Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творчество




Поведения

Отклоняющегося

Типология

При всей относительности понятия «девиантное поведе­ние» за ним тем не менее скрываются вполне реальные и различимые социальные явления, проявляющиеся в различ­ных видах и формах: преступность и наркотизм, пьянство и алкоголизм, самоубийство, проституция и др.

Даже далеко не полный их анализ позволяет лучше по­нять эти очень сложные элементы общественной жизни, кон­кретнее представить себе природу девиантного поведения в целом, а может быть, и избавиться от некоторых привычных иллюзий и мифов.

Мы рассмотрим некоторые виды и формы девиантного по­ведения, причем наряду с общеизвестными менее представ­ленные в научной и учебной литературе: бродяжничество, гомосексуализм, наркотизм, самоубийство, граффити.

Психология творчества привлекала вни­мание мыслителей всех эпох мировой культуры и развивалась по разным направлениям. В филосо­фии проблемами творчества занимались Платон, А. Шопен­гауэр, Мен ди Биран, А. Бергсон, Н.О. Лососий (для этого направления характерно сближение с гносеологией, главная задача — познание мира в процессе художественной интуи­ции). Раскрытием метафизической сущности процесса твор­чества в религиозно-этической интуиции занимались Ксенофан, Сократ, Платон, Фома Аквинский, Августин, Шеллинг, B.C. Соловьев.

 

В эстетике раскрытием метафизической сущности мира в процессе художественной интуиции интересовались Платон, Шиллер, Шопенгауэр, Шеллинг, Бергсон, Ницше и др. Они изучали вопросы художественной интуиции в музыке, архи­тектуре, живописи, танцах, вопросы зарождения художе­ственных образов, происхождения и строения художествен­ных произведений, восприятия слушателя, зрителя.

В центре внимания истории и литературы оказались на­родная поэзия, мифы и народные сказки, ритм в поэзии, литературные импровизации, психология читателя и зрите­ля. Представители этого направления психологии творчества: Дильтей, А:А. ПотебнЯ, А.Н. Веселовский, Н.Д. Овеянников.


 

 

В психологии развивалось два направления, раскрываю­щие проблемы творчества: первое было связано с естество­знанием и занималось рассмотрением проблем творческого воображения, интуитивного мышления, экстаза и вдохно­вения, объективизации образов, творчества первобытных народов, толпы, детей, изобретателей (эврилогия), особен­ностей бессознательного творчества (во сне) и т.п. Второе направление было связано с психопатологией и рас­сматривало проблемы гениальности и помешательства, влия­ния наследственности, пола, суеверия и т.д. Этим занимались Ч. Ломброзо, Перти, Нордау, Барин, Тулуз, Перэ, В.М. Бех­терев, В.Ф. Чиж и др.

При характеристике феномена творчества, прежде всего, следует подчеркнуть давно зафиксированное в литературе понимание творчества в широком и узком смысле. Для на­шего исследования интерес представляет статья Ф. Батюш­кова «Творчество», вошедшая в Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Широкий смысл именуется в статье «пря­мым», узкий — «общепринятым». «Творчество — в прямом смысле — есть созидание нового... Но понятие творчества предполагает личное начало и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельно­сти человека. В этом общепринятом смысле творчество — ус­ловный термин для обозначения психического акта, выра­жающегося в воплощении, воспроизведении или комбина­ции данных нашего сознания, в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практи­ческой деятельности...» (Батюшков, 1901).

Эта характеристика творчества имеет глубокий психологи­ческий смысл: личностный и процессуальный. Во-первых, творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается про­дукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникаль­ностью. Во-вторых, изучение этих свойств личности указыва­ет на важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

Следует особо отметить, что творчество — самостимули­рующийся процесс, который характеризует «стремление ре­ализовать себя, дать себе через себя самого... осуществить (вы­полнить) себя» (Ленин, т. 29, с. 194).

