Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восточный и западный типы культуры




В философско-историческом осмыслении (Гегель, Вл. Соловьев) Восток представлялся в качестве первой исторической ступени всемирного развития человечества («деспотия», «свобода одного» как первый шаг к свободе — у Гегеля, символ «бесчеловечного» Бога» — у Соловьева). В теориях замкнутых культур и локальных цивилизаций (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби) Восток предстал своего рода «россыпью» самобытных культурно-исторических образований. В современных типологических схемах, восходящих к М. Веберу, китайская, индийская и ближневосточная цивилизации были осознаны в качестве трех основных и самостоятельных форм культуры и общества — наряду с европейской цивилизации.

Цивилизации Востока остались стоять на традиционных позициях; современныйо Запад занимает антитрадиционную позицию.Васильев выделяет в Восточной культуре китайскую, индо-буддийскую и арабо-исламскую. Китайско-конфуцианская традиция характеризуется религиозной индифферентностью и акцентом на социальную этику, приматом жесткой нормы, догматизмом и конформизмом, индо-буддийская традиция - метафизическими спекуляциями, акцентом на религиозное поведение, социально-политической индифферентностью и религиозной терпимостью при крайней жесткости общественной структуры, компенсирующей слабость политических институтов. Арабо-исламская - установкой на религиозно-детерминированное социальное поведение, влиянием духовной и светской власти, догматизмом и конформизмом.

3. Западная цивилизация представляет собой своеобразную последовательность эпох (ступеней) развития, зародившейся в бассейне Эгейского моря на основе крито-микенс-кой культуры. Эта последовательность исторических эпох такова:

• классическая эллинская культура;

• эллинистически-римская ступень;

• романо-германская культура христианского средневековья;

• новоевропейская культура.

Важнейшими изобретениями европейской культуры в духовно-мировоззренческой сфере являются философия и наука как специфическая форма познавательной деятельности. Восток и Запад представляют собой две, во многом противоположные, культурные традиции. Отличия западной и восточной культур

1) Запад противопоставляет человека и Природу, человек повелевает природой, единство человека с природой возможно через ее изменение, подстраивание к человеку; Восточная культура ориентируется на единство человека и природы, на основе приспособления человека к природе, когда достоинством человека является умение человека «вписываться» в природу через самосовершенствование души и тела.

2) а) гуманистический подход нацеливает на изменение (совершенствование) мира и человека в соответствии с человеческими представлениями и проектами, реализуемыми в ходе социальных революций (человек — активен, мир — пассивен). Приоритет частного труда;

б) духовная ориентация — на изменение самого человека как части мира и некой высшей духовной субстанции в соответствии с изначальным (не человеку принадлежащим) замыслом. (Принцип — «недеяния».) Приоритет коллективного труда.

3) а) в центр мироздания поставлен сам человек, который стремится удовлетворить свои потребности и интересы при жизни, остаться в памяти поколений. Историческое развитие — рывками, ориентация на новизну. Ценны индивидуализм, суверенность личности, ее автономность, уникальность, проявленность «Я», своей свободы воли. Цель жизни — достижительностч. карьера, имидж у окружающих;

б) принцип теоцентризма предполагает в основе мирозданния трансцендентную волю; призвание человека — научиться распознавать эту волю, «входить» в нее и творить ее как свою собственную.Происходит и совершенствование общества как спокойный одномерный процесс, способный постоянно вбирать в себя новое и иное, ориентированный на устойчивость.Личность живет лишь в коллективе, индивидуализм растворен в служении коллективному целому. Отсутствует понятие свободы воли, человек — обязан и рад этому.

4) В отношении к государству, власти, закону:

а) закон выше власти, она требует своего обоснования, признание лидера обусловлено доказательством его прав на лидерство. Человек подчинен государству как начальнику, но душа его свободна. Положение личности зависит, главным образом, от ее умений, способностей;

б) власть выше закона, она не нуждается в обосновании, как и лидер. Человек служит государству и начальству, служит душой и телом. Положение человека прежде всего обусловлено его социальным статусом в общественной иерархии.

5) а) ориентация на будущее, (свое личное, своих детей, внуков, своего народа, человечества), имеющая иудео-христианские корни;

б) ориентация на вечность (что, разумеется, не исключав будущее), на циклы, круговороты, в том числе — рождений и смертей.

6) а) принцип безграничной познаваемости мира, всемогуществе разума. Мышление — скорее рациональное, теоретическое. Мысль выражается только в языке, что обусловливает особую роль логики, формализации;

б) «Проблемы» (несовершенство, доступность страданиям, трагическим случайностям, смертность) неразрешимы. Мышление скорее эмоционально, образно, интуитивно, избегает жесткой определенности мысли; слово не так важно, Как его контекст, нет особого понятийно-категориального аппарата; логика — пластична.

Россия: Евразийство.Христианский, православный характер русской культуры. Россия — страна европейская, присуща активностьсвободной и суверенной личности, но принятие классического античного наследия оказалось поверхностным, не коснувшимся содержания и структур мышления. Основное противоречие российской социокультурной жизни двумя основными факторами: в духовном плане ее принадлежностъю к европейско-христианской цивилизации, а в социально-экономическом плане - к традиционному, азиатскому способу производства. Это проти. воречие существенно модифицируется в условиях включения России в мировой капиталистический рынок, приобретая явно выраженный динамический оттенок (древняя и новая Россия традиция — модернизация). Отражением этого противоречий и его модификации в общественном сознании послепетровской России стала оппозиция: православие — секуляризм, консерватизм — прогрессизм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.