Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судьба творить 1 страница




Некоторые поколения родились, чтобы творить, другие - чтобы сохранить цивилизацию. Поколения, которые создали из исторической перемены Вторую волну, были вынуждены силой обстоятельств стать творцами. Монтескье, Милли* и Медисоны** изобрели многие политические формы, которые мы до сих пор принимаем как само собой разумеющееся. Их зажало между двумя цивилизациями, и их судьбой было творить.

* Милль Джон Стюарт (1806-1875) - английский философ и общественный деятель.

** Медисон Джеймс (1751-1836) - 4-й президент США (1809-1817).

Сегодня в любой сфере социальной жизни - в наших семьях, наших школах, нашем бизнесе и церквях, в наших энергетических системах и коммуникациях - мы сталкиваемся с необходимостью создавать новые формы Третьей волны, и миллионы людей во многих странах уже начинают это делать. Однако нигде моральный износ не стал столь сильным и опасным, как в нашей политической жизни. И ни в одной области мы не находим сегодня меньше воображения, меньше экспериментов, меньшего желания рассматривать фундаментальное изменение.

Даже дерзкие новаторы в своей работе - в адвокатских конторах или лабораториях, кухнях, классах или компаниях - как будто застывают при любом предположении, что наша Конституция или политические структуры устарели и нуждаются в радикальной реконструкции. Перспектива глубокой политической перемены с сопутствующим ей риском настолько пугает, что статус-кво, хотя сюрреалистичный и угнетающий, внезапно оказывается лучшим из всех возможных миров.

В каждом обществе есть и крайние псевдореволюционеры, ушедшие с головой в устаревшие предположения Второй волны, для которых никакая предлагаемая перемена не является достаточно радикальной. Архаичные марксисты, романтики-анархисты, правые фанатики, кабинетные партизаны, честные перед Богом террористы, мечтающие о тоталитарных технократиях или средневековых утопиях. Даже когда мы мчимся в новую историческую зону, они лелеют мечты о революции, извлеченные с пожелтевших страниц вчерашних политических трактатов.

Но то, что ждет впереди, когда усилится сверхборьба, не повторение какой-либо предшествующей революционной драмы; не направляемое из центра свержение правящих элит "авангардной партией" с массами на буксире; не спонтанный, предположительно очищающий, массовый подъем, вызванный терроризмом. Создание новых политических структур для цивилизации Третьей волны придет не как одна климатическая перемена, но как последовательность тысячи нововведений и столкновений на многих уровнях во многих местах в течение десятилетий.

Это не исключает вероятности сопутствующего насилия. Переход от цивилизации Первой волны к цивилизации Второй волны был одной из самых кровавых драм с войнами, голодом, вынужденными миграциями, государственными переворотами и бедствиями. Сейчас ставки намного выше, времени меньше, ускорение идет быстрее, опасности еще больше.

Многое зависит от гибкости и проницательности сегодняшних элит и суперэлит. Если эти группы окажутся недальновидными, лишенными воображения и напуганными, подобно многим правящим группам прошлого, они будут жестко сопротивляться Третьей волне и тем самым увеличивать риск насилия и своей гибели.

Если, напротив, они плавно войдут в Третью волну, если они признают необходимость расширенной демократии, они действительно могут присоединиться к процессу создания цивилизации Третьей волны, как самые проницательные элиты Первой волны, которые предвидели приход основанного на технологии индустриального общества, и присоединились к его созданию.

Многие из нас знают или чувствуют, в каком опасном мире мы живем. Мы знаем, что социальная нестабильность и политическая неуверенность могут дать выход диким энергиям. Мы знаем, что значит война и экономический катаклизм, и помним, как часто тоталитаризм возникал из благородных намерений и социального разрушения. Однако многие, по-видимому, игнорируют позитивные различия между настоящим и прошлым.

Обстоятельства в разных странах различны, но никогда в истории не было так много достаточно образованных людей, сообща вооруженных столь невероятным спектром знаний. Никогда не было такого уровня изобилия, может, ненадежного, но достаточного, чтобы дать столь многим время и энергию для гражданских забот и действий. Никогда столь многие не имели возможности путешествовать, общаться и изучать другие культуры. Кроме того, никогда столь многие не имели такой гарантии, что необходимые перемены, хотя и глубокие, пройдут мирно.

