Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная типология языков




 

Если с точки зрения структурной типологии языки равны, то социального равенства между языками нет. Социолингвистические черты языков напоминают различия между людьми в их социальном происхождении и статусе, в образовании, в образе жизни, роде занятий, в престижности, авторитетности в тех или иных социальных группах и в обществе в целом.

Важно учитывать следующие социолингвистические характеристики языков:

- коммуникативный ранг языка, соответствующий объему и функциональному разнообразию коммуникации на нем;

- наличие письменности и продолжительность письменной традиции;

- степень стандартизированности (нормированности) языка; наличие и характер кодификации; тип нормированного (литературного) языка, его взаимоотношения с ненормируемыми формами существования языка (диалектами, просторечием и др.);

- правовой статус языка (государственный, официальный, титульный и др.) и его фактическое положение в условиях многоязычия;

- конфессиональный статус языка;

- учебно-педагогический статус языка: язык как учебный предмет; как язык преподавания; как «иностранный» или «классический» язык и др.

 

Коммуникативные ранги языков

 

Социолингвистические параметры языка определяются объемом и структурой коммуникации, осуществляемой на этом языке. Объем и структура коммуникации зависят от следующих показателей:

- количество людей, говорящих на данном языке;

- количество этносов, говорящих на данном языке;

- количество стран, в которых используется язык;

- состав общественных функций и социальных сфер, в которых используется язык.

Объем коммуникации распределен между языками мира крайне неравномерно. На 13 самых распространенных языках мира говорит примерно 75 % населения Земли.

Значительную часть коммуникации на крупнейших языках мира составляет коммуникация за пределами тех этносов или стран, для которых соответствующие языки являются своими (автохтонными). На английском языке говорят в 47 странах мира, на французском – в 26, на арабском – в 21, на испанском – в 20.

Контраст в объеме коммуникации, осуществляемой на разных языках, становится еще резче, если сопоставлять совокупные объемы речевой деятельности, происходящей на каждом отдельном языке (в человеко-часах).

В социолингвистике различают 5 коммуникативных рангов языков, определяемых в зависимости от функций языков в межгосударственном или межэтническом общении:

- мировые языки;

- международные языки;

- государственные (национальные) языки;

- региональные языки;

- местные языки.

Мировые языки – это языки межэтнического и межгосударственного общения, имеющие статус официальных и рабочих языков ООН: английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский. В 20 в. распространение английского языка стало планетарным.

Международные языки – языки широко используемые в международном и межэтническом общении. Они, как правило, имеют юридический статус государственного или официального языка в ряде государств: португальский, малайско-индонезийский, вьетнамский, суахили.

Государственные (национальные) языки имеют юридический статус государственного или официального языка или фактически выполняют функции основного языка в одной стране. В неодноязычном социуме это, как правило, язык большинства населения. Он используется как язык межэтнического общения: хинди, урду – в Индии, тайский (сиамский) в Тайланде, грузинский, литовский. Такой же ранг основного языка в мононациональных государствах (японского, польского, венгерского и др.)

Региональные языки – языки межэтнического общения, как правило, письменные, однако не имеющие статуса государственного или официального языка: чжуанский – в Китае, тибетский – в КНР, хауса, йоруба, игбо – в Нигерии, бретонский, провансальский – во Франции, фриульский, сардинский – в Италии,

Местные языки – это, как правило, бесписьменные языки. Они используются в устном неофициальном общении только внутри этнических групп в полиэтнических социумах. Нередко на них ведутся радиопередачи. В начальной школе местный язык иногда используется в качестве вспомогательного языка, необходимого для перехода учащихся на язык обучения в данной школе.

Объемы коммуникации на языках разных коммуникативных рангов находятся в обратной зависимости от ранга языка и от количества языков, относимых к данному рангу.

 

Языковое разнообразие планеты стремительно сокращается, появляются «красные книги» языков. ООН объявила годы 1994-2004 Международным десятилетием коренных малочисленных народов мира. В России таких народов 63.

Считается, что число языков мира было самым большим в 15 в., т.е. до колонизации Африки, Америки, Австралии. Ученые считают, что к концу 21 в. из 6000 языков Земли уцелеет лишь 10 % языков. Ежегодно исчезает около 12 языков.

Вследствие экспансии мировых языков, особенно английского, сужается сфера использования языков, в том числе и языков международных. Против засилия английского языка в международных коммуникациях, в рекламе, в бизнесе аудио-видеозаписей и шоу-бизнесе, в Интернете, постоянно выступает национально озабоченная общественность Западной Европы, особенно Франции, Португалии, Испании, Германии, Италии.

Распад СССР и образование новых независимых государств привели к значительному возрождению языков бывших советских республик. Титульные языки бывших советских республик стали государственными, резко возросли объемы коммуникации на этих языках, расширились их социальные функции и перспективы, поднялся престиж.

В Западной и Центральной Европе с 1960-х гг. активизируется стремление сохранить и возродить культурно-языковую самобытность различных этнических групп населения. Развилось движение – «к новому федерализму».

 

Письменность и литературные языки

 

Создание письма явилось главным событием в истории человеческой коммуникации. Письмо привело к качественным изменениям в характере языкового общения людей. Письменность развивала и обогащала язык, поднимала его престиж. С появлением письма обычно начинал складываться литературный (нормированный) язык.

Из 5-6 тысяч языков Земли только 600-650 имеют письменность.

Разные этнические языки могут существенно отличаться друг от друга тем, насколько составляющие их языковые образования (идиомы) – диалекты, койне, литературный язык, просторечие, арго, сленг и др. близки друг другу, иначе говоря, насколько тот или иной общенародный (этнический) язык единообразен, внутренне однороден и консолидирован.

Существенно при этом следующее:

- Имеется ли в данном языке наддиалектное языковое образование (койне, литературный язык). Если наддиалектной формы нет, значит общенародный языковой стандарт еще не сложился (что было в ранние феодальные времена);

- При наличии койне или литературного языка встают вопросы о взаимоотношении этого наддиалектного средства общения и диалектов. Чем больше людей говорят на литературном языке, тем сильнее стандартизация данного этнического языка;

- Для языков, где имеется письмо и сложился литературный язык, существенна степень его кодифицированности (т.е. представленности литературной нормы в нормативных грамматиках и словарях). Большинство языков человечества, не имея письменности, не являются кодифицированными. Носителей этих языков не волнует вопрос о правильности-неправильности речи. В социумах, где есть литературный язык, общество заботится об упрочении и распространении «правильного» языка во всем коллективе говорящих. Это повышает стандартизированность (единообразие) речевой практики.

 

Правовой статус языков

 

В отличие от коммуникативной иерархии языков, которая складывалась в основном стихийно, юридические ранги приписываются языкам людьми. Для описания правового статуса языков используются следующие понятия: язык государственный, официальный, национальный, временный государственный язык, официальный язык штата, язык союзной (автономной) республики, язык межнационального общения, язык коренной национальности, язык титульной нации, язык национальных меньшинств, язык большинства населения, язык народности, местные языки и др.

В большинстве стран имеется один государственный или официальный язык. В 20 странах – по два и даже три государственных языка. Так, в республике Сингапур четыре официальных языка – малайский, китайский, тамильский, английский.

 

В социальной типологии рассматриваются также вопросы:

- типологии литературных языков;

- типологии языковых ситуаций;

- языковой политики в типологическом освещении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 4431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.