КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Марксизм и критика государстваМаркс видел во власти государства инструмент господства правящего класса — буржуазии. И в силу этого он подвергал государство, его власть уничтожающей критике. Это было полным разрывом с идеями правового государства и юридическими построениями со времени Возрождения и XVIII в. Более того, К. Маркс отказался от гегелевского понимания рациональности государства. Он видит в институционализированной политической и административной структуре инструмент господства одного класса над другим.
404
503СГ. Лгш/.Ор. сП. Р. 121. 504 Танатократия — может быть определена как власть смерти.
505 Солженицын А. Архипелаг Гулаг. 1918—1956. Опыт художественного исследования. М., 1989. Т. 1. С. 172.
Между тем в глазах Гегеля государство воплощает Универсум, и оно вовсе не основывается на договоре, как у Ж.-Ж. Руссо. Государство выражает Абсолют. Не случайно он указывает на реализованный разум, Дух в действии, в чем выражается государство. И Ж.-Ж. Руссо он критикует прежде всего за то, что тот не смог выразить необходимость государства. Государство, по Гегелю, воплощает Разум и объективную идею. И государство является объективным Разумом. В гегелевском подходе государство представляет собой разумный закон и власть как арбитра в конфликтах через универсальную, читай, юридическую форму, имея в виду свободу. К. Маркс критикует Гегеля и его концепцию разумного государства, в частности, в своей работе «К критике политической экономии». Он пишет: «Первая работа, которую я предпринял для разрешения обуревавших меня сомнений, был критический разбор гегелевской философии права... Мои исследования привели меня к такому результату, что правовые отношения, так же точно как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях, совокупность которых Гегель, по примеру английских и французских писателей XVIII в., называет «гражданским обществом»506. К. Маркс уже на раннем этапе своей деятельности в качестве точки отсчета берет не государство, а общество. Здесь истоки его критики Гегеля. Маркс приходит к выводу о том, что не может быть государства вне общества. И это государство не может быть основано на религии. «Не христианство, а человеческая основа христианства есть основа этого (демократического. — В.Ж.) государства»507. Государственная организация при капитализме, по Марксу, не является нейтральной. Государство является классовым, так как реализует власть господствующего класса, буржуазии. Более того, согласно марксизму государство обречено на исчезновение. По мере совершенствования социальных отношений и утверждения 506 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 6. 507 Там же. Т. 1. С. 396.
нового социалистического общества государство будет отмирать. Общество как антиэтатическая инстанция отбросит власть государства, заменит политическое руководство управлением. Государство будет не нужно, так как исчезнут антагонизмы и классовые конфликты, а вместе с ними классовая борьба. Это оказалось не более чем утопией. Нет и не может быть абсолютно бесконфликтного общества. Да и сама практика социалистического строительства в СССР и других социалистических странах показала, что никакого отмирания государства не было. Напротив, в этих странах государство превратилось в чудовищную по силе организацию.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |