Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преимущества методики диагностики типа личности по «T»-данным




1) Методика опирается исключительно на парадигму К.Г. Юнга [19]: четыре единые психические функции как специфическое образование человеческой психики, не разделенные искусственно, как в соционике (две логические, две этические, две сенсорные и две интуитивные); выделение дихотомии «сильная-слабая» психическая функция, задающей, наряду с двумя другими дихотомиями («нальности» и «вертности»), психологический тип человека; успешность или неуспешность решения задач, относящихся к той или иной функциональной сфере (единому информационному аспекту), как один из основополагающих критериев выявления психологического типа. Методика не опирается ни на какую модель информационного метаболизма (ИМ) [1], поскольку понятие «ИМ» весьма условно по своему содержанию, а модель, иллюстрирующая тип ИМ, есть лишь вспомогательный, абстрактно-гносеологический инструментарий исследователя, допускающий вариации: какая модель более удобна для исследователя, приемлема для его понимания, такой он и руководствуется, если, конечно, она не противоречит основной парадигме данной области знания. Понятие же «психический тип» или «тип личности», или «соционический тип» – вполне безусловное понятие в психологии, поскольку мы можем судить о его содержании по поведенческим характеристикам исследуемого субъекта.

2) Методика представляет собой психологический тест, т.е. стандартизированную процедуру как в отношении проведения исследования поведения человека, так и в отношении обработки и интерпретации полученных данных. В этом смысле она выгодно отличается от вновь возникающих, так называемых, тестов в соционике, которые предполагают произвольность обработки и толкования результатов, как например, «Тест аспектных метафор».

3) Наконец, методика, используя тестовые задания и данные психомоторного теста («Т»-данные), позволяет значительно повысить уровень надежности психодиагностической процедуры за счет исключения такого субъективного фактора, как самооценка. Это основное отличие методики от всех личностных опросников.

 

В заключение хотелось бы проиллюстрировать преимущество методики простыми примерами. Если Вы хотите установить, обладает ли ученик математическими способностями, будете ли расспрашивать его о том, насколько систематически он изучал математику, какие разделы, теоремы, формулы он знает или же дадите ему ряд нестандартных задач из соответствующих разделов и посмотрите, насколько успешно он их решит? Полагаем, ответ очевиден. Так вот, расспросы – это личностные опросники. Конкретные задачи на выявление определенной способности – это часть методики по выявлению информационных дихотомий – логи/не логик (этик), интуит/не интуит (сенсорик). Вторую часть методики уместно проиллюстрировать следующим примером. Будете ли Вы выяснять, насколько человек силен, скор, ловок, вынослив, расспрашивая его об этом, или дадите ему ряд заданий на силу, скорость реакций, моторную гибкость, выносливость, чтобы объективно выявить все эти характеристики? Также и во второй части методики для выявления динамических дихотомий – экстраверсии/интроверсии и рациональности/иррациональности – авторы прибегают к уже существующему и хорошо зарекомендовавшему себя психомоторному тесту.

 

P.S. После того, как была разработана вторая часть методики (диагностика динамических дихотомий – вертности и нальности – объективным методом), критерии успешности по вербально-интуитивным и логическим заданиям удалось уточнить и откорректировать. Поскольку теппинг-тест, используемый при диагностике динамических дихотомий, как инструмент надежнее, чем тестовые задания, более достоверные данные о вертности и нальности как раз и позволили откорректировать критерии информационных дихотомий.

 

Если вы желаете пройти типологическую диагностику (типирование) по данной методике или заинтересованы в приобретении методики, обращайтесь по E-mail: [email protected]

Методика «Интеллектуально-характерологические пазлы»

Область применения методики:

1)для коррекции идеального образа потенциального брачного партнера сообразно реальному психотипу;

2) для решения супружеских проблем (на основе совпадения-несовпадения идеального образа с действительным психотипом супруга или супруги);

3) для выявления искажений в образе «Я».