Элиты, неважно насколько просвещенные, не могут сами создать новую цивилизацию. Требуется энергия общей человеческой воли. Но эта энергия доступна и ждет, чтобы ее выпустили. Действительно, если мы, особенно в странах с высокими технологиями, поставим своей точной целью создание абсолютно новых институтов и конституций для следующего поколения, мы можем проявить нечто намного более мощное, чем энергия, - коллективное воображение.

Чем скорее мы начнем проектировать новые политические институты, основанные на трех принципах, описанных выше, - власти меньшинств, полупрямой демократии.и разделении решений, - тем больше у нас шансов на мирный переход. Именно попытка блокировать эти перемены, а не сами перемены, повышает уровень риска. Именно слепая попытка защитить устаревшее создает опасность кровопролития.

Это означает, что для избежания насильственной реконструкции мы сейчас должны начать сосредоточиваться на проблеме структурного политического морального износа во всем мире. И мы должны поставить эту проблему не только перед экспертами, специалистами в области конституции, юристами и политиками, но и перед общественностью - гражданскими организациями, торговыми союзами, церквями, женскими группами, этническими и расовыми меньшинствами, учеными, домохозяйками и бизнесменами.

В качестве первого шага мы должны начать самые широкие общественные дебаты о необходимости новой политической системы, настроенной на нужды цивилизации Третьей волны. Нам нужны конференции, телепередачи, конкурсы, деловые игры, тренировочные конституционные конвенции, чтобы создать более ши рокий спектр воображаемых предложений политической перестройки, чтобы дать волю потоку свежих идей. Нам следует быть готовыми использовать самые передовые из доступных нам инструментов - от спутников и компьютеров до видеодисков и интерактивного телевидения.

Никто не знает детально, что готовит будущее и что будет работать лучше всего в обществе Третьей волны. По этой причине нам следует думать не об одной массивной реорганизации или одном массивном революционном, катаклизменном изменении, навязанном сверху, но о тысячах сознательных децентрализованных экспериментов, которые позволят проверить новые модели политического принятия решений на местном и региональном уровнях до их применения на национальном и транснациональном уровнях.

Но в то же время мы должны начать также строить среду для подобного экспериментирования - и радикального перепроектирования - институтов на национальном и транснациональном уровнях. Нынешнее отношение к правительствам Второй волны - повсеместные разочарование, гнев и горечь - можно либо вогнать в фанатическую ярость демагогов, призывающих к авторитарному лидерству, либо вовлечь в процесс демократической реконструкции.

Начиная широкий процесс социального обучения - эксперимент в области предварительной демократии во многих странах одновременно - мы можем помешать тоталитарному удару. Мы можем подготовить миллионы к неурядицам и опасным кризисам, которые ждут нас впереди. И мы можем оказать стратегическое давление на существующие политические системы, чтобы ускорить необходимые перемены.

Без огромного давления снизу нам не следует ожидать, что многие сегодняшние номинальные лидеры - президенты и политики, сенаторы и члены центральных комитетов - бросят вызов тем самым институтам, которые, хотя и устарели, создают им престиж, деньги и иллюзию, если не реальность, власти. Некоторые необыкновенно дальновидные политики или чиновники на ранних этапах поддержат борьбу за политическую трансформацию. Но многие будут двигаться лишь тогда, когда требованиям извне станет невозможно сопротивляться или когда кризис уже зайдет настолько далеко и возникнет угроза насилия, что они не увидят альтернативы.

Следовательно, ответственность за изменение лежит на нас. Мы должны начать с себя, научиться не закрывать свои умы для нового, удивительного, кажущегося радикальным. Это означает борьбу с убийцами идей, которые бросаются вперед, чтобы уничтожить любое новое предложение на том основании, что оно непрактично, при этом защищая все, что существует сейчас, как практичное, вне зависимости от того, насколько оно может быть абсурдным, гнетущим и бездействующим. Это означает борьбу за свободу слова - право людей выражать свои мысли, даже еретические.

Кроме того, это означает начало процесса реконструкции сейчас, до того как дальнейший распад существующих политических систем пошлет силы тирании маршировать по улицам и сделает невозможным мирный переход к Демократии Двадцать Первого Века.

Если мы начнем сейчас, мы и наши дети сможем принять участие в волнующей перестройке не только наших устаревших политических структур, но и самой цивилизации.

Как поколению первых революционеров, нам досталась судьба творить.

ПРИМЕЧАНИЯ

Перевод с англ. яз. выполнен по изданию: Toffler, Alvin. The Third Wave. (New York: Bantam Books, 1990. 540 p.)

Глава 1

(1) О происхождении сельского хозяйства см.: Cipolla, [103], р.18.

(2) Относительно терминов, употребляемых для описания зарождающегося общества, см.: Brzezinski*, [200]; Bell, [198]. Белл** прослеживает историю появления термина "постиндустриальный" до того момента, когда он впервые был использован английским писателем Артуром Дж. Пенти (Arthur J. Penty) в 1917 г. О марксистской терминологии см.: [211].

(3) Я писал о "супериндустриальной цивилизации" в [502] и [150].

(4) Племена, не использующие сельского хозяйства, описаны, в частности, у Нидерганга (Nidergang), [95], и Котлоу (Cotlow), [74]

* Бжезинский Збигвев (1928) - американский социолог и политический деятель, создатель концепции "технотронного общества".

** Белл Даниэль (1919) - американский философ и социолог, один из создателей теории "постиндустриального общества".

Глава 2

(1) О морской торговле см.: [504], р. 3. Глубокая книга Джеффри Блэйни (Geoffrey Blainey) анализирует влияние изоляции и больших континентальных расстояний на развитие Австралии.

(2) Греческие фактории вкратце упоминаются в [237], р. 40.

(3) О бурении нефти в древности см.: [155], р. 30.

(4) Древние бюрократии описаны в [17], т. 1, р. 34.

(5) Александрийскал паровая машина упоминается в главе, написанной Ральфом Липтоном (Ralph Linton) в [494], р. 435, а также у Лилли (Lilley), [453], pp. 35-36.

(6) О доиндустриальной цивилизации см.: [171], р. 15.

(7) Об эре Мэйдзи в Японии: [262], р. 307.

(8) Оценка количества лошадей и волов в Европе дана в [244], р. 257.

(9) Паровая машина Ньюкомена описана у Лилли (Lilley), [453], р. 94 и Кадуэлла (Cardwell), [433], р. 69.

(10) Витрувий цитируется в [171], р. 23.

(11) Точные приборы: [438], см. предисловие и введение.

(12) Значение машинных средств обсуждается в [237], р. 41.

(13) Ранняя торговля красочно описана в [259], р. 64-71.

(14) Прогресс массового распределения описан в [29], р. 85. О росте Великой Атлантической и Тихоокеанской Чайной Компании см. р. 159 и 162.

(15) О ранних семьях, включавших в себя несколько поколений, см.: [191], т. 1, р. 64.

(16) Иммобильность сельскохозяйственной семьи описывается в [508], р. 196.

(17) Эндрью Юэ (Andrew Ure) цитируется в [266], р. 359-360.

(18) Школьное образование в Соединенных Штатах в XIX в. обсуждается в [528], р. 450-451.

(19) Данные по удлинению школьного года взяты из "Historical Statistics of the United States", p. 207.

(20) О принудительном школьном образовании см.: [528], р. 451.

(21) Декларация механиков цитируется в [492], р. 391.

(22) Ссылка на Дьюинга (A. Dewing) взята из [14], р. 15.

(23) Количество корпораций в Соединенных Штатах в период до 1800 г. приводится в [101], р.657.

(24) Бессмертие корпораций было доказано председателем суяа Джоном Маршаллом (John Marshall) в Dartmouth College v. Woodward, 4 Wheat. 518, 4 L.Ed. 629 (1819).

(25) Социалистические корпорации рассмотрены в статье Леона Смолински (Leon Smolinski) в "Survey" (London), Winter 1974. [700].

