Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль международного сотрудничества




 

Анализ показывает, что тенденции развития всего комплекса острейших глобальных проблем современности и перспективы полного решения этих проблем совпадают с общими тенденциями и перспективами человечества. Более того, они оказываются взаимообусловленными и совпадают со всесторонним и всеохватывающим прогрессом человеческой цивилизации, начиная с ее материальных сторон и предпосылок и кончая сферой культуры, нравственности.

Прекрасное и бесконечное будущее ожидает человека и человечество, если восторжествуют и будут всегда вести вперед присущие им разум и гуманность. И нет предела той бездны, в которой могут оказаться человек и человечество, если победят силы зла и разрушения. Поэтому анализ альтернатив глобального развития внушает нам не только исторический оптимизм, но и весьма обоснованные, к сожалению, беспокойство, сомнение, тревогу. Однако все это должно нас не разочаровывать, а побуждать к активному действию. Только целеустремленные действия человечества в решении социальных, научно-технических и гуманистических аспектов глобальных проблем современности могут привести к желанной и благодетельной для всех цели.

Сегодня нет недостатка в разного рода «проекциях в будущее», которые так или иначе связаны с решением глобальных проблем. Однако те из них, которые исходят из предположения, что сегодня и в будущем сохранятся (хотя и в модифицированной форме) только капиталистические отношения, заведомо обречены на неудачу, так как они не опираются на объективный научный анализ, а служат априорно заданным идеологическим целям апологетики капитализма, «конвергенции» капитализма и социализма.

При этом в зависимости от политической конъюнктуры эти концепции могут быстро менять свой оттенок, однако в их основе все­гда сохраняются эгоизм и корыстные интересы мирового капитала и его политических прислужников, стремящихся к глобальному экспансио­низму и гегемонизму, к «мировому господству».

Так, например, в своем послании конгрессу США в марте 1979 года Дж. Картер, определяя политику федерального правительства в обла­сти науки и техники на будущее (80-е и последующие годы), акценти­ровал внимание не только на внутренних потребностях США, но и на более широких глобальных подходах с учетом влияния научно-техни­ческого прогресса на международные отношения. Однако в этом посла­нии он больше говорил о «наведении мостов», в частности с социалисти­ческими и развивающимися странами, чтобы «преодолевать политиче­ские, идеологические и культурные расхождения» с ними. И все это прикрывалось ссылками на «гуманистические побуждения», «всеобщее благо», стремление «начертать путь в более благополучное и продук­тивное будущее для всего человечества». Но не прошло и года, как тот же Картер в послании конгрессу США «О положении страны» (январь 1980 года) под теми же «гуманистическими» лозунгами о содействии «глобальному экономическому росту» и прочее объявляет «новый курс» на конфронтацию, срыв разрядки международной напряженности, до­казывая «право» США вмешиваться во внутренние дела других стран, располагающих сырьем или находящихся на путях доставки нефти.

Так что дело здесь, как видим, отнюдь не в заботе о «благе челове­чества». Последнее остается фразой, прикрывающей совсем другие за­боты - весьма далекие от реального гуманизма. «Гуманистическое со­провождение» в рассуждениях о судьбах мира в аспекте глобальных проблем вообще, надо сказать, стало одной из излюбленных тем на За­паде. И тон здесь во многих случаях задают религиозные деятели. Папа Иоанн Павел II уже в первой энциклике «Redemptor hominis» («Спа­ситель человека») призывает церковь сочувственно откликнуться на те гуманные идеалы, которые присутствуют в человеке и в современном мире, и сконцентрировать свое влияние на человеке «конкретном и историческом», а также на превратностях человечества. Прибли­жаясь к концу второго тысячелетия, необходимо, считает папа, уяснить себе причины того, почему «человек все чаще пребывает в состоянии страха», подвергаясь «опасности, исходящей от плодов его собствен­ного труда» как в плане материальном, так и духовном. Напрасно было бы ожидать, что папа Иоанн Павел II укажет конкретные социально-политические причины этого: он лишь констатирует, что финансовые, валютные, производственные и торговые структуры и механизмы, ле­жащие в основе мировой экономики, оказались неспособными «сгла­дить проявления социальной несправедливости, унаследованные от прошлого, и дать ответ на неотложные проблемы и этические требова­ния настоящего». Напоминая об «угрозе загрязнения естественной сре­ды, возникающих и непрекращающихся вооруженных конфликтов, об угрозе самоистребления атомным, водородным, нейтронным и другим оружием массового уничтожения», папа Иоанн Павел II призывает по­кончить с этой трагедией, порождающей такие явления, как инфляция, безработица, падение нравов. Как этого достичь в будущем? Папа дает весьма расплывчатый ответ на этот вопрос, выдвигая «принципы соли­дарности» в качестве источника вдохновения для изыскания «наиболее целесообразных институтов и механизмов», «рационального и справед­ливого планирования», «преобразования основ экономической жизни», ведущего к «преобразованию разума и души».