Предисловие

На разработку интеллектуально-характерологических (ИХ) пазлов автора натолкнули два обстоятельства. Первое обстоятельствовесьма слабая теория интертипных отношений в соционической концепции. Слабая, потому что исходит не из организованного опыта – наработанной психологической практики или эксперимента, – а исключительно из умозрительной модели (модели А), которая не выдерживает критики с точки зрения методологии современной психологической науки. Сами интертипные отношения (ИО) или энергоинформационные отношения между типами информационного метаболизма – разновидностями врожденных энергоинформационных структур психики человека, которые лежат в основе природных психотипов (социотипов) – весьма неоднозначны и еще крайне слабо изучены. Их нельзя отождествлять с конкретными взаимоотношениями между конкретными людьми. ИО создают лишь некие общие предпосылки для развития конкретных человеческих взаимоотношений. Как будут развиваться отношения между конкретными индивидуумами, зависит от множества факторов, где ИО лишь один из них, хотя и немаловажный. Вторым важнейшим фактором во взаимоотношениях являются жизненно приобретенные ценностные ориентации, которые могут более-менее совпадать или кардинально не совпадать у двух индивидуумов, коммуницирующих друг с другом. Чаще всего соционики при выработке рекомендаций, касающихся межличностных взаимоотношений, абсолютизируют ИО, совершенно не учитывая личностные предпочтения, основанные на благоприобретенной (а не врожденной, но столь же немаловажной, как и ИО) системе ценностей индивидуумов, и совершают грубейшую ошибку. Данная методика позволяет преодолеть эту ошибку, поскольку автор, не абсолютизируя ИО, а исключая из поля выбора лишь самые неблагоприятные, делает упор на систему ценностных предпочтений индивидуума, находящегося в состоянии поиска (необязательно осознанного и целенаправленного) партнера для совместной жизни.

Второе обстоятельствогуманистическая концепция семьи, опирающаяся на центральное понятие мотивационной теории А. Маслоу «самоактуализация». В рамках этой концепции семья рассматривается не как банальная ячейка общества со своими биологическими и социальными функциями, а как благоприятное поле для самоактуализации личности. В этом случае каждый из супругов, воспринимая способности, сильные стороны, конструктивные черты характера своего партнера как особо значимые, и акцентируя на них внимание, способствует его самоактуализации, т.е. реализации его личностных потенций.

Подавляющее большинство вступающих в брак руководствуются какими угодно мотивами, но только не целостным идеальным образом партнера, который был бы адекватен действительности. Тем не менее, у многих этот образ существует; только он, во-первых, не осознается, во-вторых, не отвечает действительности. Это как «губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколь-нибудь развязности, какая у Бальтазара Бальтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича». Психологическая же реальность такова, что природный психический тип есть образование целостное и неизменное. Это та естественная матрица, которая состоит из набора вполне определенных черт характера и свойств интеллекта. Психический тип невозможно переделать, перестроить, и каждый конкретный человек относится к одному и только одному типу. Если мы выделим все ключевые черты характера и свойства интеллекта (ИХ пазлы), составляющие все 16 психических типов, и поможем человеку извлечь из его подсознания отдельные представления об идеальном образе партера в супружеской жизни, а затем из этих пазлов поможем сложить целостный образ, соответствующий реальному психотипу (исключая при этом те психотипы, энергодинамика которых несовместима с энергодинамикой – личностным темпераментом – этого человека), мы тем самым сформируем в его сознании некое информационное поле для самоактуализации второй половинки. Это будет означать, что если данный человек найдет себе партнера для совместной жизни, психотип которого входит в это поле, то высока вероятность того, что он будет инспирировать самоактуализацию партнера. Самоактуализация в семейных парах – процесс двухсторонний, и если хотя бы один из супругов способствует самоактуализации другого, он, в свою очередь, тоже, так или иначе, самоактуализируется. Формируя реальный образ партнера (соответствующий тому или иному психотипу) для построения отношений самоактуализации, мы, следовательно, закладываем верный внутренний ориентир в сознании того, кто готов к построению таковых отношений в его будущей семье.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.