Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Святой Григорий, архиепископ Омиритский




Преподобный Патапий

Один юноша страдал от злого беса, который гонял его по горам и пустыням, то повергая в огонь и воду, чтобы погубить его, то низвергая его с высоких и крутых гор, чтобы разбить и сокрушить все тело его. Он и погубил бы юношу, если бы укрепляющая сила Божия не предохраняла его от постоянной злобы врага и совершенной гибели. Однажды бес со страшной быстротой гоня этого юношу на берег моря, с целью потопить его в пучине, встретил на пути преподобного Патапия, вышедшего для сего из своей келии по Божию повелению, чтобы освободить творение, созданное по образу Божию, от рабства диавольского. Увидев блаженного еще издали, бес устремился к нему, вращая глазами, испуская пену, скрежеща зубами и грозя избить его. Приблизившись к святому, он закричал:

- О, горе! И здесь снова Патапий! Что мне делать, куда деваться, где жить мне после стольких трудов? Едва обрел я себе жилище, и вот теперь меня силою гонят из него. Поистине страшен ты, Назарянин, и власть твоя повсюду и над всеми. Куда мне идти? Если я пойду в пустыню, или в город, или куда-либо еще, - ты там прежде меня и прогоняешь меня одним крестным знамением и единым твоим именем. Я побежден, сокрушен и изгнан!

Говоря это, нечистый бросил юношу на воздух, а чудотворец Патапий, изобразив в воздухе перстом крестное знамение, запретил духу, говоря:

- Изыди, нечистый дух, и удались в пустыню; так повелевает тебе чрез меня Христос, силу Которого ты невольно исповедал.

Как только святой произнес это, бес поверг юношу на землю и вышел из него чрез уста, как дым.

 

Во время царствования благочестивого царя Авраамия архиепископ Григорий, поставив во многих городах епископов, мужей ученых и красноречивых, посоветовал царю, чтобы тот иудеям и язычникам, находившимся в его стране, повелевал креститься или, в противном случае, предавал их смертной казни. По издании царского повеления об этом множество евреев и язычников с женами и чадами из боязни смерти стали приступать к Святому Крещению. Тогда старейшие и искуснейшие в законе евреи, собравшись ото всех городов, составили тайное собрание, совещаясь, что им предпринять, и рассуждали между собою:

- Если мы не крестимся, то, по приказанию царя, будем убиты и мы, и наши жены, и дети.

Одни из них говорили:

- Чтобы не умереть нам преждевременною смертью – исполним волю царскую, но втайне будем держаться веры нашей.

Другие же советовали не лицемерно, но явно держаться своего еврейского закона, чтобы избежать человеческой руки (как говорили они), не впасть в руки Отмстителя – Бога и еще хуже – не погибнуть. Некоторые возражали:

- Если мы пожелаем убежать, то нас увидят христиане и смертью погубят.

И все недоумевали, что им делать. Был же среди них один мудрейший законоучитель по имени Ерван, знавший весь Ветхий Завет и весьма красноречивый; он сказал им:

- Все вы напрасно говорите, и тем, что вы предлагаете, нельзя воспользоваться; если же желаете послушать меня, то пойдемте вместе со мною к царю и архиепископу Григорию и скажем, чтобы они назначили от себя учителей, каких хотят, для состязания с нами в вере и законе. Если они одолеют нас, то мы добровольно сделаемся христианами; если же будут обличены в своих заблуждениях, то сами увидят, что несправедливо побуждают нас отступить от нашего закона. Испытаем их и узнаем, какова их вера? Если истинная, то уверуем, что Мессия уже пришел, а мы того не знали. Если же окажется ложной их вера, то нам станет ясно, что мы умираем для Бога, и с усердием примем смерть.

Когда же настал день и устроился собор, явился царь с синклитом, архиепископ с клиром и стеклось множество народа, - предстал и Ерван с помогавшими ему законоучителями, и опять началось прение, как и в прежние дни. Один ученый нотарий архиепископа, которого он привел с собою из Александрии, будучи скорописцем, присутствуя там, записывал все речи, произносимые и архиепископом, и Ерваном. При помощи Святого Духа, действовавшего в устах архиепископа, сторона противных побеждалась, наша же о Господе препобеждала. Архиепископ во всех рассуждениях являлся победителем, а Ерван ослабевал, ослабевали и помогавшие ему еврейские законоучители; однако злоба ослепила их, ушами они плохо слышали, и глаза их закрыты были от истины. И нужно было, чтобы после слов святителя последовали сила веры и чудо, которое бы обличило ожесточенных злобою и устыдило бы неверие их, что действительно и случилось следующим образом.

Когда Ерван в прении уже окончательно побеждался, то вскричал:

- Зачем мы теряем время в долгих рассуждениях! Я разрешу это прение. Если хочешь, архиепископ, чтобы я веровал в Иисуса, что Он Истинный Бог, покажи мне Его живого, чтобы я видел Его, говорил с Ним, и тогда я признаю, что вы, христиане, одолели и победили нас.

Когда Ерван сказал это, собрание евреев закричало:

- Умоляем тебя, учитель, не прельщайся, чтобы тебе не стать христианином, мужайся больше и крепись в истине, ты же знаешь, что нет ничего более истинного, как Единый Бог отцов наших.

Ерван с гневом сказал им:

- Что вы говорите пустое? Слышите, если он уверит меня, что Тот, о Котором предсказали пророки, существует, то чего же еще хотите ожидать?

Архиепископ, видя, что он говорит искренно, а не льстиво, сказал ему:

- Ерван, великое ты вносишь искушение и выше сил твое прошение, потому что ты просишь не людей, но Бога; однако для того, чтобы уверовал ты и находящиеся с тобою и чтобы утвердились сердца верующих, Бог силен и это сотворить. Только скажи окончательно: как ты желаешь, чтобы я уверил тебя?

Ерван отвечал:

- Умоли твоего Владыку: если Он есть на Небе, как ты говоришь, пусть сойдет сюда и явится мне, чтобы я беседовал с Ним, и клянусь Господом, что тотчас уверую в Него и крещусь.

Когда Ерван произнес это, то все множество евреев закричало:

- Действительно, архиепископ, докажи нам на деле истинность слов твоих, покажи нам твоего Христа, чтобы мы, не имея что отвечать, со страхом уверовали в Него!

Некоторые же так говорили:

- Как возможно показать Того, Кто, как убитый человек, умер, и столько лет прошло со дня Его смерти? Где же найдется тело и дух Его, когда все кости и жилы в гробе давно рассыпались?

Архиепископ, рассуждая о важности дела и видя их сильное настояние, всею душою своею положился на Господа и размышлял про себя, что если он не умолит Владыку Христа об исполнении просьбы их, то тогда сильно восторжествует сторона противная, евреи явятся победителями, а христиане как бы побежденными, и будут враги насмехаться и поносить христиан. И с надеждою сказал еврейскому сонмищу:

- Если пожелает Христос, то я буду иметь возможность показать Его вам. Но вы хорошо знаете, что если я вам покажу Его, и вы не пожелаете уверовать в Него, то тотчас меч погубит всех вас; если же я, по недостоинству своему, не возмогу показать вам Господа Своего, то дальше поступайте по своей воле.

Евреи, услыхав это, сделались печальными и вместе с тем радостными: печальными потому, что боялись, что если он им покажет Христа, то они должны будут, против желания, веровать в Него; радостными же – в надежде, что он не покажет Христа им, и тогда они свободно останутся в своей вере. Но приятны были слова архиепископа Ервану и с ним находящимся мудрейшим законоучителям; они говорили между собою:

- Невозможно, чтобы человек, убитый нашими отцами, умерший и запечатанный во гробе, украденный своими учениками, спустя 500 лет мог быть живым.

Святой Григорий, имея непоколебимую веру в Бога и крепко уповая на Него, встал со своего места и отошел немного – на более удобное для молитвы место. Царь же со всем народом изумлялся и дивился такому великому дерзновению к Богу и вере архиепископа, что он осмеливается на такое страшное дело, и со страхом ожидал, что произойдет.

Святитель, отойдя немного от собрания, осенил себя крестным знамением и стал на молитву. Смиренно преклонив колена и весь устремившись к Небу, он долго и громко молился во всеуслышание всех присутствующих, вспоминая все тайны воплощения Бога Слова и всю жизнь Христа среди людей, начиная с рождества – до вольных страданий, креста, смерти, тридневного воскресения и вознесения на Небо. И, наконец, сказал:

- Яви Себя, Владыко, живым этим окаменелым и ослепленным злобою людям, яви ради Твоего Имени, и они глазами увидят Твое животворное человечество, в Которое Ты облекся нас ради и с Которым вознесся на Небо, чтобы, увидевши Тебя, они уверовали в Тебя – Истинного Бога и в пославшего Тебя – Отца и Святого Духа.

Когда он оканчивал молитву и все со вниманием смотрели на него, вдруг сделалось землетрясение, и послышался гром страшный с востока, так что поколебалась земля, и все упали от страха. Когда же все, оправившись от страха, понемногу встали и подняли глаза к востоку, то увидели, что разверзлось небо и светлое облако с огненным пламенем и солнечными лучами спускалось оттуда на землю. Среди облака виден был Муж, прекраснейший всех сынов человеческих, Господь наш Иисус Христос, невыразимо сияющий лицом и светящий молниевидными одеждами. Особенным движением, ступая по облаку, Он приближался к земле и стал вверху против архиепископа на облаке, привлекая глаза и сердца всех к Себе Своею красотою, которую язык высказать не может. От страха Его славы, на которую смотреть невыносимо, как некогда на Фаворе ученики, так пали все ниц на землю – и царь с вельможами, и весь народ от мала до велика; иудеи же, объятые великим трепетом, бросаясь туда и сюда, устремились бежать, так как озарение Божественного света опалило их и слава Господа, видеть которую они не могли, великим страхом охватила их. Но не могли они ни бежать, ни даже двинуться с места, потому что невидимая сила держала их. Архиепископ же, укрепленный свыше, громко воззвал к Ервану:

- Ерван, вот Тот, о Ком много словесных сказаний ты слышал, смотри на Него и уверуй, что Един Свят, Един Господь, Иисус Христос во славу Бога Отца, аминь.

Ерван же помертвел и не мог ничего ответить. И слышан был глас Господень:

- Ради молитвы епископа исцеляет вас Распятый вашими отцами.

Услышав этот глас, все еще более затрепетали и упали на землю, объятые ужасом. И как некогда Савл, по пути в Дамаск, когда его облистал свет с Неба и раздался голос свыше, упал на землю с открытыми глазами и ничего не видел, так ослепли и они; хотя глаза их были открыты, однако они ничего не видели, а только скорбели и горько рыдали.

Евреи спрашивали друг друга:

- Брат, видишь ли что-нибудь?

И отвечал каждый:

- Ничего не вижу.

И все воскликнули к Ервану:

- Учитель, что нам делать?

Ерван отвечал:

- Одни ли вы ослепли, увидев Бога христианского, или христиане также пострадали?

Христиане, слыша это, сказали:

- Мы благодатию Христа хорошо видим, и наши глаза теперь здоровее, чем были, вы же одни слепы за ваше неверие. Он уничтожил зрение ваше, так как вы, будучи недостойными, видели Его.

Тогда Ерван со всеми евреями стал умолять со слезами архиепископа, чтобы он исцелил их ослепленные глаза и преподал Святое Крещение. Архиепископ спросил их: искренно ли они веруют в Господа Иисуса Христа? И все засвидетельствовали, что веруют с убеждением. Когда евреи входили в святую купель, тотчас с глаз их отпадала как бы некая чешуя и все прозревали и телесными, и духовными очами, и все были крещены.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.