(26) В социалистических индустриальных странах Восточной Европы, как и в Советском Союзе, основной формой является так называемое "производственное объединение", которое более точно можно назвать "социалистической корпорацией". Производственное объединение в типичном случае принадлежит государству, а не частным инвесторам, и подлежит прямому политическому контролю в рамках плановой экономики. Однако, как и в случае капиталистической корпорации, его первичная функция состоит в концентрации капитала и организации производства массовой продукции. Более того, как и его капиталистический двойник, производственное объединение формирует жизнь своих рабочих и служащих, оказывает на них неформальное, но мощное политическое влияние, создает элитный слой из своего руководства, опирается на бюрократические административные методы, рационализирует производство. Его положение при социалистических порядках было и остается не менее центральным.

(27) Эволюция оркестра описывается у Sachs, [7], р. 389, и у Mueller, [6].

(28) Истории почты посвящена книга Зиллиакуса (Zilliacus), см.: [56]; р.21.

(29) Хвалебная ода почте Эдуарда Эверетта взята из [385], р. 257.

(30) Мировой почтовый оборот описывается в [41], р. 34. См. также "UNESCO Statistical Yearbook 1965", p. 482.

(31) О телефоне и телеграфе см.: Singer, [54], р. 18-19, а также Walker,, р. 261.

(32) Телефонная статистика взята из [39], р. 802.

(33) Серван-Шрайбер (Servan-Schreiber) цитируется по [52], р. 45.

(34) Об утопическом социализме см.: [476], гл. 8.

Глава 3

(1) Роль рынка обсуждается в основополагающей работе Роlanyi, [115], р. 49.

(2) Рыночная площадь в Тлателолко живо описывается в [246], р. 133.

(3) История торговца перцем находится в [259], р. 64-71.

(4) Цитата из Броделя взята из замечательной работы [245], т. 1, pp. 247, 425. [703]

(5) О слиянии производства и потребления см.: [265], р. 30.

(6) Социальная и политическая роль потребителя прекрасно исследована в забытой работе Horace M. Kallen, [61], p. 23.

(7) Я признателен моему другу, Bertrand de Jouvenel, за наблюдение, что, будучи и рабочим и потребителем, один и тот же человек имеет прямо противоположные психологические установки.

(8) Мысль об объективности-субъективности впервые появилась у меня при чтении Зарецкого (Zaretski), [196].

Глава 4

(1) Историю Теодора Вайля см. в [50]. Вайль был очень крупной фигурой, и его карьера может много рассказать о раннем периоде развития индустриального общества.

(2) Влияние идей Фредерика Уинслоу Тейлора описано у Фридмена (Friedmann) [50], Диксона (Dickson). См. также Taylor Collection, Stevens Institute of Technology. Мнение Ленина о тейлоризме приводится по [79], р. 271.

(3) Стандартизированное тестирование интеллектуального уровня описывается в, pp. 226-227.

(4) О подавлении малых языков см. Thomas,, р. 31. См. также: "Challenge to the Nation-State", "Time" (European edition), October 27, 1975.

(5) Предпринятые во время Французской революции меры в отношении метрической системы и нового календаря описываются у Moraze,, pp. 97-98; Klein,, p. 117.

(6) О деньгах, выпускаемых частным образом, и о стандартизации денежного обращения см.:, pp. 10, 33.

(7) О единой ценовой политике см.: [29].

(8) "The Advantages of the East India Trade" цитируются в, Vol. 1, p. 330.

(9) Знаменитое рассуждение Адама Смита об изготовителе булавок содержится в, pp. 3-7.

Поразительный рост производительности Смит связывает с возросшими умением и ловкостью специализированного работника, который быстрее переходит от одного вида работы к другому, специализированный работник также может усовершенствовать свои орудия труда. Однако Смит ясно осознает то, что лежит в самом центре: наличие рынка. Без рынка, связывающе го производителя и потребителя, кому понадобятся 48 тыс. булавок в день? И потому, продолжает Смит, чем больше рынок, тем больше специализация. Смит был прав.

(10) Эти столь хладнокровные рассуждения Генри Форда приводятся в его автобиографии, pp. 108-109.

(11) Число профессий приводится по "Dictionary of Occupational Titles", опубликованному Департаментом труда Соединенных Штатов в 1977 г.

(12) Ленин цит. по: Christman,, р. 137.

(13) См. о синхронизирующей роли трудовых песен [8], р. 18.

(14) Э. П. Томпсон цит. по: "Time, Work-Discipline, and Industrial Capitalism", "Past and Present" (London), No. 38.

(15) Стен Коэн сделал это наблюдение в рецензии на книгу Дэвида Ротмана (David J. Rothman) "The Discovery of the Asylum", в "New Society" (London), February 7, 1974.

(16) Европейские показатели производства автомобилей приводятся по, р. 3917.

(17) Данные о концентрации производства алюминия, сигарет и сухих завтраков приводятся по Standart & Poor's "Industry Surveys", 1978, 1979. Данные о концентрации производства пива - по "New Survival Plan for OILmpia Beer", "The New York Times", May 15, 1979.

(18) Данные о концентрации производства в Германии содержатся в, р. 3972.

(19) Процесс концентрации производства вызвал появление своего зеркального отражения в рабочем движении. Поскольку профсоюзы во многих странах сталкивались со все более и более крупными монополиями и трестами, они также консолидировались. В начале нашего века "Индустриальные Рабочие Мира" - так называемые Wobblies - выразили это стремление к концентрации в кампании, названной ими "O.B.U." - "One Big Union" ("Единый Большой Союз").

(20) О концентрации с точки зрения марксистов см.: Leon M. Herman, "The Cult of Bigness in Soviet Economic Planning",, p. 4349+.

В этой статье цитируются известные слова американского социалиста Дениэла де Леона, который доказывал в конце прошлого века, что "лестница, по которой человечество взошло к цивилизации, - это прогресс в способах производства, возраста ние могущества орудий производства. Трест находится на самом верху этой лестницы. Социальная буря нашего времени бушует именно вокруг треста. Класс капиталистов пытается удержать его в своем личном, эксклюзивном пользовании. Средний класс пытается разрушить его, замедлив таким образом ход цивилизации. Пролетарии ставят перед собой цель сохранить трест, усовершенствовать и сделать его доступным для каждого".

(21) Статья Н. Лелюхиной воспроизводится в, p. 4362+.

(22) Песня компан-тч "Мацусита" цит. по: Williard Barber, "Survey" (London), Autumn 1972.

(23) Данные о сотрудниках АТиТ приводятся по [39], р. 702.

(24) Статистика о рабочей силе во Франции содержится в, р. 3958.

(25) О концентрации в СССР и "гигантомании" Сталина см.:, pp. 4346-4352.

Здесь сообщается о том, что Советы стремятся завершить создание крупнейшего в мире предприятия по производству грузовых автомобилей, для чего потребуется возведение целого нового города со 160 тыс. жителей, комплекса заводов и конвейеров, занимающего свыше 40 квадратных миль - пространство, почти вдвое превышающее территорию острова Манхеттен. Этот комплекс описывается в живом отчете Хедрика Смита,, pp. 58, 59, 106, 220. Смит говорит, что Советы "обладают техасской любовью к непомерному гигантизму, превосходящей американскую любовь к большим размерам, как и этика советского национального экономического роста превосходит недавно поколебленную американскую веру в автоматическую благотворность экономического роста".

(26) Что касается гонки за ВНП, было бы забавно предположить ситуацию, когда женщины брали бы на себя домашнюю работу друг друга и платили бы друг другу за ее выполнение. Если бы каждая Сьюзи Смит заплатила каждой Барбаре Браун по 100 долларов за неделю ухода за ее домом и детьми, получая такую же сумму обратно за выполнение такой же работы, был бы достигнут поразительный рост валового национального продукта. Если 50 млн американских домохозяек вступили бы в столь бессмысленную сделку, это добавляло бы каждый день около 10% к ВНП Соединенных Штатов.

(27) Данные о капитализации американских заводов в 1850 г. и нововведениях в управлении железными дорогами приводятся по Alphred D. Chandler, Jr., Stephen Salisbury, "Innovations in Businness Administration", в, pp. 130, 138-141. 8. (28) Об аргументах в пользу сильного центрального правительства см., р. 20.

(29) В своей книге "The Imperial Presidency" Шлезингер говорит: "Следует подчеркнуть, что историки и политологи, в том числе и автор этих строк, внесли свой вклад в создание мистической ауры вокруг президента".

(30) Об ответе правительств на политический протест см., pp. 189-190.

(31) Маркс цит по: Christman,, р. 359; Энгельс - р. 324.

(32) Хронику возникновения централизованной банковской системы в Великобритании, Франции и Германии см. у Galbraith,, pp. 31-35, 39-41.

(33) О борьбе Гамильтона за создание национального банка подробно рассказывается в, р. 187.

Глава 5

(1) Ссылку на Блументаля см. в кн.: Korda [22], р. 46.

(2) На тему роста интеграционных элит в социалистических странах существует обширная литература. О взглядах Ленина см.:, pp. 102-105; слова Троцкого взяты из, р. 30 и, pp. 138, 249; Джилас был заключен в тюрьму за свою книгу "The New Class",; высказывание Тито, где выражалось недовольство технократией, приведено в "Social Stratification and Sociology in the Soviet Union" by Seymour Martin Lipset and Richard B. Dobson, in Survey (London), Summer 1973.

С тех пор, как в 1941 г. была опубликована книга "The Managerial Revolution", где впервые была поднята данная тема, возникла обширная литература, описывающая стремление к власти новой элиты интеграторов. См.: "Power Without Property" by A. A. Berle, Jr. В кн.: "The New Industrial State" Джон Кеннет Гэлбрейт продолжает развивать данную мысль, введя при описании новой элиты термин "техноструктура".

Глава 6

(1) О синтезе Ньютона см.:, р. 48.

(2) Слова Ламетри взяты из соч. "Человек-машина", р. 93.

(3) Рассуждения Адама Смита об экономике как системе см.: "Operating Rules for Planet Earth" by Sam Love, "Environmental

Action", November 24, 1973; слова Смита взяты из его посмертно опубликованного произведения, р. 60.

(4) Высказывание Медисона пит. по.

(5) О Джефферсоне см.:, р. 161.

(6) Лорд Кромер цит. в [96], р. 44.

(7) О Ленине см.:, р. 163. Слова Троцкого взяты из, р. 5, 14.

(8) Замечание Бихари цит. по его кн., pp. 102-103.

(9) В. Г. Афанасьева см.:, pp. 186-187.

(10) Число выбранных государственных служащих приведено в, р. 167.

Глава 7

(1) Попытка вступления во владение островом Абако описана в "The Amazing New-Country Caper" by Andrew St. George, "Elsquire", February 1975.

(2) Файнер цит. из "The Fetish of Frontiers", "New Society" (London), September 4, 1975.

(3) О разнородности мелких общин в империях см.: Braudel,, Vol. 2, Chapter IV. Также Bottomore,, p. 155.

(4) Жалоба Вольтера приведена в кн.: Moraze,, р. 95.

(5) О 350 немецких мини-государствах см.:, р. 13.

(6) Различные определения нации-государства приведены в, pp. 19 и 23.

(7) Ортегу см.:, р. 171.

(8) Сведения о первых железных дорогах см.: [55], р. 13.

(9) Моразе:, р. 154.

(10) О Мэзлише см.:, р. 29.

Глава 8

(1) О продуктах питания из-за границы см.:, р. 11.

(2) Чемберлен и Ферри цит. в кн.: Birnie,, р. 242-243.

(3) О дервишах и других "жертвах пулемета" см. в превосходной монографии Джона Эллиса,.

(4) Касательно высказывания Рикардо о специализации см.: [77], Introduction, pp. XII-XIII.

(5) Объем мировой торговли см.:, р. 7.

(6) Историю о маргарине приводит Магнус Пайк в, pp. 7+.

(7) О порабощении индейцев Амазонки см.: Cotlow, [74], pp. 5-6. Подробно данная тема рассмотрена в кн.: Bodard, [70].

(8) Вудраф цит. по кн.:, р. 5.

(9) О европейском политическом контроле см.:, р. 6.

(10) О международной торговле между 1913 и 1950 гг. см.:, pp. 222-223.

(11) О создании Международного валютного фонда см.:, р. 240.

(12) О золотом запасе США и кредитах Всемирного банка малоразвитым странам см.: [87], pp. 63, 91.

(13) О взглядах Ленина см.: [89]; также Коген, [73], pp. 36, 45-47. Доводы Ленина и Сенина цит. по кн.:, pp. 22-23.

(14) Политическую борьбу в сегодняшнем Китае можно рассматривать так же как конфликт относительно того, следует ли производить или покупать. Радикалы призывали благоприятствовать самообеспечению и внутреннему развитию, а их оппоненты стояли за расширение торговли с внешним миром. Идея самообеспечения привлекала повышенное внимание неиндустриальных стран, когда они постепенно приходили к пониманию, какой ценой приходится расплачиваться за вхождение в мировую экономическую интеграцию, что означало обслуживать потребности государств Второй волны.

(15) О советских закупках гвинейских бокситов см. "Success Breeds Success", "The Economist", December 2, 1978; о советских закупках в Индии, Иране и Афганистане подробно говорится в "How Russia Cons the Third World", "To the Point" (Sandton, Transvaal, South Africa), February 23, 1979. Этот южноафриканский еженедельник, несмотря на свою предвзятость, имел широкое распространение в странах третьего мира, главным образом в Африке.

(16) О советском империализме см. также: Edward Crankshaw, [80], p. 713.

(17) Шерман цит. по:, pp. 316-317.

(18) Отчет СЭВ см.: "COMECON Blues" by Nora Beloff, "Foreign Policy", Summer 1978.

Глава 9

(1) О нашей "власти" над природой см.: Clarence J. Glacken, "Man Against Nature: An Outmoded Concept", in, pp. 128- 129.

(2) О Дарвине и ранних теориях эволюции см.: Hyman,, pp. 26-27, 56. О социальном дарвинизме: pp. 432-433.

(3) Точки зрения в отношении прогресса Лейбница, Тюрго и др. рассмотрены Чарлзом Ван Дореном в, General Introduction.

(4) Хейлбронер цит. по:, р. 33.

(5) Единицы измерения времени описаны в "Time, Work-Discipline, and Industrial Capitalism", by E. P. Thompson, "Past and Present", Number 38. См. также: Cardwell,, p. 13.

(6) Принятие Гринвичского среднего времени описано в, р. 115.

(7) Воззрения буддизма и индуизма относительно времени рассмотрены в, р. 248.

(8) Нидхэм о циклическом времени на Востоке см.:, р. 47.

(9) Уитроу см.:, р. 18.

(10) Об использовании пространства народами, жившими до цивилизации Первой волны, см. Morrill,, pp. 23-24.

(11) О размещении крестьянской хижины см. "The Shaping of England's Landscape" by John Patten, "Observer Magazine" (London), April 21, 1974.

(12) Хейл цит. по:, p. 32.

(13) О разнице в обмере участка земли см.:, pp. 65-66.

(14) О морских трофеях см.:, pp. 103-104.

(15) О метрической системе см.:, pp. 116, 123-125.

(16) Наблюдения Клея взяты из, pp. 46-47.

(17) Особенности вспашки на волах см.: John Patten, "Observer Magazine", цит. выше.

(18) О людях как части природы см.: Clarence J. Glacken in, p. 128.

(19) Об атомизме Демокрита см.: Munitz,, р.6; Azimov,, Vol. 3, pp. 3-4; Russell,, pp. 64-65.

(20) Мо-цзы и индийский атомизм см.: Needham,, pp. 154-155.

(21) Об атомизме как точке зрения меньшинства:, pp. 72-73.

(22) Декарт:, р. 19.

(23) Дюбо цит. по:, р. 331.

(24) Об Аристотеле см.: Russell,, р. 169.

(25) Инь и ян: Needham,, pp. 273-274.

(26) Ньютон цит. по его книге "Fundamental Principles of Natural Philosophy",, p. 205.

(27) Лаплас цит. по: Maison, p. 13.

Глава 10

(1) Об индустриальной революции в Европе см.: Williams,; Polanyi,; Lilley,.

(2) О месте отчетности в процессе общественного развития см.: D. R. Scott,.

(3) О запахах Первой и Второй волны:, pp. 125-131.

(4) Старые способы названы в замечательной книге: Norbert Elias, "The Civilizing Process",, pp. 120, 164.

(5) Общины Первой волны как социальные "помойные ямы" описаны в кн.: Hartwell,, и Hayek,.

(6) Вейзи цит. по: "Is This New Technology Irresistible?", "Times Educational Supplement" (London), January 5, 1973.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 182; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.117 сек.