Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природно-психологическая ориентация на сферы деятельности




 

Каждому – свое.

 

Психологическая несостоятельность распространенных в школах подходов к профессиональной ориентации. Альтернативный, фундаментально-психологический, деятельностный подход, опирающийся на неоюнгианскую типологию личности.

 

Профессиональная ориентация в старших классах средней школы является важнейшей, если не самой важной, задачей на последнем этапе обучения школьника. Ведь от того, насколько старшеклассник профессионально ориентирован в соответствии со своими способностями и потенциальными возможностями, зависит его дальнейшая судьба: будет ли он постоянно менять виды деятельности, не находя удовлетворение ни в одном, ни в другом, или сразу же займется той деятельностью, которая его глубоко увлечет и даст истинное удовлетворение. Сложно переоценить значимость вопроса профориентации и в социальной плоскости.

В настоящее время преобладает либо рыночно-механистический, либо субъективистский подход в профессиональной ориентации. В одном случае школьников ориентируют на конкретные профессии, на которые имеется спрос на рынке труда. Этот спрос с течением времени меняется: на одни профессии спрос падает, на другие возрастает. Сами профессии в связи с развитием общества, научно-техническим прогрессом видоизменяются: исчезают одни, появляются другие. В условиях нестабильности (особенно в наших современных условиях) динамика рынка труда требует непрерывной профессиональной переориентации. Получается, что в такой ориентации преобладает исключительно процесс адаптации индивидуума к условиям рынка, его личностная самореализация вообще не рассматривается. В другом случае школьные психологи, занимаясь актуальным для старшеклассников вопросом профессиональной ориентации, используют инструментарий личностных опросников, которые позволяют выявить такие неустойчивые образования личности, как интересы, склонности, предпочтения (например, опросник Я.Л. Холланда или Е. Климова [7]), либо довольно неопределенные и размытые факторы, как черты характера (например, многофакторный опросник 16PF [8]). В результате старшеклассник получает либо крайне ненадежные, а в перспективе неадекватные рекомендации относительно видов деятельности (ведь интересы и предпочтения под влиянием многих внешних и внутренних факторов могут резко меняться, причем за короткий промежуток времени), либо рекомендации вообще носят весьма путанный и противоречивый характер. Порочность таких подходов очевидна.

Однако существует принципиально иной подход к профориентации. Его уместно назвать природно-психологической ориентацией на сферы деятельности. Этот подход опирается на неоюнгианскую типологию личности. В ракурсе этого подхода вся человеческая деятельность разбита всего на четыре сферы. В данном случае речь идет не о предметной деятельности, которая, главным образом, требует наличия определенных ручных навыков, а об интеллектуальной, где интеллект понимается в широком смысле этого слова: например, так называемый, этический интеллект или осознанная сенсорно-аналитическая активность, связанная с эстетической потребностью. Когда мы говорим о природной предрасположенности к той или иной области предметной деятельности, мы используем не информационные или интеллектуальные критерии деятельности, а энергодинамические: физическая нагрузка, скорость, внешний ритм действий, преобладание мелких, сложных или крупных, простых действий. Всю непредметную, интеллектуальную деятельность можно разделить на четыре сферы. (Сферы интеллектуальной деятельности не следует путать с хозяйственными областями: например, сельское хозяйство, промышленность, транспорт, связь. Одни и те же экономические области содержат в себе разные интеллектуальные сферы деятельности.) Как бы ни менялись виды деятельности, какие бы новые профессии не появлялись и не исчезали старые, в истории человечества всегда были, есть и будут существовать четыре интеллектуальные сферы деятельности. Как бы ни развивался человек – изменялись его возможности, способности, социально-психологические установки и т.д. – в природе существуют 16 и только 16 психических типов. Эти 16 типов можно разбить на четыре группы (по четыре типа), каждая из которых в силу сходства информационной основы психики (или природной структуры интеллекта) входящих в нее психотипов ориентирована на ту или иную интеллектуальную сферу человеческой деятельности или, как говорят типологи (соционики), имеет природную установку на соответствующую сферу деятельности [4,18] (см. нижеприведенную таблицу).

Таким образом, изначально, от природы индивидуум ориентирован на одну из 4-х сфер интеллектуальной деятельности. Иными словами, информационная основа психики человека заточена под определенную сферу интеллектуальной деятельности. Именно в этой сфере человек находит подходящие базовые условия для своей личностной самореализации, получая глубокое удовлетворение от той пользы, которую он дает обществу. Кроме того, у каждого типа в группе есть свои особенности, которые позволяют выявить специфику ориентации на соответствующую сферу деятельности. Типологическая (соционическая) диагностика позволяет выявить природный, неизменный психический тип индивидуума и дать надежные и адекватные его психической природе рекомендации относительно сферы и вида деятельности.

Разные виды деятельности могут содержать в себе несколько интеллектуальных сфер деятельности. Возьмем, например, такой вид деятельности, как растениеводство. В этом виде деятельности могут успешно реализовать себя такие группы психотипов, как Управленцы (начиная от управления отдельной фермой, заканчивая агрохолдингом), Социалы (занятие практической агрономией, задача которой – обеспечить продуктами растениеводства, как можно большее число людей), наконец, Исследователи (выведение новых сортов и видов культурных растений). Если школьник проявляет устойчивый интерес, скажем, к ботанике, он может реализоваться в

Управленческая сфера Управление четко структурированными образованиями, системами: различными видами, звеньями и подразделениями хозяйственной, финансовой, военной, технической деятельности. Государственное управление.   Психотипы – сенсорные логики или Управленцы: МАРШАЛ, ИНСПЕКТОР, АДМИНИСТРАТОР, МАСТЕР Сфера социального обеспечения Все то, что связано с жизнеобеспечением человека и общества: торговля и услуги, органы социального обеспечения, управление социальными учреждениями (детсадами, школами, интернатами и т.д.). Воспитание как обеспечение удовлетворения первичных потребностей и усвоение, закрепление необходимого для нормальной жизнедеятельности опыта человечества.   Психотипы – сенсорные этики или Социалы: ЭНТУЗИАСТ, ПОСРЕДНИК, ПОЛИТИК, ХРАНИТЕЛЬ
Гуманитарная сфера Все то, что связано с реализацией возможностей, потенций, способностей как отдельного человека, так и общества в целом: средства массовой информации, искусство, преподавание гуманитарных наук и научно-исследовательская деятельность в области гуманитарных наук, психологическое консультирование и психотерапия в широком смысле этого слова (от доморощенных гадалок, до квалифицированных психотерапевтов и священников). Воспитание как развитие индивидуальных способностей (задатков) и обретение неповторимого опыта.   Психотипы – интуитивные этики или Гуманитарии: НАСТАВНИК, ЛИРИК, СОВЕТЧИК, ГУМАНИСТ Научно-исследовательская сфера Приращение знания, формирование нового знания преимущественно в естественнонаучных или пограничных областях и обеспечение научно-технического прогресса. Экспериментально-аналитическая и прогностическая деятельность в самых разных областях, в том числе и гуманитарных, например, в экономике, политике, демографии, педагогике, психологии, социологии и т.д.   Психотипы – интуитивные логики или Исследователи: ИСКАТЕЛЬ, АНАЛИТИК, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, КРИТИК

 

области растениеводства, но успешнее всего в той сфере деятельности, которая соответствует его психотипу (точнее природной структуре интеллекта, которая объединяет четыре психотипа). Представим себе, например, что индивидуум, с детства интересующийся растениеводством и принадлежащий к психотипу ИСКАТЕЛЬ (группа Исследователи), в силу определенных обстоятельств начал заниматься фермерством. Спрашивается: будет ли он успешным фермером, если всю свою энергию направляет на выведение новых сортов, а прибыльность фермы и эффективность хозяйствования его не слишком заботит? Ответ очевиден. Но поскольку окружающие не знают его психическую природу, эта неуспешность человека энергичного, увлеченного с детства растениеводством и обладающего большими знаниями в своей области, кажется им совершенно необъяснимой. На самом деле для ИСКАТЕЛЯ сфера управления будет не совсем адекватна его структуре интеллекта, а сфера социального обеспечения – совершенно неадекватна. Поэтому для ИСКАТЕЛЯ, увлеченного растениеводством, занятие таким рутинным видом деятельности, как практическая агрономия – самый неудачный выбор.