Более определенные ответы даются буржуазно-реформистской «глобалистикой» во многих социальных утопиях, которые создаются с позиций «технократического оптимизма» (концепции «пост- и супериндустриального» общества Д. Белла и др.). В них все подчинено одной цели - избежать социалистической альтернативы, доказать, что капитализм может обрести «второе дыхание» и продлить свое историческое существование.

Весьма неоднозначные позиции в решении глобальных проблем занимают участники широко известного теперь «Римского клуба». Не поднимая, зачастую, самого вопроса о том, имеет ли, в частности, капиталистическое общество перспективу, они тем или иным образом, в том или ином объеме, подчиняясь объективной логике прогноза, дают отрицательный ответ в отношении будущего всего этого общественного строя или отдельных его существенных черт. Однако и в этих глобальных прогнозах, имеющих много несомненных достоинств, о которых мы отнюдь не забываем, анализ зачастую отвлекается от вопроса о конкретных социально-экономических причинах и истоках кризисных явлений мирового развития и соответственно не показываются реальные социально-политические возможности и меры по их устранению, разные, а зачастую и противоположные при капитализме и при социализме. Основная ставка в них делается на изменение сознания, морали, создание нового, «глобализированного» мировоззрения, выработку нового, «мирового сознания», «глобального этоса» и пр., причем как раз последних докладах «Римского клуба» это достигает предельных форм, когда, собственно говоря, само решение глобальных проблем и, следовательно, будущее человечества ставится в прямую зависимость от изменений «качества человека», его гуманистических целей, сознания, морали.

Такой подход особенно отчетливо выражен в последнем - седьмом по счету - докладе «Римского клуба», а также в книге его президента А. Печчеи под названием «Человеческие качества». Переместив решение вопpoca в антропологическую плоскость, - изменения качества человека, - он считает, что оно может быть обеспечено только с помощью «нового гуманизма», который включает три аспекта: глобальность, составляющую, по его мнению, «сущность нашего мира», любовь к справедливости отвращение к насилию. Однако, как это будет осуществляться конкретно, Печчеи не показывает, и в этом огромный недостаток всех его рассуждений о новом гуманизме. Надо сказать вместе с тем, что сама постановка вопроса о необходимости нового гуманизма выражает, как надо понимать, известную неудовлетворенность существующей буржуазной его формой, и это, несомненно, является шагом вперед. Но, по-видимому, должны быть сделаны дальнейшие шаги, чтобы осознать, что новый гуманизм, соответствующий новым, современным условиям человеческого бытия, - это научный гуманизм, который еще в середине прошлого столетия был провозглашен К. Марксом и который развивается сегодня в тесной связи с практикой социализма, с общими закономерностями развития современного человечества, в том числе и в сфере глобальных проблем. Поэтому новый гуманизм является не только научным, но и реальным, опирающимся на практические действия, воплощающие в жизнь высокие идеалы человечности, «всемирной отзывчивости» (Ф.М. Достоевский) как антитезы эгоизма и фанатизма во всех его формах.

