КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль международного сотрудничества
Анализ показывает, что тенденции развития всего комплекса острейших глобальных проблем современности и перспективы полного решения этих проблем совпадают с общими тенденциями и перспективами человечества. Более того, они оказываются взаимообусловленными и совпадают со всесторонним и всеохватывающим прогрессом человеческой цивилизации, начиная с ее материальных сторон и предпосылок и кончая сферой культуры, нравственности. Прекрасное и бесконечное будущее ожидает человека и человечество, если восторжествуют и будут всегда вести вперед присущие им разум и гуманность. И нет предела той бездны, в которой могут оказаться человек и человечество, если победят силы зла и разрушения. Поэтому анализ альтернатив глобального развития внушает нам не только исторический оптимизм, но и весьма обоснованные, к сожалению, беспокойство, сомнение, тревогу. Однако все это должно нас не разочаровывать, а побуждать к активному действию. Только целеустремленные действия человечества в решении социальных, научно-технических и гуманистических аспектов глобальных проблем современности могут привести к желанной и благодетельной для всех цели. Сегодня нет недостатка в разного рода «проекциях в будущее», которые так или иначе связаны с решением глобальных проблем. Однако те из них, которые исходят из предположения, что сегодня и в будущем сохранятся (хотя и в модифицированной форме) только капиталистические отношения, заведомо обречены на неудачу, так как они не опираются на объективный научный анализ, а служат априорно заданным идеологическим целям апологетики капитализма, «конвергенции» капитализма и социализма. При этом в зависимости от политической конъюнктуры эти концепции могут быстро менять свой оттенок, однако в их основе всегда сохраняются эгоизм и корыстные интересы мирового капитала и его политических прислужников, стремящихся к глобальному экспансионизму и гегемонизму, к «мировому господству». Так, например, в своем послании конгрессу США в марте 1979 года Дж. Картер, определяя политику федерального правительства в области науки и техники на будущее (80-е и последующие годы), акцентировал внимание не только на внутренних потребностях США, но и на более широких глобальных подходах с учетом влияния научно-технического прогресса на международные отношения. Однако в этом послании он больше говорил о «наведении мостов», в частности с социалистическими и развивающимися странами, чтобы «преодолевать политические, идеологические и культурные расхождения» с ними. И все это прикрывалось ссылками на «гуманистические побуждения», «всеобщее благо», стремление «начертать путь в более благополучное и продуктивное будущее для всего человечества». Но не прошло и года, как тот же Картер в послании конгрессу США «О положении страны» (январь 1980 года) под теми же «гуманистическими» лозунгами о содействии «глобальному экономическому росту» и прочее объявляет «новый курс» на конфронтацию, срыв разрядки международной напряженности, доказывая «право» США вмешиваться во внутренние дела других стран, располагающих сырьем или находящихся на путях доставки нефти. Так что дело здесь, как видим, отнюдь не в заботе о «благе человечества». Последнее остается фразой, прикрывающей совсем другие заботы - весьма далекие от реального гуманизма. «Гуманистическое сопровождение» в рассуждениях о судьбах мира в аспекте глобальных проблем вообще, надо сказать, стало одной из излюбленных тем на Западе. И тон здесь во многих случаях задают религиозные деятели. Папа Иоанн Павел II уже в первой энциклике «Redemptor hominis» («Спаситель человека») призывает церковь сочувственно откликнуться на те гуманные идеалы, которые присутствуют в человеке и в современном мире, и сконцентрировать свое влияние на человеке «конкретном и историческом», а также на превратностях человечества. Приближаясь к концу второго тысячелетия, необходимо, считает папа, уяснить себе причины того, почему «человек все чаще пребывает в состоянии страха», подвергаясь «опасности, исходящей от плодов его собственного труда» как в плане материальном, так и духовном. Напрасно было бы ожидать, что папа Иоанн Павел II укажет конкретные социально-политические причины этого: он лишь констатирует, что финансовые, валютные, производственные и торговые структуры и механизмы, лежащие в основе мировой экономики, оказались неспособными «сгладить проявления социальной несправедливости, унаследованные от прошлого, и дать ответ на неотложные проблемы и этические требования настоящего». Напоминая об «угрозе загрязнения естественной среды, возникающих и непрекращающихся вооруженных конфликтов, об угрозе самоистребления атомным, водородным, нейтронным и другим оружием массового уничтожения», папа Иоанн Павел II призывает покончить с этой трагедией, порождающей такие явления, как инфляция, безработица, падение нравов. Как этого достичь в будущем? Папа дает весьма расплывчатый ответ на этот вопрос, выдвигая «принципы солидарности» в качестве источника вдохновения для изыскания «наиболее целесообразных институтов и механизмов», «рационального и справедливого планирования», «преобразования основ экономической жизни», ведущего к «преобразованию разума и души». Более определенные ответы даются буржуазно-реформистской «глобалистикой» во многих социальных утопиях, которые создаются с позиций «технократического оптимизма» (концепции «пост- и супериндустриального» общества Д. Белла и др.). В них все подчинено одной цели - избежать социалистической альтернативы, доказать, что капитализм может обрести «второе дыхание» и продлить свое историческое существование. Весьма неоднозначные позиции в решении глобальных проблем занимают участники широко известного теперь «Римского клуба». Не поднимая, зачастую, самого вопроса о том, имеет ли, в частности, капиталистическое общество перспективу, они тем или иным образом, в том или ином объеме, подчиняясь объективной логике прогноза, дают отрицательный ответ в отношении будущего всего этого общественного строя или отдельных его существенных черт. Однако и в этих глобальных прогнозах, имеющих много несомненных достоинств, о которых мы отнюдь не забываем, анализ зачастую отвлекается от вопроса о конкретных социально-экономических причинах и истоках кризисных явлений мирового развития и соответственно не показываются реальные социально-политические возможности и меры по их устранению, разные, а зачастую и противоположные при капитализме и при социализме. Основная ставка в них делается на изменение сознания, морали, создание нового, «глобализированного» мировоззрения, выработку нового, «мирового сознания», «глобального этоса» и пр., причем как раз последних докладах «Римского клуба» это достигает предельных форм, когда, собственно говоря, само решение глобальных проблем и, следовательно, будущее человечества ставится в прямую зависимость от изменений «качества человека», его гуманистических целей, сознания, морали. Такой подход особенно отчетливо выражен в последнем - седьмом по счету - докладе «Римского клуба», а также в книге его президента А. Печчеи под названием «Человеческие качества». Переместив решение вопpoca в антропологическую плоскость, - изменения качества человека, - он считает, что оно может быть обеспечено только с помощью «нового гуманизма», который включает три аспекта: глобальность, составляющую, по его мнению, «сущность нашего мира», любовь к справедливости отвращение к насилию. Однако, как это будет осуществляться конкретно, Печчеи не показывает, и в этом огромный недостаток всех его рассуждений о новом гуманизме. Надо сказать вместе с тем, что сама постановка вопроса о необходимости нового гуманизма выражает, как надо понимать, известную неудовлетворенность существующей буржуазной его формой, и это, несомненно, является шагом вперед. Но, по-видимому, должны быть сделаны дальнейшие шаги, чтобы осознать, что новый гуманизм, соответствующий новым, современным условиям человеческого бытия, - это научный гуманизм, который еще в середине прошлого столетия был провозглашен К. Марксом и который развивается сегодня в тесной связи с практикой социализма, с общими закономерностями развития современного человечества, в том числе и в сфере глобальных проблем. Поэтому новый гуманизм является не только научным, но и реальным, опирающимся на практические действия, воплощающие в жизнь высокие идеалы человечности, «всемирной отзывчивости» (Ф.М. Достоевский) как антитезы эгоизма и фанатизма во всех его формах. Новый гуманизм марксизма, будучи классовым по своим первоначальным истокам, с самого начала опирается на идею интернациональной общности человечества, которая в будущем коммунистическом обществе получит свою полную и адекватную реализацию. Он поэтому органично включает в себя и то, что сегодня обозначается как глобальные подходы, переводя их в реальную плоскость конкретной политики, учитывающей наличие в современном мире общественных систем социализма и капитализма, необходимость глубоких социально-экономических, научно-технических и культурных преобразований для построения новой цивилизации. Исходя из коммунистического идеала общества и человека как «самоцели» истории, новый гуманизм предполагает социальную и индивидуальную активность в достижении ближайших