460. Некоторые из положений по пово­ду государства народников позднее заимствуют большевики.

П.Н. Ткачев — теоретик народничества

Идеологом заговорщического (бланкистского) направления в народничестве стал Петр Никитович Ткачев (1844-1885). Его имя связано со многими выступлениями революционной молодежи 60-х годов. Он был членом тайного общества «Народная распра­ва», где первую роль играл СЕ Нечаев. При их непосредствен­ном участии была разработана «Программа революционного действия». Это был документ русского политического якобиниз-ма, в котором социальная революция, являющаяся историческим законом, провозглашалась целью, а политическая революция — средством.

После разгрома организации Ткачев попадает под суд, ссыла­ется в имение матери близ Великих Лук, потом (1873) бежит за границу. Там он становится влиятельным публицистом, ведя борь­бу как против анархизма, так и против буржуазного либерализма.

Согласно учению П.Н. Ткачева, русское государство лишено корней в экономической жизни, оно не воплощает в себе интере-

 

460 Лавров П.А. Цели и программы. Вестник «Народной Воли». Жене­ва, 1883. С. У-У1.

 

сов какого-либо сословия. Оно одинаково давит на все обще­ственные классы, и все они одинаково ненавидят его.

В отличие от Лаврова, Ткачев не рассчитывал на успех револю­ционной пропаганды в народе, который настолько угнетен и задав­лен, что не воспримет ее. К тому же для Ткачева крестьянство представляло собой консервативную часть общества. Поэтому пропаганда неэффективна, а нужна непосредственная борьба с само­державием. Ее нужно вести немедленно461.

Исходя их этого, Ткачев приходит к выводу о том, что такая ситуация исключает легальную работу пролетариата и мешает его политическому созреванию. Это во-первых. А во-вторых, отрыв государственной машины от социальной базы облегчает револю­ционерам использование этого аппарата в своих целях, разумеет­ся, после его захвата.

Елавным фактором грядущей революции Ткачев считал орга­низованные действия сознательного меньшинства, объединенного строгой дисциплиной в централизованную партию. Партия при­звана при помощи заговора захватить власть в обществе. Это осу­ществляется на двух уровнях: захват власти наверху плюс народный бунт внизу. При этом после революции он предлагал не отменять государство, в отличие от Бакунина, а превратить его в государ­ство революционной диктатуры.

Программа революционных преобразований выглядела так: опираясь на Народную думу, революционная власть осуществляет ряд преобразований, превращая сельскую общину в общину-ком­муну и обобществляя орудия производства. Устраняется торговое посредничество, мешающее непосредственному распределению и обмену продуктов. Уничтожается семейное, физическое, умствен­ное и нравственное неравенство. Путем реализации самоуправле­ния ослабляется центральная власть. Анархическому идеалу свобо­ды Ткачев противопоставлял идеалы равенства. «Равенство предпо­лагает анархию, анархия свободу, но и равенство, и анархия, и свобода - все эти понятия совмещаются в одном понятии, в од­ном слове «братство»462.

461 См.: История политических и правовых учений: Конспект лекций.

СПб., 1999. С. 85-86.

462 Бакунин М.А. Соч. Т. 3. М., 1976. С. 323.

 

Народовольцы видели основы будущего социального и го­сударственного строя в коллективной собственности на землю и орудия труда, общинном или артельном производстве и рас­пределении. Федеративное государство составляли равноправ­ные общины, автономные экономические и административные единицы. Общественная собственность является общенарод­ным достоянием, находящимся в пользовании у общин и арте­лей (промышленные ассоциации). По аналогии с моделями французских социалистов-утопистов предполагалось создать Государственный банк, поддерживающий деятельность общин и ассоциаций.

Революционное народничество предполагало путем полити­ческого переворота затормозить процесс обуржуазивания Рос­сии (цель, к которой стремились иным путем консерваторы типа К. Леонтьева).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 978; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.