Психологически удовлетворение потребности в новизне, в развитии (реализации себя) всегда опирается на особую форму проявления (демонстрации) этой новизны. «Эффект презентации» новизны, оригинальности и уникальности формируется в деятельности, поступках, поведении. И это является личностно значимой формой для человека, хотя и не всегда одобряемой со стороны окружающих и общества в целом.

 

 

Новое всегда выступает отклонением от нормы, стандар­та, шаблона поведения или мышления и поэтому восприни­мается как аномалия. При этом чем значительнее новое от­личается от привычного, обыденного, усвоенного, тем аномальнее оно выглядит. Неудивительны поэтому бесчисленные высказывания о связи (тождестве) гениальности и безумия, о патологии творчества, об изначальной (генетической) отягощенности творческой личности и т.п., достигшие наиболь­шего признания среди последователей фрейдизма.

Людей всегда интересовали загадки творчества. Но лишь в научном активе XX столетия нашлось место для формирова­ния (П. Энгельмайер) комплексной, междисциплинарной науки о творчестве — эврилогии.

Несомненно, перспективными являются исследования творчества как формы (вида, проявления) отклоняющегося поведения. Однако такое утверждение нуждается в предвари­тельном обосновании.

Диалектика организации и дезорганизации, порядка и бес­порядка (именно они наряду с самоорганизацией и само-дезорганизацией и характеризуют единый мировой процесс са­модвижения материи) обусловливает неравномерное их рас­пределение в пространственно-временном континууме Вселенной. Противоречие между организацией и дезоргани­зацией носит объективный характер, служит необходимым условием и источником развития физических, биологичес­ких, социальных систем.

Существование любой системы (в том числе общества) есть динамическое состояние, процессирующее тождество сохранения изменения. Наиболее общим средством обеспе­чения динамического равновесия системы, его сохранения через изменения выступают флуктуации (можно сказать — девиантность социума), которые реализуются в конечном счете также через человеческую деятельность, через откло­няющееся поведение.

Вообще, отклонение служит, очевидно, всеобщей фор­мой изменения, являясь одной из фундаментальных катего­рий диалектики (см.: Петрушенко Л.А. Самодвижение мате­рии в свете кибернетики. М., 1971, с. 114—124). Понятие деаиантности следует включить в теорию социального изменения, поскольку всякое изменение начинается с отклонения (Е.М.Лемент, 1967).

 

Механизмом общественного раз­вития выступает, прежде всего, социальное творчество (по­зитивная сторона отклоняющегося поведения), т.е. такая дея­тельность, которая не ограничивается воспроизводством из­вестного (вещей, идей, отношений), а порождает нечто новое,оригинальное, качественно новые материальные и духовные ценности. Широкое понимание творчества как порождения нового приводит к выводу о том, что творческая деятельность человека — лишь проявление фундаментального свойства ма­терии, лежащего в основе развития. На противоположном полюсе отклоняющегося поведения находится его «дурная»

сторона — социальная патология (антиобщественные явле­ния) как alter ego социального творчества.

И различные виды творчества, и различные виды антиоб­щественных проявлений — суть формы социальной актив­ности человека. При всей их общественной неравнозначнос­ти имеется нечто общее, позволяющее уловить их единство: нестандартность, не шаблонность поступков, выход за рам­ки привычного, за пределы нормы, прорыв «из замкнутой скорлупы самодостаточного мира обыденного сознания».

Заметим, что даже наука, функцией которой является созда­ние нового, творчество (нормой деятельности должны быть девиации!), в действительности развивается по своим зако­нам и каждое новое выдающееся открытие выступает откло­нением, разрушающим парадигмы науки и наталкивающимся на соответствующую реакцию (непризнание, враждебное от­ношение и т.п.), пока не заменит былую парадигму, само став таковой (Т. Кун, 1971). Таким образом, научное творче­ство может выступать как деятельность, отклоняющаяся не только от нормы нетворческого существования, но и от норм самого научного сообщества. Разумеется, то же самое отно­сится и к любому другому виду творчества. Достаточно вспом­нить восприятие новых художественных стилей, течений, на­правлений со стороны не только читателей, зрителей, слу­шателей, но и собратьев по искусству. Как правило, «с возникновением стилистических норм небольшие отклоне­ния от них вызывают одобрение как усовершенствования, но по-настоящему оригинальные попытки создавать новое подавляются или игнорируются» (цит. по: Лук АН. Научное и художественное творчество — сходство, различия, взаи­модействие// Художественное творчество. Л., 1982, с. 204). Важнейшим элементом механизма сохранения — измене­ния системы служит адаптация (как приспособление к среде и «приспособление» среды). Способы адаптации совершен­ствуются в процессе эволюции мироздания. По мере усложнения степени организованности системы (от физических к биологическим и от них — к социальным) способы адапта­ции становятся все более активными, так что биологичес­ким и социальным системам присущ уже принцип экспан­сии.