и перспективных целей человечества, основанную на научном подходе. Он включает в себя как нечто необходимое постоянное стремление к переменам, в том числе и радикальным, революционным, рассматриваемым как средство, которое всегда должно быть адекватно целям. Новый гуманизм исходит из того, что достижение этих целей возможно лишь в условиях демократии и свободы, представляющих собой огромную ценность, и что вне их невозможен прогресс человечества. Он характеризуется также стремлением к социальной справедливости и альтруизмом, состраданием и ответственностью, стремлением к новому и уважением к настоящему и прошлому человека и человечества, восхищением красотой и «благоговением перед жизнью», о котором так глубоко и поэтично говорил А. Швейцер. Раскрыть все богатство нового гуманизма марксизма, обогащенного в современных условиях новыми подходами, в том числе и в связи с глобальными проблемами, - сложная философская задача, которая решается и, надо надеяться, будет решена марксистами в интересах всего человечества. Конечно, еще и сегодня во многом этот гуманизм существует как некоторая цель и идеал - как новый гуманизм новой цивилизации. Однако определенные элементы его во все большей мере становятся реальностью мирового развития, и в авангарде идет здесь социализм, воплощающий идеалы социалистического гуманизма как составной части и этапа на пути становления и развития нового, коммунистического гуманизма. Развитие нового гуманизма тесно связано с решением комплекса глобальных проблем современного человечества; оно является известной предпосылкой и условием его будущего. И надо желать и надеяться поэтому, чтобы принципы нового гуманизма воплотились в жизнь. Однако одного желания и надежды мало. Нужны эффективные и согласованные действия на социальном и индивидуальном уровнях, чтобы это желание и эта надежда все больше становились реальностью во всемирном масштабе, так как промедление здесь чревато неотвратимой опасностью для будущего человечества. Существенную роль играет в этом плане деятельность ученых, связанная не только с теоретическим решением отдельных глобальных проблем, но и с попытками построения глобальных моделей мирового развития, которые, как это уже отмечалось, хотя и имеют во многих случаях весьма существенные недостатки мировоззренческого и методологического характера, однако в целом способствуют утверждению глобальных подходов н нового гуманизма. Глобальное моделирование, кроме того, концентрируя усилия многих наук - естественных и общественных, - создает тем самым новые «точки роста» человеческого познания, приводит к переосмыслению ряда основных мировоззренческих проблем человеческого бытия. И как бы ни складывалась в тот или иной исторический отрезок конкретная политическая ситуация в мире, одно ясно: международное сотрудничество в решении глобальных проблем должно неуклонно становиться все более многообразным и глубоким. И хотя международное сотрудничество в наши дни может способствовать лишь частичномv решению глобальных проблем, причем в неодинаковой мере по отношению к каждой из них, оно оказывает глубокое позитивное воздействие на общий ход мирового развития, усиливает процессы интернационализации жизни человечества. И в этом глубокий социально-философский смысл международного сотрудничества в решении глобальных проблем, как и всего комплекса научных и практических предложений и действий, связанных с этими проблемами. Глобальные проблемы оказываются тем самым мощным стимулирующим фактором мирового развития материальной и духовной жизни человечества в направлении коммунизма. Такой предстает для нас (разумеется, лишь в самых общих, основных чертах) научная философия глобальных проблем, мировоззренчески и методологически ориентирующая их исследование с позиций диалектического метода, системно-исторического подхода, определяющая их сущность и то поистине всемирно-историческое значение, которое имеет в перспективе их разрешение в социальной, научно-технической и гуманистической областях. Глобальные проблемы, как мы видели, уже сегодня существенно влияют на все стороны жизни человечества - его материальную сферу и культуру, мировоззрение и мораль. Исследовать все это более систематично, включая анализ принципов методологии глобального моделирования, нового - научного, реального - гуманизма марксизма в его связи с развитием новой цивилизации, будущим человечества в аспекте глобальных проблем, - ответственная и глубоко творческая задача, в коллективном решении которой автор также надеется участвовать и соответственно представить свои результаты для новых публикаций
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |