Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольная работа. Чистая монополия и её характерные черты

ПО КУРСУ:

Экономика

 

 

Чистая монополия и её характерные черты.

Деньги и спрос.

 

Выполнил: студент группы 1-14-ЭиЭу Степанюк Никита Александрович шифр 14-ЭиЭу-336 вариант № 6 Адрес: Республика Коми город Усинск ул. Воркутинская дом 39 кв. 75
   
   
   
   
   
   
Проверил преподаватель: Русских Людмила Петровна

 

 

Киров 2015г.

Содержание  
Введение  
1. Чистая монополия и её характерные черты  
2. Деньги и спрос  
     

 


 

Введение.

Каждый человек буквально на каждом шагу сталкивается с различными экономическими проблемами: как удовлетворить свои потребности в еде, одежде, образовании, отдыхе и т. п., какой хозяйственной деятельностью заняться, купить или не купить тот или иной товар, достаточно ли дохода для приобретения нужного продукта и т. д.

Экономика — это часть повседневной жизни людей, люди принимают ежедневное участие в экономической деятельности, живут в экономической среде, постоянно используют термины, употребляемые экономистами (деньги, цены, заработная плата, доходы, расходы и др.). Жить и быть вне экономики невозможно.

В зависимости от масштабов экономика подразделяется на микро- и макроэкономику.

Микроэкономика освещает хозяйственную деятельность отдельных экономических субъектов (предприятий, фирм, потребителей, домохозяйств, наемных рабочих, предпринимателей, торговцев и т. д.), она помогает понять, почему на низшем уровне экономики принимаются те, а не иные решения. Макроэкономика описывает функционирование национальной экономики в целом, изучает экономические процессы на уровне общества (производство национального дохода, безработица, инфляция и др.) и дает рекомендации, что должно делать государство, чтобы общество процветало.

 

 

1. Чистая монополия и её характерные черты.

Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия — рынок, на котором действует только одна фирма, в силу этого обстоятельства способная оказывать влияние на рыночное равновесие и рыночную цену. Монополия — наибо­лее яркое проявление несовершенной конкуренции. Монопо­лия — рыночная структура, отвечающая следующим условиям:

1. Выпуск товара всей отраслью контролируется одним про­давцом этого товара, т. е. фирма-монополист является единст­венным производителем данного блага и олицетворяет собой всю отрасль.

2. Производимый монополистом товар является особым в своем роде (уникальным) и не имеет близких заменителей, в этой связи спрос на продукт монополиста отличается низкой степенью ценовой эластичности, а график спроса на него имеет резко «падающий» характер,

3. Монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм, поэтому в условиях монополии отсутствует какая-либо конкурентная борьба. Данные условия позволяют сделать вывод, что фирма-моно­полист обладает рыночной властью и в состоянии самостоятель­но в определенных пределах менять цену продаваемого товара (в отличие от совершенной конкуренции, где каждая отдельная фирма вынуждена только «соглашаться» с ценой).

В качестве примера чистой монополии обычно рассматрива­ются предприятия общественного пользования и коммунального хозяйства предприятия газо-, электро-, водоснабжения и не которые другие. Эти компании получили название естественных монополий. Естественная монополия - отрасль, в которой отраслевой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких затратах, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм, т. е. когда в отрасли существовала бы конкуренция. Естественным монополиям государство обыч­но предоставляет исключительные привилегии. При этом правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких предприятий, не допуская злоупотреблений с их стороны. Также к монополиям могут быть отнесены крупные корпорации, доми­нирующие в отрасли.

Возникновение и существование чистых монополий обычно объясняется наличием барьеров для вступления в отрасль. Спо­собствующие формированию таких барьеров факторы и порожда­ют монопольную власть на рассматриваемых рынках. Все барьеры можно разделить на две группы — естественные и искусственно создаваемые.

Среди естественных барьеров можно выделить:

1. Экономические — отдельные фирмы за счет постоянного совершенствования технологических процессов могут достичь наименьших издержек выпуска при производстве очень значи­тельного объема продукции (положительный эффект масштаба производства). Это приводит к тому, что только одна или не­сколько крупных фирм могут иметь низкие издержки производ­ства в расчете на единицу продукции. Остальные фирмы вытес­няются из отрасли, и возникает естественная монополия. Есте­ственные барьеры возникают также тогда, когда внутренний рынок какой-либо страны относительно невелик, а экономиче­ски в данной отрасли эффективны только крупные предприятия, поэтому одна фирма охватывает практически всю отрасль.

2. Технологические — связаны с существованием предприятий местного коммунального хозяйства. Современный уровень тех­ники и технологии делает здесь конкуренцию очень затрудни­тельной или просто невозможной. Например, нет смысла для осуществления конкуренции проводить к каждому дому не­сколько водопроводов.