Или возьмем, к примеру, такой вид деятельности, как актерское мастерство. Профессиональный актер может сыграть представителя любой сферы деятельности: управленческой, социальной, гуманитарной, исследовательской. Однако попробуем ответить на вопрос: представителя какой сферы деятельности ему удается сыграть наиболее убедительно, правдоподобно? Разумеется, той, под которую заточен психический тип актера. В этом смысле понятие «актерское амплуа» соответствует понятию «природная установка на сферу деятельности».

В некоторых видах деятельности невозможно четко выделить интеллектуальную сферу приложения способностей человека сообразно его психической природе. Такие виды деятельности лежат на пересечении, как правило, двух сфер. Например, возьмем такие виды, как оформление, дизайн, декоративное искусство. Эти виды деятельности опираются, прежде всего, на эстетическую потребность, имеющую прикладной характер. В этих видах могут успешно реализоваться определенные психотипы, относящиеся как к группе Социалов, так и к группе Гуманитариев; это интровертные типы – ПОСРЕДНИК, ЛИРИК, ХРАНИТЕЛЬ. Или такие зрелищно-развлекательные виды, как эстрада, проведение различных шоу. Эти виды требуют эмоциональной выразительности, артистизма, находчивости, высокой энергетики. В них могут быть вполне успешны экстравертные типы Социалов и Гуманитариев: НАСТАВНИК, ПОЛИТИК, СОВЕТЧИК.

В таких особых видах, как банковская или биржевая деятельность, которые в отличие от торговли, связаны не с движением реальных товаров или услуг, а с финансово-спекулятивными, как правило, крупномасштабными операциями, могут быть вполне успешны представители таких психотипов, как ИСКАТЕЛЬ (группа Исследователей) или МАРШАЛ (группа Управленцев). Но наиболее успешен в такой деятельности тип ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ (Исследователи), поскольку эта деятельность требует, с одной стороны, точных и, подчас, дальних прогнозов, а с другой – оперирования огромным массивом числовых данных, его обработки за короткое время (что под силу восновном экстравертным логикам) и моментального принятия решения. Кроме того, из всех психотипов только ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ способен уверенно проводить в жизнь самые рискованные стратеги.

Итак, природный психический тип личности имеет вполне определенную сферу реализации ее потенций. Не следует давать жестких рекомендаций по видам деятельности. Не столь важно, какой вид деятельности выбрал индивидуум, сколь, в какой сфере человеческой деятельности он собирается себя реализовать, поскольку только одна из 4-х сфер интеллектуальной деятельности в максимальной степени адекватна его природной структуре интеллекта. Только точно зная психотип старшеклассника или студента, мы можем верно ориентировать его на одну из 4-х сфер деятельности или на тот вид деятельности, который соответствует не только его увлечениям и интересам, но и адекватен его врожденной специфике интеллекта. Таким образом, природно-психологическая ориентация на ту или иную сферу деятельности является фундаментально-психологическим подходом в профориентации, в отличие от распространенных в наших школах рыночно-механистического подхода, ориентирующего на конкретные профессии исключительно по требованиям рынка, или субъективистского подхода в ориентации на виды деятельности исключительно по субъективным и неустойчивым предпочтениям.

 

Если Вы заинтересованы в проведении в старших классах консультаций на

предмет природно-психологической ориентации старшеклассника на сферу деятельности, напишите по адресу: E-mail: [email protected]

 

Приложение




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.