Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные подходы к пониманию сущности государства




Сущность – это совокупность наиболее значимых и решающих связей и отношений, характеризующих рассматриваемое явление в целом и определяющих его основные черты.

Определить сущность государства – значит выяснить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит и чью волю выражает.

Существует два основных зеркальных подхода к пониманию сущности государства:

· классовый (марксистский) – любое государство всегда стремится в первую очередь обеспечить интересы экономически господствующего класса, т.е. лиц, находящихся у власти. Интересы остальной части населения при этом также учитываются, но в меньшей степени, второстепенно, по остаточному принципу. Власть вынуждена учитывать интересы населения, т.к. иначе в обществе произойдет революция, т.е. власть не сможет сохранить себя.

· социальный (общественный) подход исходит из общественной сущности государства, его способности объединять все общество, удовлетворять его интересы. Данный подход основывается на общесоциальной природе государства, ориентируется на демократические методы управления.

Описанные подходы к пониманию сущности государства не исключают друг друга, а дополняют. Классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. Однако любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство является не только инструментом господства какого-либо класса, но и представляет все общество, является средством его объединения. Общесоциальная роль государства составляет вторую сторону его единой сущности. В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества.

Соотношение указанных сторон сущности государства неодинаково и зависит от множества факторов: национальной традиции, особенностей исторического развития, культурной и религиозной специфики, политического режима и пр. Например, у демократического государства будут преобладать общесоциальные черты, у тоталитарного – классовые.

8. Типология государств: формационный и цивилизационный подходы

Типология это учение о типах – больших классах тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков. Типология может рассматриваться как разновидность классификации, которая включает в себя исследование оснований деления на типы и характеристику самих типов. В настоящее время используют два подхода к типологии государств:

· формационный, в основе которого лежит понятие «общественно-экономическая формация», характеризующая тип общества в зависимости от способа производства. Выделяют пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая (первая стадия – социализм). По данному подходу государства независимо от времени их существования и места дислокации, основанные на одной и той же формации, будут однотипны в своих принципиальных характеристиках. Недостатки: одномерность, линейность развития государств без учета регресса, цикличности и пр.; игнорирование азиатского способа производства (общественная собственность на землю и коллективный труд; государственная собственность на средства производства; господствующий класс в лице чиновничества). Формационный подход не дает ответа на вопрос, почему разные народы, начав свое развитие в одинаковых условиях, пошли разными путями в государствообразовании.

· цивилизационный, в основе которого лежит понятие «цивилизация» – духовно-культурные факторы: религия, мировоззрение, своеобразие обычаев и пр. Данный подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития. В настоящее время отсутствует четкое деление государств на типы по этому критерию, называются лишь принципы такого подхода: сущность государства определяется не только реально существующим соотношением сил, но и накопленными в ходе исторического процесса представлениями о мире, ценностями, образцами поведения; государственная власть рассматривается как часть культуры; разнородность культур позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в своем развитии в других условиях. По уровню организации выделяют первичные и вторичные цивилизации. Для первичных цивилизаций (древнеегипетской, шумерской, японской и др.) характерна огромная роль государства, определяющего социальные и экономические структуры; соединение государства с религией. Во вторичных цивилизациях (западноевропейской, североамериканской и др.) государственная власть является одним из элементов культурно-религиозного комплекса; власть подчинена законам. Развитие общества и государственности раскрывается через человека, его представления о ценностях и целях его собственной деятельности.

Указанные подходы не исключают друг друга, а дополняют, только при их комплексном учете возможно наиболее полно охарактеризовать государство.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.