Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Появление тюрьмы




Очень быстро тюрьма становится основным средством нака­зания. Система заключения формируется в период с 1780 по 1830 г., когда Европа покрывается сетью пенитенциарных заведений, пришедших на смену эшафотам, общим госпиталям.

В этот период произошло значительное изменение. Суть его в том, что наказание нацелено на тело, хотя и не ставится задача полной победы над ним. В этих условиях главное заключается в том, что за этим телом нужно следить и его нужно дрессировать. Триумф тюрьмы находит свое выражение в успехе дисциплинар­ной техники, которая в XVIII—XIX вв. распространяется и на ос­тальные секторы социальной жизни (школы, больницы, места заключения и т.п.).

В XVI—XIX вв. процедуры дрессировки тела утончаются и си­стематизируются. В XVII и особенно в XVIII в. тело человека ста­новится объектом и мишенью власти. В этот период происходит отработка схемы послушания. Речь в этот период идет об улучше­нии человеческой машины, с тем чтобы сделать ее более полезной и более продуктивной. С этой целью вырабатывается «микрофи­зика власти». На тело человека (разделенное, но являющееся еди­ным) воздействуют так называемые микровласти, нацеленные на отдельные части человеческого тела (рука, нога и т.д.), подвергае­мые дрессировке. В процессе дрессировки избегают образования групп с таким расчетом, чтобы контролировать поведение каждо­го. Короче говоря, власть обозначает машинное отделение, где пространство, время и т.д. подвергаются строгому анализу. Тело рассматривается не как целое, а в деталях. При помощи микро­анализа следят за движениями, жестами, скоростью. Бесконечно малая микровласть экономит на дорогостоящем и насильствен­ном отношении.

Взять пример школы. «В XVIII в. "ранг" начинает определять основную форму распределения индивидов в школьном порядке. Ряды учеников в классах, коридорах и дворах. Ранг, присваемый каждому ученику в результате каждого задания или испытания. Ранг, достигаемый каждым из недели в неделю, из месяца в месяц, из года в год. Выстраивание классов друг за другом по старшин­ству, последовательность преподаваемых дисциплин, вопросы,

 


рассматриваемые в порядке возрастающей сложности. И в этой совокупности обязательных выстраиваний каждый ученик в зави­симости от возраста, успехов и поведения имеет то тот, то другой ранг. Он постоянно перемещается по рядам клеток: некоторые из них идеальны и выражают иерархию знаний или способностей, другие выражают распределение по ценности или заслугам мате­риально, в пространстве коллежа или классной комнаты. Вечное движение, в котором индивиды заменяют друг друга в простран­стве, разграниченном упорядоченными интервалами.

Организация пространства по рядам — одно из крупных тех­нических изменений в начальном образовании. Оно позволило изжить традиционную систему (ученик несколько минут занима­ется с учителем, в то время как остальные члены беспорядочной группы пребывают в праздности или без надзора). Предусмотрев индивидуальные места, оно сделало возможным контроль за каж­дым и одновременную работу всех. Образовалась новая экономия времени обучения. Школьное пространство стало функциониро­вать как механизм обучения, но также надзора, иерархизации и вознаграждения»552.

Вырисовываются своеобразные дисперсные микровласти, на­полненные маленькими хитростями и тщательными регламентами. При этом вмешиваются три фактора: надзор, нормализующее дей­ствие и контроль, обеспечивающие господство власти над телом.

Надзор необходим для власти прежде всего. Власть нуждается в том, чтобы принудить к наблюдению и тем самым к моделиро­ванию человеческой множественности. Утверждение надзора предполагает создание специальных структур и специфической архитектуры, которая позволяла бы осуществлять полный конт­роль над человеком. Примером этого могут быть больницы, при­юты, тюрьмы, позволяющие прежде всего осуществление наблю­дения. Главное требование к такого рода учреждениям - возмож­ность круглосуточного зрительного (и не только зрительного) наблюдения. На крупных предприятиях наблюдение интегрирует­ся в процесс производства. В школах роль наблюдателей нередко играют лучшие ученики. В общем плане пространство, в котором соединяются субъекты наблюдения, должно быть наблюдаемым

 

Фуко М. Надзирать и наказывать. С. 214-215.

 

на различных уровнях. В XIX в. появляется внутри наблюдаемого общества и модель скрытого наблюдения. К 1830—1840 гг. она ста­новится частью архитектурных проектов тюрем. Позднее появит­ся идея создания паноптикумов.

Что такое «паноптикум»? Английский философ Иеремий Бентам (1748—1832) в 1791 г. выдвинул идею создания «панопти­кумов», или «смотровых домов». Они представляли собой тюрем­ное здание с идущим по наружной стене кольцом камер, у кото­рых окна выходили наружу, а решетчатые двери — вовнутрь. Внут­ри этого кольца находилась внутренняя башня, откуда можно было наблюдать за всеми камерами. В каждой камере такого па­ноптикума находится заключенный, который виден наблюдате­лю, хотя сам заключенный наблюдателя не видит.

И. Бентам пропагандировал свое изобретение в качестве уни­версальной модели для всех зданий, в которых располагались тре­бующие надзора заведения: больницы, лечебницы и приюты, школы, фабрики и т.д. Его модель служила ответом на вопрос, как меньшинство может надзирать за большинством, и как можно сделать этот надзор более эффективным, чтобы поднадзорного всегда было видно и чтобы он устраивал свою жизнь, зная, что за ним постоянно наблюдают.

Как известно, смотрового дома точно по проекту Бентама так никогда и не построили, но его принцип надзора в модифициро­ванном виде послужил образцом для создания, например, пени­тенциарных учреждений, выросших в Европе и Америке. Скры­тое наблюдение (иногда используется термин «паноптизм») — это одна из фундаментальных диспозиций наших обществ, в которых осуществляется наблюдение, надзор и контроль (различными на­уками, психологами и т.п.). И можно утверждать, что существует расслоение, или разделение, между паноптическим обществом и властью, которая в этом обществе осуществляется, и суверенной силой государя. «Предел французского уголовного правосудия при монархическом режиме — бесконечное расчленение тела ца­реубийцы: проявление сильнейшей власти над телом величайше­го преступника, чье полное уничтожение ярко высвечивает пре­ступление во всей его истине. Идеальная точка нынешнего уго­ловного правосудия — бесконечная дисциплина. Бесконечный допрос. Дознание, не имеющее конца, — детализированный и все

 

более расчленяющий надзор. Вынесение приговора, а одновре­менно — начало деола, которое никогда не будет закрыто»553.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.