3. Финансовые — монополизированные отрасли имеют обыч­но значительный объем выпуска, поэтому новой фирме для вхо­да в отрасль нужно осуществить большие инвестиции, подгото­вить квалифицированные кадры и т. д., что сопряжено со значи­тельными затратами и блокирует вход в отрасль.

4. Собственность на некоторые виды ресурсов. Фирма, вла­деющая или контролирующая сырье, необходимое в производст­ве данного материального блага, может препятствовать возник­новению конкурирующих фирм на рынке этого товара, на кото­ром сама обычно выступает как монополист.

К искусственно создаваемым барьерам можно отнести:

1. Юридические — гарантирование патентных прав на изобре­тения, предоставление особых привилегий в виде лицензий на выпуск и реализацию продукции, обеспечение секретности не­которых отдельных разработок со стороны правительства могут привести к сосредоточению в руках одной фирмы основной мас­сы патентов и лицензий на производимые в отрасли товары.

2. Методы недобросовестной конкуренции — такая организа­ция конкуренции, при которой хозяйствующие субъекты прибе­гают к недозволенным методам воздействия на конкурентов: распространение ложных сведений о конкуренте; использование системы демпинговых цен, когда с целью разорить конкурента или вытеснить его с рынка на непродолжительное время уста­навливается цена ниже величины средних издержек; криминаль­ные и прочие методы.

К сведению. Иногда источником монопольной власти может стать коллективное поведение потребителей, которые проявля­ют устойчивую лояльность к данной торговой марке, предпочи­тают продукцию именно этой фирмы, что, в конечном счете, может породить рыночную власть данного производителя.

Перечисленные выше барьеры, блокирующие вход на моно­полизированный рынок, определяются факторами, обеспечи­вающими рыночную масть того единственного производителя, который действует в данной отрасли. Множественность этих факторов порождает существование нескольких типов моно­полий:

1. Закрытая монополия. Рыночная власть и монопольное по­ложение на рынке обусловлено юридическими барьерами, исключающими конкуренцию в отрасли. Поскольку воз­никновение закрытой монополии связано с деятельностью государственных институтов, деятельность таких фирм предполагает пристальное внимание со стороны государства и наличие ряда ограничений относительно уровня цены и получаемых сверхприбылей;

2. Открытая монополия. В случае открытой монополии рыноч­ная власть фирмы-монополиста является результатом нова­торских достижений самой фирмы (новый продукт, новая технология, обеспечивающая ярко выраженное конкурентное преимущество, позволяющее вытеснить конкурентов с рынка, и т. п.). Связанные с нововведениями рыночные преимущества могут быть Скопированы или превзойдены, что объясняет кратковременность существования единоличной рыночной власти фирм — открытых монополий;

3. Естественная монополия. О ней уже говорилось. Рыночная власть таких фирм обусловлена достижением наименьших издержек на единицу выпускаемой продукции при удовле­творении всего отраслевого (рыночного) спроса на нее;

4. Монопсония — особый тип рыночной структуры, когда ры­ночная власть концентрируется в руках не продавца, а по­купателя;

5. Двусторонняя монополия возникает в том случае, если моно­польная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупателя.


 

2. Спрос на деньги. Денежный рынок

В данном вопросе будет проанализирован спрос на деньги.

Спрос на деньги предопределяется такими их функциями, как средство обращения и средство накопления. Хозяйственные агенты нуждаются в деньгах, чтобы тратить их, используя их как средство платежа в настоящем и будущем.

Совокупный (общий) спрос на деньги (D m) включает в себя:

1) деловой спрос –спрос на деньги для оплаты товаров и услуг.

2) спрос на деньги как запасную стоимость (средство сбережения).

Деловой спрос, спрос для сделок – Dm 1. Каждый экономический субъект в каждый данный момент должен располагать определенной суммой денег (денежными остатками), чтобы иметь возможность беспрепятственно совершать сделки. Домашним хозяйствам нужны деньги, чтобы покупать товары, оплачивать коммунальные услуги и т.п. Предприятиям нужны деньги для оплаты сырья, материалов, выплаты заработной платы и т.п.

Величина спроса на «денежные остатки» зависит от номинального ВНП, т.е. деловой спрос на деньги прямо пропорционален реальному объему ВНП и уровню цен. Очевидно, что рост реального объема ВНП ведет (при прочих равных условиях) к росту доходов, что стимулирует большие расходы и больший спрос на деньги для сделок.

Такая же прямая связь существует между деловым спросом и ценами. Известно, что покупательная способность денег измеряется количеством товаров и услуг, которые можно на них купить. Если цены растут, покупательная способность денег падает, и для того чтобы сохранить реальные доходы на прежнем уровне, денег потребуется больше.

Таким образом:

Dm 1 = f (Q,p) > 0,

где Q – реальный объем валового национального продукта;

р – абсолютный уровень цен.

