Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование рабочей силы




Общая характеристика качества рабочей силы.

Качество рабочей силы характеризует способность населения привести в действие объективные элементы производительных сил, а также изменить их в соответствии с потребностями общества.

В основе всего лежат физические свойства человека. На процессы воспроизводства населения и мировой экономики влияние оказывают обеспеченность продовольствием, инфекционные заболевания(туберкулез, СПИД. По отдельных оценкам, распространение СПИДа понижает темпы прироста ВВП на 4%) Все это оказывает влияние на работоспособность. Второе качество рабочей силы - способность населения привести в действие производительные силы и их совершенствование. Уровень развития общего и специального образования оказывает влияние на квалификационный уровень рабочей силы. Имеет важность способность к усваиваю технических средств, принятию решений. Существует прямая зависимость между обучением и ВВП: увеличение образования на один год влечет увеличение ВВП на 3%.

После второй мировой войны произошло повышение уровня образованности в целом, но есть региональные разрывы (в 50-х гг. уровень образования в Азии составлял 25% от мирового). Самое неблагоприятное положение с образованием в Африке, где в 90-м г. начальное образование получили только 50% детей. Однако снижение уровня образования происходит и в развитых странах (с 93% до 91,8%). Во всем мире около 100 млн. детей не имеют доступ к начальному образованию. В целом в мире уровень неграмотности понизился, а число неграмотных возросло. В 1990 г. в мире было 950 млн. неграмотных (890 млн. в 75 г.). 50% неграмотных в Индии, 21% - в Китае. В промышленно развитых странах 31 млн. неграмотных (в основном в Южной Европе). Среднее образование в мире получает 55% подростков. 36% населения западных стран имеют среднее образование. Огромное значение имеет также и качество обучения (материальная оснащенность, квалифицированность учителей). В развивающихся странах всего 8% учащихся охвачено техническим образованием. Уровень высшего образования повысился в основном за счет развитых стран. По уровню образования первое место занимает Канада, далее США, Франция, Германия, Бельгия. Если в развитых странах произошло увеличение доли молодежи в высшем образовании (с 9% до 17%), то в развивающемся мире - сокращение.

Неграмотность – 18% в мире в 2004г.

 

 

В 1980-1990-е гг рынки рабочей силы в мире переживали противоречивые тенденции. Занятость росла более низкими темпами в сравнении с 1950 -60гг – 1,8% в среднем в год. Она почти в 2 раза уступала динамике ВМП и была ниже показателей увеличения трудоспособного населения. Одним из показателей использования рабочей силы является доля занятых в общей численности населения. Норма занятости в мире в 2003 году составила 62,5%. В последнее десятилетие она уменьшилась. Наибольшую долю занятых имеют страны Северной Европы(70%), а в целом – развитые страны.Произошли изменения в структуре занятости. Повышение спроса на нефизическую рабочую силу. Повышение доли «белых воротничков». Самые крупные изменения в составе занятости произошли за счет работников образования, здравоохранения, технических, административных и управленческих профессий.

Возросла доля сферы услуг. Занятость увеличилась абсолютно, но доля занятых в рабочей силе сокращалась, в связи с чем до середины текущего десятилетия абсолютный и относительный рост безработицы(6,2 %) Безработица в больших масштабах охватила молодежь – 47,4 % от всех безработных. Произошли неблагоприятные изменения в формах использования занятых. Ослабление роли государства в хоз жизни привело к росту неформальной занятости(32%) и абсолютной бедности среди работающих. Только 8% рабочей силы мира живет в странах, обеспечивающих необходимую экономическую безопасность.

Одна из самых главных проблем в использовании рабочей силы- это проблема роста безработицы: рабочая сила растет быстрее, чем увеличивается занятость. Международная организация труда к безработным относит лиц, не имеющих работы, активно ее ищущих и готовых приступить к ней не позже, чем через месяц. Если человек работает меньше 1 ч. в неделю, то он считается безработным. Увеличилось количество работающих женщин (женщин, ищущих работу). Резко возрос уровень безработицы: если в 50-60-е гг. он составлял 2-4% по отношению к рабочей силе, то сейчас поднялся до 6-12%, а в отдельных странах до 24%. В Японии самый низкий уровень безработицы - 2-3% (женщины учитываются как временно занятые, поэтому в статистике не учитываются). В Испании уровень безработицы - 23%. В странах ЕС ситуация в целом ухудшилась. За 90-е гг. безработица превысила безработицу в США в 1/3. Произошел рост отношения частичной и временной занятости. В США, Канаде, Японии доля частично занятых увеличилась до 1/5. Происходит увеличение неравенства в доходах различных групп населения, что приводит к росту спроса на квалифицированную рабочую силу. Со второй половины 80-х гг. сократились системы социальных выплат по безработице. В 80-е гг. произошел также разрыв в оплате мужского и женского труда. Была разработана новая модель производственных отношений: в разрешение экономических вопросов были вовлечены профсоюзы, произошло сокращение забастовочной активности в 70-80-е гг. В развивающихся странах проблем стоит больше, чем в развитом мире. Основная часть экономически активного населения сосредоточена в с/х. В с/х только 1/2 занятых получает зарплату. Среди безработных наблюдается высокий процент образованного населения. В 80-е гг. произошло обострение проблемы безработицы. В странах переходного периода уровень безработицы увеличился с 1,5 млн. в 1990 г. до 10 млн. сейчас. Структура безработицы является результатом структурных изменений в экономике, глобальный характер приобретает проблема недоиспользования трудовых ресурсов. Безработица - индикатор общей социально-экономической неустойчивости в мире.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.