Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Страховка




Комментарии

Комментарии

При выполнении этого упражнения обычно не возникает никаких затруднений, а получившаяся картина обычно очень хорошо иллюстрирует тот факт, что позитивные чувства находят меньшее выражение в речи и поведении.


131

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Для того чтобы научиться открытости желаний и чувств, необходимо обладать несколькими простыми элементарными навыками.

Выражение чувств предполагает, что человек умеет чувствовать, что у него бывают разнообразные чувства, а не одна большая злость или тоска, например. Далее, он должен уметь эти чувства в себе замечать, знать, как они называются, уметь подбирать подходящие слова для их выражения. Наконец, человек должен уметь выражать чувства в диалоге с партнером и добиваться конгруэнтности (соответствия) вербальных и невербальных средств выражения чувств.

Все это в полной мере касается и желаний — как личных, так и желаний партнера.

Прежде чем перейти к ролевым играм, мы выполняем несколько упражнений на тренировку этих элементарных навыков.

Следующие упражнения позволят участникам прислушаться к своим чувствам и найти им наименование.

Упражнение 35. ЧУВСТВА БЫВАЮТ РАЗНЫЕ

Материалы Время Инструкция Обсуждение Лист ватмана и разноцветные фломастеры. Техническая возможность быстро подготовить текст на компьютере и размножить его по числу участников. Упражнение —■ 15 мин., обсуждение — 5-7 мин. на каждого участника. «Ваша задача состоит в том, чтобы назвать каждому по пять наименований чувств, безразлично, позитивных или негативных. Я буду записывать эти наименования на ватмане. Следите, пожалуйста, насколько точно я определю характер чувства». «Что вы думаете по поводу получившегося списка?

132

 

Нужно ли произвести какие-либо изменения или дополнения?

Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?»

Обычно группа придумывает 40-50 наименований.

Тренер вертикальной чертой делит лист пополам, слева пишет большой знак плюс, справа знак минус. Положительные чувства записываются слева, отрицательные — справа. Чувства, характер которых меняется в зависимости от ситуации, записываются ближе к черте.

Если у участника возникает вопрос, является ли чувством то, что он назвал (например, агрессия или застенчивость), то вопрос адресуется группе.

Получается примерно следующая картина:

Скорее позитивные Неоднозначные Скорее негативные
Любовь Грусть Злость
Радость Азарт Горе
Воодушевление Возбуждение Вина
Веселье Желание Стыд
Гордость Опасение Антипатия
Симпатия Тоска Зависть
Расположение Ностальгия Ревность
Удовлетворение Скука Отвращение
Счастье Апатия Презрение
Удовольствие Сомнение Горечь
Уверенность   Боль
Спокойствие   Недовольство
Восхищение   Голод
Кайф   Жадность
Экстаз   Брезгливость
Интерес   Страх
Смелость   Ужас
Вдохновение   Паника

133

 

Нежность   Неуверенность
Умиротворенность   Нерешительность
Решимость   Сожаление
Уважение   Обида
Интерес   Раздражительность
Внимание   Недоверие Боязнь Уныние Угнетенность Разочарование Одиночество Отчаяние

Домашнее задание

Дома поработайте, пожалуйста, со словарем и художественной литературой и дополните наш список новыми словами.

Упражнение 36. ОТГАДАЙ ЧУВСТВО _________________________

Материалы Время Инструкция Тот же лист ватмана, что и в предыдущем упражнении. Фломастеры. Карточки с наименованиями чувств. Упражнение — 15 мин., обсуждение — 5—7 мин. на каждого участника. «Сейчас каждый из вас получит карточку, на которой будет написано наименование одного из чувств. По очереди один из вас постарается изобразить без слов, как выглядит человек, испытывающий это чувство. Задача остальных — назвать испытываемое чувство „по имени". Как только прозвучит наименование чувства, написанного на карточке, изображать свое чувство начинает следующий участник — по часовой стрелке. Вы очень поможете друг другу, если будете называть как можно больше вариантов».

134

 

Обсуждение «Что было легче — изображать или отгадывать чувства? Какие чувства изображать легче — положительные или отрицательные?»

Комментарии

Тренер следит за порядком, ко-тренер записывает на лист ватмана наименования чувств, которых еще нет в списке. В такой форме участники часто вспоминают значительно больше названий чувств.

На карточках лучше записать чувства, которые в предыдущем упражнении назвали сами участники. Это помогает избежать возражения, что такого чувства вообще нет в природе.

Упражнение 37. ЧТО Я СЕЙЧАС ЧУВСТВУЮ

Материалы Время Инструкция Обсуждение Не требуется. Упражнение — 15 мин., обсуждение — 5—7 мин. на каждого участника. «Теперь попробуем как можно точнее назвать чувство, которое вы сейчас чувствуете. По очереди каждый из вас прислушается к себе и постарается довести чувство до максимума — изобразить его в преувеличенной, можно даже гротескной форме. Группа попытается отгадать, что это за чувство. Если группе это не удастся, вы сами подробно опишете ваши чувства». «Было ли кому-нибудь приятно „распалять" свои чувства? Кому было неприятно это делать? Какие это были чувства?»

Комментарии

Ко-тренер продолжает записывать на лист ватмана наименования чувств, которых еще нет в списке.

В обсуждении обычно обнаруживается, что приятно преувеличивать позитивные, неприятно — негативные чувства. Объяс-


135

 

нение может состоять в том, что при преувеличении в невербальном поведении и те и другие переживаются более интенсивно.

Упражнение 38. КАК ЭТО СКАЗАТЬ ПО-РУССКИ?

Материалы Время Инструкция Обсуждение Чистые карточки для участников, лист ватмана и цветные фломастеры. Упражнение — 15 мин., обсуждение — 5-7 мин. на каждого участника. (1) «Запишите, пожалуйста, на имеющихся у вас карточках, в каких выражениях можно сказать о чувствах, собранных нами». Карточки сдаются тренеру. (2) «Я буду читать ваши формулировки, а вы определите, куда мы должны записать эту формулировку: в раздел барьеров общения или в раздел открытого выражения чувств?» (3) «Теперь мы попытаемся дополнить каждый барьер общения открытым выражением чувства, а каждое открытое выражение чувств — вариантом, как можно это чувство на словах скрыть». «Все ли формулировки, записанные на ватмане, дают партнеру понять, что это именно вы испытываете чувство и что именно вы чувствуете? Нет ли в списке скрытых барьеров общения?»

Комментарии

Лист ватмана делят пополам вертикальной чертой. Ко-тренер записывает на ватмане слева формулировки, которые предлагают участники группы, справа — формулировки, которыми можно скрыть чувства.


136

 

Нужно иметь в виду, что обе категории высказываний, открытое и скрытое выражение чувств, представляют собой не дихотомию, а, скорее, шкалу «более-менее открыто» с плавным перетеканием одного в другое. Так, выражение «Я считаю, что это хорошо звучит» более открыто, чем «Это хорошо звучит». При выполнении этого упражнения нужно стремиться к максимальной открытости или закрытости отдельных категорий, чтобы участники научились отделять одно от другого.

Страховка

Обороты речи, с использованием которых можно открыто выразить свои чувства Обороты речи, при помощи которых можно скрыть свои чувства
Мне очень нравится твой подарок — он идеально соответствует моему вкусу. Ну, хорошо. Спасибо. Хотя без этого можно было бы и обойтись.
Я очень рад, что ты пришла. Я совсем забыл, что ты собиралась зайти.
Меня очень порадовало ваше решение. Все, как всегда, получилось отлично.
Для меня большое удовольствие работать вместе с тобой, ты все так понятно объясняешь. А, наконец я врубился.
Я очень зол на тебя за то, что ты не выполнил наш договор, и я из-за тебя потерял более часа времени. Как я рад тебя видеть! Я уж и не надеялся.
Меня очень расстроило, когда от Тани я узнал то, что тебе рассказывал под большим секретом. Очень любезно с твоей стороны было все рассказать Тане.
Меня очень злит, Петр, когда ты критикуешь меня публично, в присутствии других людей. Тебя не касается моя работа и ее качество. Ты мне не начальник.
Я очень боюсь ездить с тобой на такой скорости. Здесь очень опасно! Поезжай медленнее!
Мне очень грустно оставаться одной дома. Ты думаешь только о себе. Тебя не интересует, что со мной происходит.
Ирина, мне очень противно есть за столом, на котором валяются колбасные очистки и стоит пепельница, полная окурков. Каждый раз на кухне бардак! Неужели нельзя быть поаккуратнее?

Упражнение 39. ЧУВСТВО ПЛЮС ПОВЕДЕНИЕ

137

 

Материалы Время Инструкция Обсуждение Не требуется. Упражнение — 15 мин., обсуждение — 5—7 мин. на каждого участника. «Выберите любое чувство из нашего списка и постройте фразу, в которой вы открыто скажете вашему партнеру о своем чувстве, а затем точно опишете поведение, которое его вызвало». «Насколько точно и конкретно описывалось поведение партнера, вызвавшее названное чувство? Кто это сделал лучше всех?»

Комментарии

Некоторая трудность здесь заключается в том, что участники иногда дают очень общее описание поведения. В этом случае им предлагается переформулировать фразы в сторону их большей конкретности. Например, вместо фразы «Я очень беспокоюсь, когда ты задерживаешься» лучше сказать «Я очень волновалась, когда ты в пятницу пришел в полвторого ночи вместо обычных восьми часов».

Теперь у нас есть достаточно фраз для того, чтобы перейти к тренировке в четырех обозначенных сферах поведения. Учитывая принцип последовательного приближения, я предпочитаю начинать с открытого выражения позитивных чувств.

ВЫРАЖЕНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ЧУВСТВ

Эта сфера поведения очень близка к приемам, которыми мы вызываем симпатию у других людей. Подробных объяснений здесь не требуется, нужно только еще раз указать на важность выражения позитивных чувств в отношении близких людей (особенно детей). Раньше мы уже видели, что выражение позитивных чувств доставляет другому радость. Есть еще одно следствие выражения пози-


138

 

тивных чувств — оно служит подкреплением поведению, которое их вызвало, и это поведение впредь встречается чаще.

И тогда если мы говорим о своих позитивных чувствах, то имеет смысл также описать конкретное поведение партнера, которое эти чувства вызвало.

Иными словами, схема выражения позитивных чувств в отношении партнера выглядит следующим образом.

Схема 8. ВЫРАЖЕНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ЧУВСТВ

• Не откладывайте «на потом». Начинайте сразу же, как только партнер сделал что-то для вас приятное.

• Используйте местоимение «я» («мне», «меня»).

• Назовите чувство «по имени» как можно точнее — не преувеличивая и не преуменьшая.

• Скажите, каким конкретно поступком вызваны ваши чувства.

• Постарайтесь подкрепить слова делом — действиями, мимикой,позой, интонациями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.