Часть своих доходов люди сберегают, причем эти сбережения могут осуществляться либо в денежной форме (накопление наличных денег или средств на депозитных счетах), либо в виде различных финансовых активов (государственные ценные бумаги, акции, облигации и др.). Каждая из этих форм сбережений имеет свои преимущества. Деньги абсолютно ликвидны, но не приносят дохода. Ценные бумаги – менее ликвидны, но приносят доход. Отсюда: спрос на деньги, как средство сбережения или спрос на деньги со стороны активов – Dm 2 зависит от предпочтения ликвидности.

Если экономические субъекты предпочитают иметь высоколиквидные активы – спрос на деньги растет, если менее ликвидные, но доходные – падает. В свою очередь вопрос о том, как распределяются сбережения между деньгами и не денежными активами, решается в зависимости от нормы процента. Если норма процента повышается, то курс (цена) ценных бумаг падает, их доходность возрастает и экономические субъекты предпочитают делать сбережения в форме не денежных активов – спрос на деньги как средство сбережения падает. И наоборот.

Отсюда:

Dm 2 = f (i) > 0,

где i – уровень процентной ставки.

Таким образом, совокупный спрос на деньги зависит от реального объема производства, уровня цен и нормы ссудного процента.

Соединение денежного предложения (Sm) с общим спросом на деньги (Dm) дает картину денежного рынка. Денежный рынок – это рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки, «цену» денег.

Основными участниками денежного рынка являются: фирмы, правительство, центральный и коммерческие банки. Объект купли-продажи – деньги, предоставляемые во временное пользование.

Особенность денежного рынка в том, что в отличие от товарных рынков, где процесс купли-продажи представляет собой обмен товарами и услугами по ценам, измеренным в денежных единицах, на денежном рынке деньги фактически обмениваются на другие ликвидные активы по альтернативной стоимости, измеренной в единицах номинальной ставки процента. Как и на любом рынке равновесие имеет место в точке пересечения кривых спроса и предложения (рис. 1).

 

Kоличество денег

Рис. 1. Денежный рынок

Dm – спрос на деньги; Sm – предложение денег и ie – равновесная

ставка процента

 

Поскольку предложение денег определяется не их ценой, а регулируется государством, исходя из общих целей макроэкономического развития, то предложение денег совершенно неэластично.

Равновесие означает равенство количества активов, которые хозяйственные агенты хотят иметь в виде денег, количеству денег, которое предлагается банковской системой. Равновесие это достигается при определенной процентной ставке (ie).

Если норма процента превышает уровень равновесия (i 1), то хозяйственные агенты не захотят иметь то количество денег, которое предлагается банковской системой. Поскольку норма процента повысилась, стоимость ценных бумаг упала, они стали более доходными, и хозяйственные агенты предпочтут не денежные активы денежным. Падение спроса на деньги понизит норму ссудного процента до равновесного уровня.

Когда же, наоборот, процентная ставка оказывается меньше равновесной (i 2), сокращается число желающих держать свои активы в ценных бумагах. Те, у кого есть сбережения, будут все больше предпочитать ликвидность, сознавая, что низкие проценты тождественны высоким ценам на ценные бумаги. Спрос на ценные бумаги упадет, что вызовет повышение их курса. Повышение курса ценных бумаг снизит спрос на них и повысит спрос на деньги. Это отразится на процентных ставках, которые пойдут вверх, к равновесию.

Как и на любом рынке равновесие, достигаемое на денежном рынке, может нарушаться под действием разного рода неценовых факторов.

1. Изменение ВНП влияет на величину реального дохода, а, следовательно, отражается на деловом спросе и на спросе на деньги как средстве сбережения. Изменение спроса под влиянием изменения дохода приведет к сдвигам кривой спроса на деньги и (при прочих равных условиях) к изменению равновесия.

2. Предъявляя спрос на деньги, хозяйственные агенты учитывают их покупательную способность, которая измеряется количеством товаров, которое можно на них купить. Когда цены товаров повышаются, то спрос на деньги повышается. Это обстоятельство является решающим фактором для понимания инфляции. Повышение спроса на деньги может служить для государства сигналом для увеличения денежного предложения, что и инициирует дальнейший рост цен.

3. Изменение предложения денег, смещение кривой предложения, также ведет к изменению процентной ставки, что, в свою очередь, отражается на инвестиционном спросе, объеме производства и уровне занятости.

Таким образом, можно сделать важный вывод: денежный и товарный рынки тесно связаны между собой. События, происходящие на денежном рынке, отражаются на товарном. В свою очередь, перемены в объемах производства товаров и услуг отражаются на спросе на деньги, а колебания процентной ставки сказываются на инвестициях и совокупном спросе.

Связь между денежным рынком и товарными рынками может быть представлена схематично следующим образом (рис. 2).

 

Рис. 2. Взаимодействие денежного и товарного рынков

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Список рекомендованої літератури | Введение. Предотвращение распространения пожара
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.