IV Оценка способов деятельности преподавателя и учащихся
Рациональность и эффективность использования времени занятия, а также оптимальность темпа и чередования основных видов деятельности преподавателя и учащихся в ходе занятия.
Наличие, целесообразность и эффективность использования наглядности и ТСО.
Рациональность использованных приемов (методов) и форм работы, их соответствие возрасту и развитию учащихся.
Наличие и эффективность обратной связи со всеми учащимися и в свете этого степень оптимальности сочетания индивидуального, дифференцированного и фронтального подходов к учащимся.
Эффективность контроля за степенью обученности учащихся и уровень требований, на котором производится ее проверка и оценка.
Степень эстетического воздействия занятия на учащихся.
Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися в ходе занятия.
Степень четкости, лаконичности и конкретности формулировки цели учебного занятия.
Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели в одно и то же время.
Степень обучающего воздействия занятия на развитие учащихся (чему и в какой степени научились).
Степень воспитательного воздействия (что способствовало воспитанию в ходе занятия).
Степень воздействия проведенного занятия на развитие учащихся (что и в какой степени способствовало их развитию)
(по Т.И. Шамовой и Ю.И. Конаржевскому)
Условные обозначения:
ТДЦ - триединая дидактическая цель;
МО - методы обучения;
СУМ - содержание учебного материла;
ФОПД - формы организации познавательной деятельности.
Балльные оценки:
2 - реализовано полностью;
1 - реализовано частично;
0 - не реализовано.
Эффективность урока: сложить все баллы, разделить на 26 и умножить на 100.
85% - отлично,
84 - 65% - хорошо,
64 - 45% - удовлетворительно.
Обозначена цель урока.
Организованы действия учащихся по принятию цели деятельности.
Соответствие содержания учебного материала ТДЦ.
МО обеспечили мотивацию деятельности.
Сотрудничество учителя и учащихся.
Контроль и самоконтроль.
Соответствие методов обучения (МО) СУМ и ТДЦ.
ФОПД обеспечили: сотрудничество между учащимися.
Включение каждого ученика в деятельность по обеспечению ТДЦ.
ФОПД отобраны в соответствии с МО, СУМ, ТДЦ.
Уровень достижения ТДЦ: образовательный аспект.
Воспитательный аспект.
Развивающий аспект.
Краткая характеристика класса (интеллектуальные и психологические особенности). Осуществление на уроке индивидуально-дифференцированного подхода в зависимости от этих особенностей.
Цель и задачи урока (образовательные, коррекционные, воспитывающие). Какой урок по счету по данной теме. Тип урока.
Этапы урока. Используемые методы, приемы и виды работ на каждом этапе; обоснованность выбора именно этих приемов. Как используемые методы и приемы работали на решение главной цели урока и поставленных к ней задач. Межпредметная связь и связь материала урока с жизнью.
Достижение поставленной цели и задач (что удалось, что не удалось и почему).
Выступление учителя с анализом только что проведенного урока демонстрирует способность педагога к рефлексии собственных действий, собственного творчества и является показателем его эрудиции. Учитель говорит о степени достижения поставленных целей, разъясняет причины и обосновывает необходимость всех отклонений от намеченного плана, объективно (а при необходимости критично) оценивает собственные действия, и что особенно важно, разъясняет и комментирует те нюансы, которые гости могли не увидеть, не понять, не оценить, так как не видели глаза и лица детей.
Специальное внимание следует уделить элементам особого удовлетворения учителя тем или иным учеником: нередко какой-то ответ ребенка кажется гостям верным, естественным, обычным, в то время как для конкретного ребенка (если учесть его возможности) такой ответ символизирует преодоление, подъем на новую ступень в развитии. Специальный комментарий учителя необходим и в том случае, если выставление оценки тем или иным детям не вполне соответствует реальному ответу. Учитель должен аргументировать свои действия, оппонировать гостям, если это необходимо, а ни в коем случае не «проглатывать» возможно, несправедливые, ошибочные оценки.
Учитель должен быть готов к тому, что конспект урока может заинтересовать кого-то из гостей, и хорошо бы иметь несколько экземпляров конспекта урока, дабы раздать гостям.
При подготовке и проведении открытого урока учителю следует избегать ряда ошибок:
ничем не обоснованное отклонение от конспекта урока и наоборот, неспособность сориентироваться по ходу урока и перестроиться, заменив одно задание на другое, исключив какой-то вид работы;
отсутствие взаимосвязи между этапами урока;
перегруженность урока дидактическими играми, наглядным материалом, техническими средствами обучения, объемом и количеством различных заданий;
забывание об учениках и демонстрация своей эрудиции;
при проведении урока в необычной форме (урок – КВН, урок – викторина, «Поле чудес» и т.п.) следует не забывать о том, что этот урок не только должен восхищать, изумлять и потрясать всех присутствующих, а, прежде всего, обучать;
появления «леса» рук в то время, когда учитель еще не договорил вопроса до конца, что свидетельствует о явной «репетиции» урока;
недопустимость в адрес детей, не ответивших на вопрос, либо ответивших неверно высказываний типа: «Ты меня подвел», «А я на тебя так рассчитывала и надеялась» и т.п.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление