Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология методических приемов по их принадлежности этапам организации учебной деятельности




Этап Роды приемов Виды приемов
Основание для деления
Конкретное содержание элемента Специфика конкретного выражения содержания
Организация взаимодействия Организация начала урока От простого «Здравствуйте…» до организации вхождения в класс по тихую, спокойную музыку
Направление внимания, восприятия и работы учащихся От «Сосредоточьтесь…» до пространного объяснения как именно и почему
Распределение по видам работ Организация индивидуального выполнения работы
Организация группового взаимодействия
Актуализация имеющегося у ученика опыта (по материалам работы В. А. Онищука) Актуализация опорных понятий Беседа
Организация выполнения письменной работы
Организация краткой записи ответов на вопросы учителя
Организация заполнения таблицы
Актуализация чувственного опыта Организация повторения учащимися текста учебника
Организация чтения научно-популярной или справочной литературы
Организация рассматривания рисунков
  Продолжение таблицы 3.1  
Этап Роды приемов Виды приемов
Актуализация имеющегося у ученика опыта Актуализация чувственного опыта Организация наблюдений за отдельными объектами (животными, растениями)
Организация принятия цели урока   Обозначение цели Четкое формулирование цели и задач урока – что узнаем и чему научимся на этом уроке
Убеждение учеников в значи-мости изучаемого материала Рассказ (для чего учим, как и где пригодится)
Возбуждение любопытства (по материалам работы А. В. Миронова) От формулирования вопросов до создания проблемных ситуаций
Демонстрация опыта
Введение игровых ситуаций
Сообщение занимательного материала
Сообщение учебной информации Методические приемы, касающиеся сообщения нового материала относятся к объективному аспекту метода обучения, для них дана отдельная классификация в таблице 2
Организация закрепления (по работе В. А. Онищука) Организация раскрытия внутренних связей и отношений в изучаемом объекте и явлении Выделение видов приемов происходит в каждой предметной области в зависимости от конкретного содержания и связано с созданием специальных проблемных ситуаций, форму-лированием особых познавательных задач для решения и подбором упражнений для выполнения их школьниками. Например, формулирование вопросов, уточняющих восприятие
Организация аналитико-синтети-ческой работы в отношении изучаемого объекта или явления
    Продолжение таблицы 3.1  
Этап Роды приемов Виды приемов
Организация усвоения закрепления (по материалам работы В. А. Онищука) Организация работы по сравнению и сопоставлению Например, организация работы с учебником, организация установления причинно-следственных связей при анализе результатов опыта, организация отбора материала по определенному признаку, организация работы над доказательством, организация раскрытия содержания на основании иллюстрации, организация показа на карте выбранных объектов
Организация работы по абстра-гированию и конкретизации
Организация работы по обобще-нию и ситематизации Организация сравнения содержания таблиц, схем, рисунков
Организация составления таблиц, схем, выполнения рисунков
Организация группировки, классификации изучавшихся объектов
Контроль усвоения содержания (организация обратной связи) Организация опроса устного и письменного Роды выделены по материалам работ Н. М. Верзилина. Деление на виды приемов производится в каждой предметной области в зависимости от специфики изучаемых объектов, явлений и приобретаемых умений. Тестирование является разновидностью письменного опроса
Организация узнавания объекта
Организация выполнения практических действий
Организация работы с «немыми» рисунками
Организация решения задач, примеров, выполнения упражнений Деление на виды – в зависимости от специфики предметной области
    Продолжение таблицы 3.1  
Этап Роды приемов Виды приемов
Сообщение домашнего задания Организация работы с натуральным материалом (по работам Н. М. Верзилина) Виды выделяются в зависимости от приро-ды материала (выполнить конкретные действия с объектом, составить гербарий, коллекцию)
Организация проведения наблюдений Деление на виды осуществляется в зависимости от специфики предметной области
Организация проведения опытов и измерений
Организация работы с «Дневником наблюдений»
Организация работы в живом уголке
Организация ухода за комнатными растениями
Актуализация знаний, проверка домашнего задания, изучение нового материала Подведение итогов систематических наблюдений в природе (по работе А. В. Миронова) Организация заполнения классного календаря погоды
Организация обсуждения изменений, происходящих или произошедших в природе или жизни человека
Организация обсуждения результатов работ (опытов, измерений и т.д.), проведенных вне урока
Все элементы Организация физкультминуток Конкретные виды физкультминуток содержательно должны быть связаны с темой урока
      Продолжение таблицы 3.1  
Этап Роды приемов Виды приемов
Стимуляция и поддержание мотивации учения (ко всем элементам урока)   (по материалам ра-боты К. Н. Антоно-вой и Н. И. Башма-ковой)   Приемы эмоционального стимулирования Создание ситуации успеха в обучении (например, подбор заданий нарастающей сложности, последовательное выполнение которых способно поддерживать у ученика уверенность в собственных силах)
Поощрение и порицание
Игровые приемы (дидактические игры, игровые ситуации, имитационный тренинг и т.п.)
Постановка перспектив трех уровней: ближней (одно задание, урок, день), средней (неделя, четверть, год) и дальней (несколько лет, вся жизнь)
Приемы развития познавательного интереса Создание проблемных ситуаций
Стимулирование занимательным содержанием
Создание ситуации творческого поиска
Приемы формирования ответственности и обязательности Формирование понимания личностной значимости учения (включает коррекцию цели в случаях, когда цели, выдвигаемые учеником, не способствуют эффективному учению)
Предъявление учебных требований (правила поведения, критерии оценки, правила внутреннего распорядка и т.п.)
Контроль исполнения предъявленных требований.
Активизация учебной деятельности Приемы стимуляции познавательных вопросов учащихся предложение решений, противоречащих жизненному опыту учеников
      Продолжение таблицы 3.1  
Этап Роды приемов Виды приемов
Активизация учебной деятельности   (ко всем элементам урока)   (по материалам работы В. А. Ситарова – выделены первые два рода)   Приемы стимуляции познавательных вопросов учащихся предъявление заданий с неопределенным окончанием и т.п.
Приемы стимуляции самостоятельного про-явления инициативы Организация выполнения самостоятельных заданий по уже известному образцу типа «составь задачу», «составь аналогичное задание на новом содержании» и т.п.
Приемы стимуляции инициатив, выдвига-емых в ходе осуществ-ления деятельности Использование намеренных ошибок
Совместный поиск решения, притом, что учитель исходно выбрал неверный путь
Организация поиска оптимального решения из 5–6 готовых вариантов и т.п.
Приемы стимуляция коллективных инициа-тив и инициатив по организации совмест-ной деятельности Создание соревновательной ситуации
Создание ситуаций для проявления инициативы-критики – намеренно не замечать промахов учеников и т.п.
обсуждение вполголоса
Приемы стимуляция коллективных иници-атив и инициатив по организации совмест-ной деятельности breinstorming (мозговой штурм) (этапы: высказывание идей, развитие идей, критика идей)
Всевозможные приемы организация на уроке групповой работы над одной для всех или над разными темами
               

Таблица 3.2

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.