Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические предпосылки рыночных отношений в отрасли




Классификация и виды рынков в отрасли

 

 

Все многообразие рынков, функционирующих в сельском хозяйстве, по видам реализуемой продукции, работ или услуг можно объединить в следующие четыре группы:

 

- сельскохозяйственные рынки (рынки собственно сельскохозяйственной продукции);

- рынок материально-технических ресурсов для сельского хозяйства;

- рынок сферы услуг;

- рынок сферы торговли (маркетинговых услуг).

 

 

Рынок материально-технических ресурсов обеспечивает сельскохозяйственные предприятия необходимой техникой и материально-производственными запасами для сельскохозяйственного производства. В данном рынке можно выделить четыре основных сегмента:

 

- рынок сельскохозяйственных машин и механизмов;

- рынок материально-производственных запасов (топливо, энергия, промышленное сырье и материалы);

- рынок минеральных удобрений;

- рынок кормов для животноводства.

 

Нетрудно заметить, что три первых сегмента являются внешними — продукция, которая реализуется на этих рынках, производится за пределами сельскохозяйственной отрасли. Рынок кормов возникает внутри одной отрасли — покупателем выступает животноводство, а продавцом — растениеводство. Более того, в условиях осуществления комплексного производства сельскохозяйственной продукции на крупных специализированных предприятиях (комбинатах) этот рынок может вообще отсутствовать.

На рынке сферы услуг сельскохозяйственные предприятия обеспечиваются услугами, необходимыми для осуществления производственного процесса. В числе этих услуг можно выделить:

- информационные (включая услуги связи);

- консалтинг;

- научно-исследовательские (включая элитное семеноводство);

- технические (в том случае, когда сельскохозяйственное предприятие использует технические мощности специализированных предприятий);

- ветеринарные;

- мелиоративные;

- изыскательские и землеустроительные;

- и др.

 

 

Рынок сферы торговли возникает тогда, когда сельскохозяйственное предприятие не реализует продукцию самостоятельно, а прибегает к услугам специализированных торговых организаций. На этом рынке могут оказываться следующие виды услуг:

- услуги дилерских и дистрибьюторских организаций;

- услуги предприятий оптовой и розничной торговли;

- услуги предприятий общественного питания;

- услуги предприятий переработки.

 

 

На сельскохозяйственных рынках сельскохозяйственное предприятие самостоятельно реализует полученную продукцию. Отказ от услуг рынка сферы торговли может быть обусловлен отсутствием в данном регионе соответствующих организаций, но чаще всего причиной этого является желание сельскохозяйственного предприятия избежать прямых и вмененных материальных потерь, связанных с оплатой подобных услуг, а также с потерями на реализационных ценах.

 

Сельскохозяйственные рынки можно подразделить на:

 

- рынки продукции растениеводства;

- рынки продукции животноводства;

- рынки продукции переработки.

 

В силу потребностей процессов производства и реализации сельскохозяйственной продукции предприятия аграрного сектора вынуждены принимать участие в деятельности большей части из перечисленных рынков, что требует дополнительных организационных преобразований и материальных затрат, связанных с их осуществлением.

 

По степени ограничения конкуренции выделяют 4 типа рынков:

- рынок чистой конкуренции;

- рынок монополистической конкуренции;

- олигополистический рынок;

- рынок чистой монополии.

 

Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта. При этом ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен на товар.

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товара, отличающиеся друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением.

Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Если какое-то предприятие снизит свои цены на 10%, покупатели переключатся на этого поставщика, а другим производителям придется реагировать либо снижением цен, либо предложением большего числа или объема услуг. Если же предприятие повысит цены, то другие производители могут не последовать его примеру. И тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей потребителей в пользу конкурентов.

При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия.

Продукция сельского хозяйства в условиях плановой экономики монополистична по определению. Однако уровень цен может быть установлен таким образом, чтобы обеспечить нормальную прибыль товаропроизводителей и не отпугнуть потенциальных покупателей слишком высокими ценами. В условиях рыночной экономики конкуренция между сельскохозяйственными предприятиями, осваивающими один и тот же рынок или сегмент рынка, неизбежна. Поэтому прослеживается тенденция к укрупнению предприятий или созданию ими соглашений (пулов, картелей и т.п.), позволяющих устанавливать цену на согласованном уровне. Это также является разновидностью монополии.

 

Кроме того, рынки классифицируются по размеру.

Размер рынка (сферы обмена) — это территория, на которой происходит обмен интересующей нас продукции. Если сфера обмена охватывает территорию области, края, города, то это местный товарный рынок. Если сфера обмена охватывает всю национальную территорию, то это «рынок страны». Мировой рынок — это совокупность национальных рынков государств, связи между которыми опосредствованы международной торговлей, в том числе торговлей лицензиями и услугами, межнациональным перемещением капиталов и т.д.

Для большей части сельскохозяйственной продукции значение имеет только местный рынок. При определении емкости рынка могут возникнуть серьезные проблемы, связанные с тем, что насыщение рынка товарами отечественного производства можно оценить исходя из количества аналогичных предприятий, расположенных в данной местности и природно-климатических условий, влияющих на выпуск отдельных видов продукции; в отношении импортных товаров ситуация усугублена абсолютной неконтролируемостью и нерегулируемостью объемов поставок. Тем не менее успешная маркетинговая деятельность без такой оценки в рыночных условиях практически невозможна.

Существенное значение имеет оценка уровня цен (как существующих на рынке данной продукции (услуги), так и предполагаемых цен на свою продукцию).

Следует учитывать, что цена товара оказывает значительное влияние на объем продаж и величину поступлений от продаж. При этом следует также иметь в виду и то обстоятельство, что в связи с увеличением объема продукции на рынке неизбежны тенденции к снижению цен. Поэтому определять возможную цену реализации на основе исключительно уровня цен, сложившегося на рынке, некорректно.

Основу любой политики в области цен составляют издержки производства и структура рынка для данного товара. С точки зрения изготовителя наилучшая цена на его товар — это цена, которая приносит максимальный доход с учетом уровня производства. Монополистическое предприятие-изготовитель может продавать свой товар по максимально возможным ценам с учетом регулирующей деятельности соответствующих правительственных органов, но предприятие-изготовитель, испытывающее сильную конкуренцию, вынуждено проводить постоянную корректировку цен, исходя при этом из максимально возможных цен и производственных издержек.

5.3. Функции рынка и рыночная инфраструктура

В процессе деятельности рынок осуществляет следующие функции:

 

- обеспечение покупателей сельскохозяйственной продукцией соответствующего качества в количестве, необходимом для удовлетворения всех возникающих потребностей. В настоящее время, в связи с ослаблением государственной политики в области регулирования экономических отношений в аграрном секторе, сложилась ситуация, когда отечественные производители не могут реализовать весь объем продукции, которую они способны выпустить при действующем обеспечении производственными и трудовыми ресурсами. В результате ослабления антидемпинговой государственной политики в области сельскохозяйственной продукции довольно большой сегмент рынка захвачен товарами импортного производства, для которых характерны низкая цена и низкое качество;

- стабилизация цен на сельскохозяйственную продукцию. В условиях нормально функционирующей системы материально-технического обеспечения (в первую очередь энергоресурсами и транспортом) данная функция обусловливает формирование справедливых цен на рынке сельскохозяйственной продукции, обеспечивающих рентабельность продукции и обеспеченных платежеспособным спросом населения;

- обеспечение роста эффективности сельскохозяйственного производства. Эта функция является прямым следствием закона экономии ресурсов и действует независимо от состояния законодательной базы, степени обеспеченности ресурсами и других внешних условий. Частными случаями действия этой функции являются: снижение издержек производства, повышение качества продукции, получение прибыли производителями сельскохозяйственной продукции, развитие научно-технического прогресса;

- обеспечение развития и совершенствования межхозяйственных связей. Действие данной функции также направлено на повышение эффективности сельскохозяйственного производства. Выделение ее в отдельную функцию обусловлено тем, что сфера ее действия не ограничивается одним предприятием или группой предприятий, а охватывает весь агропромышленный комплекс (производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции) и некоторые другие отрасли народного хозяйства (общественное питание, машиностроение, транспорт, связь и т.д.);

- обеспечение развития социальной инфраструктуры села и решение социальных проблем. Эта функция осуществляется также опосредованно через функцию обеспечения эффективности производства и подфункцию обеспечения прибыльности сельскохозяйственной продукции. С другой стороны, решение социальных проблем является одной из сторон воспроизводственного процесса — воспроизводство товара «рабочая сила».

 

В настоящее время свободное проявление функций рынка в России существенно ограничено. Это обусловлено следующими факторами:

- низкие доходы подавляющей части населения - основных потребителей сельскохозяйственной продукции. Действие этого фактора обуславливает необходимость реализации продукции по ценам, ниже, чем те, которые могли бы сформироваться под воздействием нормальных рыночных условий;

- невысокая привлекательность сельскохозяйственного производства для потенциальных инвесторов. Этот фактор существенно сдерживает обновление основных фондов сельского хозяйства и внедрение современных технологий выращивания сельскохозяйственных культур, высокопродуктивных пород животных и переработки продукции растениеводства и животноводства;

- государственное регулирование сельскохозяйственных рынков. Необходимость государственного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, а также стимулирования выпуска определенного количества продукции конкретной номенклатуры (что обусловлено потребностями продовольственной безопасности страны) нивелирует доходность различных видов сельскохозяйственного производства, осуществляемого в разных регионах и существенно снижает заинтересованность сельских предпринимателей в поиске новых путей, форм и методов получения дохода;

- экспансия иностранных производителей. Зарубежные товаропроизводители, сталкиваясь с проблемой перепроизводства отдельных видов сельскохозяйственной продукции агрессивно ищут новый рынки сбыта и расширяют действующие. Учитывая весьма существенный финансовый потенциал этих компаний, а также несовершенство отечественной налоговой базы, следует придти к выводу о том, что конкуренция с ними на российском рынке практически невозможна.

Перечислены только основные из факторов, сдерживающих действие рыночного механизма. На конкретных рынках (в зависимости от вида сельскохозяйственной продукции и экономического района) могут действовать и иные факторы. Тем не менее, уже на основе сказанного становится ясно, что рыночная реформа в сельском хозяйстве будет происходить довольно трудно.

 

Для нормального функционирования рынка необходима так называемая «рыночная инфраструктура».

По рыночной инфраструктурой понимают систему организаций и учреждений, обеспечивающих движение товаров и услуг на рынке.

В составе рыночной инфраструктуры принято выделять следующие звенья:

- организационная база - заготовительно-складские, снабженческо-сбытовые, комиссионные и иные посреднические организации, товарные биржи. В сельском хозяйстве часть предприятий и организаций этого звена рыночной инфраструктуры входит в состав агропромышленного комплекса. Наиболее рациональное развитие этого звена - диверсификация капитала, горизонтальная интеграция сельскохозяйственных предприятий с предприятиями, входящими в это звено;

- материальное обеспечение - включает транспортные средства, складское и тарное хозяйство, информационные системы. В отличие от других отраслей экономики в сельском хозяйстве эти виды обеспечения в той или иной степени входят в состав агропромышленного комплекса и динамично развиваются в рамках АПК;

- кредитно-расчетное обеспечение - кредитно-финансовые организации, банки, инвестиционные фонды и т.п. организации, занимающиеся выдачей кредитов, расчетно-кассовым обслуживанием и выполнением иных функций, обеспечивающих движение и эффективное использование денежных средств. Расчетно-кассовое обслуживание является наиболее консервативной сферой предпринимательской деятельности. Схема взаимоотношений здесь давно сформировалась и каких-либо кардинальных изменений в перспективе не предвидится. Что же касается кредитных отношений, то они существенно сдерживаются высокой ставкой банковского кредита, недостаточной законодательной и нормативной урегулированностью деятельности организаций по кредитованию сельского хозяйства, а также недостатком финансов сельскохозяйственных организаций для развития производства.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Дайте определение рынка

2. Что такое рыночный механизм?

3. По каким признакам классифицируются рынки?

4. Какие виды рынков существуют в агропромышленном комплексе?

5. Что такое рыночная инфраструктура?


Глава 6. Предпосылки и законы рыночной экономики

 

ЦЕЛЬ: Убедить студентов в неизбежности рыночных преобразований, ознакомить их с действием законов рыночной экономики, изложить основные тенденции развития рынка в отрасли

 

ЗАДАЧИ:

 

1. Изучить основные предпосылки, определяющие возникновение рыночных отношений

2. Усвоить основные законы рынка

3. Изучить механизм установления равновесных цен

4. Научиться давать графическую интерпретацию действия рыночных законов

5. Узнать, каким образом государство регулирует рынок

 

ВВЕДЕНИЕ:

Для того, чтобы уверенно ориентироваться в принципиально новых экономических условиях, необходимо знание о действующих экономических законах, особенностях их действия в условиях российского агропромышленного комплекса, а также уяснить, каким образом устанавливаются рыночные отношения между продавцом и покупателем

 

Из этой главы читатель сможет узнать:

- почему мы переходим к рыночным отношениям;

- какие основные условия должны быть выполнены, чтобы этот переход состоялся;

- как устанавливается цена равновесия;

- что происходит со спросом и предложением, когда меняется цена или количество товара;

- кем определяется рыночная политика в отрасли

 


 

Переход сельского хозяйства к рыночным отношениям в настоящее время является неизбежным хотя бы потому, что к рынку переходит все народное хозяйство.

Для того, чтобы оценить возможности перехода отрасли к рынку и наметить мероприятия по более рациональному переходу, необходимо изучить предпосылки и условия развития рыночных отношений в агропромышленном комплексе.

 

Основными предпосылками создания и существования рынка являются конкуренция, право собственности и экономическая свобода.

Конкуренция предполагает существование таких условий, при которых действует закон стоимости — то есть покупатель должен иметь право выбора необходимого ему товара по потребительской стоимости, а не по тем ценам, которые предлагает одинокий продавец. Другой стороной конкуренции является действие закона экономии ресурсов — производитель, сумевший наладить более эффективное (экономичное) производство продукции, качество которой не ниже качества продукции других участников рынка, имеет более выгодные условия для дальнейшего развития и преобладания на рынке.

Право собственности является очевидной предпосылкой существования рынка. Плановая экономика не исключает права собственности, но существенно ограничивает формы существования этого права — государственная, коллективная и личная. В принципе, в эту классификацию укладываются практически все существующие формы собственности, характерные для рыночной экономики (за исключением частной, отличие которой от личной собственности заключается в том, что последняя не может быть использована для систематического получения прибыли). Однако в условиях плановой экономики государство ограничивает количество организационно-правовых форм предприятий. Тем не менее можно заключить, что право собственности является необходимым, но недостаточным условием существования рынка.

Экономическая свобода предполагает возможность субъектов процесса обмена самостоятельно выбирать, какую продукцию, в каких объемах производить и по каким ценам приобретать. То есть при наличии определенного стартового капитала, который может быть авансирован в производство, собственник вправе выбрать не только схему использования этого капитала, но и сферу его применения (промышленность, сельское хозяйство, торговля, банковская сфера и т.д.).

Кроме того, существование рынка предполагает определенное участие государственных органов, которое проявляется в виде формирования системы законодательного и нормативного регулирования рыночных отношений, бюджетное регулирование производства отдельных видов продукции (демпинговые мероприятия и государственная поддержка наиболее рискованных секторов рынка).

Функционирование рынка можно свести к простейшей схеме взаимодействия спроса и предложения. При недостаточном предложении какого-то вида товара цены на него возрастают и авансирование капитала в эту отрасль становится наиболее рентабельным. После того как в сфере производства данной продукции возникают новые предприятия (или расширяются действующие), объем товара на рынке начинает расти и уравновешивает спрос на него. В этот момент продукция реализуется по наиболее справедливым ценам, и именно такое положение наиболее желательно для рынка вообще (или для экономики народного хозяйства в целом). В случае дальнейшего наращивания объемов производства спрос на этот товар отстает от предложения, цены на него падают и начинается процесс оттока капитала из данного сектора.

Помимо чисто регулирующей функции рынок выполняет еще ряд функций, стимулирующих эффективное развитие народного хозяйства в целом и сельского хозяйства в частности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.