Новый гуманизм марксизма, будучи классовым по своим первона­чальным истокам, с самого начала опирается на идею интернациональ­ной общности человечества, которая в будущем коммунистическом об­ществе получит свою полную и адекватную реализацию. Он поэтому ор­ганично включает в себя и то, что сегодня обозначается как глобальные подходы, переводя их в реальную плоскость конкретной политики, учи­тывающей наличие в современном мире общественных систем социа­лизма и капитализма, необходимость глубоких социально-экономиче­ских, научно-технических и культурных преобразований для построения новой цивилизации. Исходя из коммунистического идеала общества и человека как «самоцели» истории, новый гуманизм предполагает со­циальную и индивидуальную активность в достижении ближайших и перспективных целей человечества, основанную на научном подходе. Он включает в себя как нечто необходимое постоянное стремление к пе­ременам, в том числе и радикальным, революционным, рассматривае­мым как средство, которое всегда должно быть адекватно целям. Новый гуманизм исходит из того, что достижение этих целей возможно лишь в условиях демократии и свободы, представляющих собой огромную ценность, и что вне их невозможен прогресс человечества. Он характе­ризуется также стремлением к социальной справедливости и альтруиз­мом, состраданием и ответственностью, стремлением к новому и уваже­нием к настоящему и прошлому человека и человечества, восхищением красотой и «благоговением перед жизнью», о котором так глубоко и поэтично говорил А. Швейцер.

Раскрыть все богатство нового гуманизма марксизма, обогащенного в современных условиях новыми подходами, в том числе и в связи с глобальными проблемами, - сложная философская задача, которая ре­шается и, надо надеяться, будет решена марксистами в интересах все­го человечества. Конечно, еще и сегодня во многом этот гуманизм суще­ствует как некоторая цель и идеал - как новый гуманизм новой цивилизации. Однако определенные элементы его во все большей мере становятся реальностью мирового развития, и в авангарде идет здесь социализм, воплощающий идеалы социалистического гуманизма как составной части и этапа на пути становления и развития нового, коммунистического гуманизма. Развитие нового гуманизма тесно связано с решением комплекса гло­бальных проблем современного человечества; оно является известной предпосылкой и условием его будущего. И надо желать и надеяться по­этому, чтобы принципы нового гуманизма воплотились в жизнь.

Однако одного желания и надежды мало. Нужны эффективные и согласованные действия на социальном и индивидуальном уровнях, чтобы это желание и эта надежда все больше становились реальностью во всемирном масштабе, так как промедление здесь чревато неотврати­мой опасностью для будущего человечества. Существенную роль играет в этом плане деятельность ученых, связанная не только с теоретическим решением отдельных глобальных проблем, но и с попытками построе­ния глобальных моделей мирового развития, которые, как это уже от­мечалось, хотя и имеют во многих случаях весьма существенные недо­статки мировоззренческого и методологического характера, однако в целом способствуют утверждению глобальных подходов н нового гума­низма. Глобальное моделирование, кроме того, концентрируя усилия многих наук - естественных и общественных, - создает тем самым но­вые «точки роста» человеческого познания, приводит к переосмыслению ряда основных мировоззренческих проблем человеческого бытия.

И как бы ни складывалась в тот или иной исторический отрезок конкретная политическая ситуация в мире, одно ясно: международное сотрудничество в решении глобальных проблем должно неуклонно ста­новиться все более многообразным и глубоким.

И хотя международное сотрудничество в наши дни мо­жет способствовать лишь частичномv решению глобальных про­блем, причем в неодинаковой мере по отношению к каждой из них, оно оказывает глубокое позитивное воздействие на общий ход мирового развития, усиливает процессы интернационализации жизни человечест­ва. И в этом глубокий социально-философский смысл международного сотрудничества в решении глобальных проблем, как и всего комплекса научных и практических предложений и действий, свя­занных с этими проблемами. Глобальные проблемы оказываются тем самым мощным стимулирующим фактором мирового разви­тия материальной и духовной жизни человечества в направлении ком­мунизма.

Такой предстает для нас (разумеется, лишь в самых общих, основ­ных чертах) научная философия глобальных проблем, мировоззренче­ски и методологически ориентирующая их исследование с позиций диа­лектического метода, системно-исторического подхода, определяющая их сущность и то поистине всемирно-историческое значение, которое имеет в перспективе их разрешение в социальной, научно-технической и гуманистической областях. Глобальные проблемы, как мы видели, уже сегодня существенно влияют на все стороны жизни человечества - его материальную сферу и культуру, мировоззрение и мораль.

Исследовать все это более систематично, включая анализ принци­пов методологии глобального моделирования, нового - научного, реального - гуманизма марксизма в его связи с развитием новой цивилизации, будущим человечества в аспекте глобаль­ных проблем, - ответственная и глубоко творческая задача, в коллек­тивном решении которой автор также надеется участвовать и соответ­ственно представить свои результаты для новых публикаций

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.