Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарии. Часто такие разговоры наталкиваются на то, что один из участников заявляет, что он никогда этого не боялся




Часто такие разговоры наталкиваются на то, что один из участников заявляет, что он никогда этого не боялся. В этом случае ему дается задание убедить партнера (лучше — на конкретных примерах), что бояться данного объекта или действия нет смысла.

Обычно проведение этого упражнения приводит к тому, что «смелому» участнику удается достаточно четко и емко сформулировать те фразы, которые помогли ему справиться со страшной ситуацией.

Так, например, на одном из наших тренингов друг с другом беседовали две женщины, одна из которых бесстрашно водит автомобиль, другая же панически этого боится (особенно — пересекать оживленные перекрестки). В самом начале своей водительской практики автомобиль первой заглох на оживленном перекрестке, и она никак не могла его завести. Сзади раздавались звуковые сигналы, водители обгонявших ее автомобилей не стеснялись в выражениях. Справиться с волнением девушке помогла простая мысль: «Меня не интересуют те, кто позади меня, пусть сами думают о себе. Меня не интересуют те, кто меня обгоняет, они уже нашли решение своих проблем. Мне нужно ехать вперед, двинусь вперед, как только заведу машину, и буду смотреть только на тех, кто впереди меня». Страх помешать кому-либо или показать себя неумелым водителем в этом случае был преодолен.


ДОСТАТОЧНО ЛИ У МЕНЯ БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ?

Некоторый круг близких людей нужен практически любому человеку — для общения, досуга, совместных мероприятий, воспитания детей, отдыха и развлечений. Близость с одними людьми возникает в силу родственных отношений, другие становятся близки после совместно пережитых событий (например, туристского похода или месяцев, проведенных в одной палатке на войне в Чечне).

Иногда сближение происходит стремительно, иногда люди знают друг друга долгие годы, но близость приходит не сразу.

Запросы каждого человека индивидуальны. Одним постоянно нужно быть в центре внимания, в гуще событий. Другие предпочитают иметь очень небольшое количество «настоящих» друзей. В этом разделе тренинга мы вместе с группой пытаемся разобраться в количестве и «качестве» степени и глубины сложившегося у каждого круга межличностных связей и отношений, выделить ключевые для каждого фигуры.

Такого рода самоанализ продолжает начатое ранее взаимное знакомство членов группы и определяет как дальнейшие перспективы работы, так и последовательность проработки отдельных тем. Порядок тем будет определяться характером проблем отдельных участников, выявленных в последующих упражнениях.

Упражнение 5. ОДИНОЧЕСТВО

Материалы Время Инструкция Карточки, на которых написаны следующие ключевые фразы: 1) Очень одиноко мне было, когда... 2) В последний раз я почувствовал(а) себя одиноко... 3) Самое сильное чувство одиночества было вызвано разлукой с... Упражнение — 15 мин., обсуждение — 5—7 мин. на каждого участника. «Пожалуйста, вспомните те моменты вашей жизни, когда вы чувствовали себя

 

Обсуждение очень одиноко, когда разлука с близкими людьми или жизненные изменения вызвали у вас сильное чувство одиночества. Пожалуйста, закончите фразы, которые записаны на ваших карточках, одним-дву-мя предложениями. Не имеет значения, какие ситуации придут вам в голову — из недавнего прошлого, вашего детства, школьной или взрослой жизни. Просто запишите первые ситуации, которые приходят в голову». Каждый участник группы читает записанные им фразы. Обычно участники группы так или иначе комментируют записанное, в этом случае тренер дает им высказаться. Желательно, чтобы в процессе обсуждения были найдены конкретные люди или события, которые спровоцировали одиночество. Вот вопросы, которые помогают это сделать: Наверное, ты особенно скучал(а) по какому-то конкретному человеку... Вероятно, что-то предшествовало этому... Конечно, была какая-то причина, которая вызвала одиночество...

Комментарии

При проведении этого упражнения тренер может столкнуться со следующими сложными случаями:

Участник заявляет, что ему одиноко все время, и это не связано ни с количеством знакомых и друзей, ни с какими-то определенными событиями.

Тогда группе может быть задан вопрос: «В каком случае может произойти подобное?». Обычно группа легко находит ответ, который заключается в том, что друзья и близкие люди этого человека, по существу, таковыми для него не являются.

Иногда участник группы может заявить, что он не помнит ни одного случая, когда бы он чувствовал себя одиноко.