 

 

Сверх адаптация человека осуществляется путем актив­ного, силового изменения среды.

Совершенствование адаптационных возможностей чело­века и способов его существования осуществляется в ходе своеобразной селекции (отбора). Поскольку носителем со­циального наследования служит культура как форма жиз­недеятельности людей, постольку для социальных систем объектом отбора являются способы деятельности человека. При этом отбор, как известно, выполняет две функции: движущую (обеспечение развития) и стабилизирующую (обеспечение сохранения). Движущая форма отбора обеспе­чивается деятельностью, нарушающей существующие нормы (для общества — социальными отклонениями, девиантным поведением).

Социальное творчество и есть тот «ряд положительных от­клонений», который обеспечивает развитие социальной си­стемы. Реально социальное творчество осуществляется через деятельность людей, через индивидуальные творческие акты, к рассмотрению механизма которых мы и перейдем.

Побудительной силой человеческой деятельности высту­пают потребности, определяющие ее содержание и интен­сивность. «Первичными» являются витальные (жизненные), биологические потребности. В конечном счете на их удовлет­ворение направлены усилия людей. Для более полного удов­летворения первичных потребностей необходимо развитие и удовлетворение вторичных (духовных) социальных потреб­ностей, включая потребность в самом творчестве.

Нужда побуждает человека в результате предметной, кол­лективной, сознательной деятельности развивать производ­ство: как производительные силы (их вещественные элемен­ты и самое себя), так и производственные отношения. Раз­витие же предполагает как количественные изменения, обеспечиваемые в процессе воспроизводства, репродуктив­ной деятельности, так и качественные — создание нового, творчество.

Имеется определенная иерархия противоречий обще­ственного развития, образующая иерархию причин откло­няющегося поведения. Творчество выступает попыткой, средством разрешить противоречия между универсальнос­тью, тотальностью человеческой жизнедеятельности и ее социальной формой, существующими нормами, стандартами, эталонами; между социально сформированными по­требностями людей и социально обусловленными возмож­ностями их удовлетворения; между потенциально всеобщим характером труда и актуально ограниченным частичным трудом человека.

На уровне индивидуального поведения источником со­циальной активности служит несоответствие объективных свойств человека (включая его задатки, способности) тре­бованиям занимаемой позиции в системе общественных от­ношений, в социальной структуре общества — социальная неустроенность, конфликтность, агрессивность, аутсайдерство и т.п.

Социальная неустроенность, конфликт, неудовлетворен­ность и т.п. порождают не только поиски выхода в творчестве, но и «выход» в насилии, вандализме, а также различные фор­мы «ухода» (алкоголизм, наркомания, «хиппизм» и др.).

И наконец, последнее, что следует уяснить. Социальная норма, определяя исторически сложившуюся в конкретном обществе меру допустимого поведения, может либо соответ­ствовать законам общественного развития, либо отражать их недостаточно адекватно, а то и находиться с ними в проти­воречии, будучи продуктом искаженного отражения объек­тивных закономерностей. И тогда «норма» оказывается сама «анормальной»! Именно поэтому девиантное поведение мо­жет быть позитивным, ломающим устаревшие нормы и объек­тивно способствующим прогрессу (социальное творчество), и негативным, объективно препятствующим развитию или существованию (социальная патология).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.