 

Решение состоит в том, что участнику предлагается вспомнить время, когда ему было скучно либо не так весело и спокойно, как это бывает с ним обычно. Если и это предложение отвергается, то участника назначают «экспертом по борьбе с одиночеством», и просят его в следующих упражнениях помогать другим найти путь «прочь от одиночества».

Упражнение 6. ПУТИ ИЗ ОДИНОЧЕСТВА

Материалы Время Инструкция Обсуждение • Карточки, на которых написаны следующие ключевые фразы: Когда мне было одиноко, я вел себя следующим образом... На обороте карточки написано следующее: так я поступаю почти всегда так я поступаю иногда такое поведение для меня совершенно необычно • Красные и черные фишки. Упражнение — 15 мин., обсуждение — 10-15 мин. на каждого участника. «Вспомните случай, когда вам было особенно одиноко (здесь вам может помочь предыдущее упражнение). Запишите, пожалуйста, вкратце, как вы себя вели в этой ситуации, что вы предприняли, чтобы справиться с одиночеством». Затем: «Переверните, пожалуйста, карточку, и отметьте, насколько такое поведение типично для вас». 1) Каждый участник говорит о своем поведении в ситуации одиночества и о том, насколько это типично для него. Карточки всех участников выкладываются на пол в центре круга.

 

  2) Тренер предлагает группе попытаться классифицировать, разбить на группы по степени сходства модели поведения в ситуации одиночества. В итоге в центре круга должны оказаться группы схожих карточек. Возможно, некоторые карточки будут лежать особняком. 3) После того как карточки классифицированы, полученные варианты обсуждаются группой с точки зрения их эффективности для каждого. Группа после непродолжительного (за чем следит тренер) обсуждения присваивает каждому варианту красную (хороший вариант) или черную (плохой вариант) фишку. При оценке вариантов участников спрашивают о том, чем именно хорош или плох каждый из вариантов, почему этот вариант хорош или плох для них лично. После процедуры оценивания, предоставляется слово участникам, чьи варианты получили большое количество негативных оценок.

Комментарии

Обычно участники легко справляются с задачей классификации моделей поведения в ситуации одиночества и их оценкой.

Если мнения участников относительно какого-либо варианта поведения разделяются, то тренер признает такую возможность и говорит, что для разных ситуаций и разных людей подходят разные модели. Ни одна из них не может быть названа универсальной. Именно поэтому легче справиться с одиночеством, если мы одинаково хорошо владеем разными моделями.

Обычно в результате классификации называются следующие категории:

• Вернуться, повстречаться, объединиться с близким человеком.


61

 

• Забыть и не вспоминать о близком человеке.

• Уничтожить пути к близким людям.

• Помнить и переживать.

• Найти новых знакомых.

• Заняться отвлекающей деятельностью.

Страховка

В результате обсуждения, если такой выход не найден самой группой, тренер может сам предложить самую общую классификацию:

• Восстановить прежние отношения.

• Создать новые отношения.

• Переключиться на замещающую деятельность.

На стенде или стене помещения может быть вывешен транспарант:

Пути прочь от одиночества различны.

Можно использовать любой из них.

Множество путей означает свободу и возможность выбора.

Упражнение 7. ИНВЕНТАРЬ ОТНОШЕНИЙ

Материалы Время Инструкция По 10 пустых маленьких карточек на каждого участника. Некоторое количество карточек нужно иметь в запасе. На оборотной стороне карточки оставлено место для рангов по следующим пунктам: Частота встреч Степень влияния на меня Степень близости Возможность говорить откровенно Упражнение — 20 мин., обсуждение — 5-7 мин. на каждого участника. Каждому участнику выдается 10 маленьких карточек. «На имеющихся у вас карточках напишите, пожалуйста, имена и/или фамилии близ-

 

Обсуждение ких вам людей — безразлично, будут ли это люди из прошлого или те, с кем вы сейчас встречаетесь. Пожалуйста, заполните все карточки». «Теперь, пожалуйста, расположите перед собой карточки таким образом, чтобы слева от вас оказались люди, с которыми вы встречаетесь реже, а справа — те, с кем вы встречаетесь чаще всего... Занесите, пожалуйста, ранги — места в полученном ряду — на оборот карточки». Подобным образом происходит ранжирование по другим категориям. «Давайте теперь перевернем карточки и отберем те из них, на которых ранги по четырем категориям сильно различаются. Что вы можете сказать о ваших отношениях с этими людьми?» «Возможно, вам приходит в голову, каким образом отношения с ними можно было бы изменить». «Нет ли у вас каких-нибудь особых желаний в отношении этих людей?»



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.