Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что мешает людям на первом этапе воцерковления




Диаконом Константином Горбуновым, руководителем службы приходского консультирования Ильинского храма в Воскресной школе для взрослых, группе мирян из 40 человек, было дано письменное задание: перечислить проблемы и затруднения, возникавшие у них и их знакомых на начальном этапе воцерковления.

Внимательное изучение материалов этого исследования могут помочь консультантам правильно определить причину, мешающую человеку на пути к Богу, соотнести задаваемый вопрос с его мировоззрением, взглядами, убеждениями и представлением о вере.

В результате анализа ответов было выяснено, что проблемы эти, можно условно разделить на 4 группы:

I. Проблемы внутриличностного характера.

II. Проблемы, исходящие от членов семьи и родственников.

III. Проблемы, исходящие от клириков и прихожан храма.

IV. Проблемы, исходящие от СМИ и окружающего мира.

I. Проблемы, присущие личности воцерковляющегося:

– атеистические стереотипы и «штампы» прошлого мышления, в т.ч. эволюционные;

– приверженность своим устоявшимся, нецерковным взглядам, в т.ч. оккультным;

– маловерие и неверие в помощь Божию, отсутствие деятельной веры и любви к Богу;

– непонимание существа веры, еѐ ценности, смысла, содержания и характера жизни по вере;

– суеверия и вера в различные невежественные приметы, астрологические прогнозы;

– религиозная безграмотность, неопытность и дезориентация;

– надежда более на себя, чем на Бога, выражающаяся в стремлении во всѐм справиться самому без обращения к Богу;

– отсутствие православного воспитания, мировоззрения и образа жизни;

– получение религиозных знаний из дезориентирующих источников «кто-то сказал…», «я слышал…», «я прочитал из СМИ…» и т. д.;

– мирские соблазны, увлечения, греховные привычки и привязанности к радостям земной жизни;

– духовная расслабленность, леность, безответственность и самооправдание;

– житейская озабоченность, многопопечительность, суета или наоборот – праздность;

– материальная обеспеченность, самодовольство, самонадеянность и самооправдание своей бездуховной жизни;

– мнение о себе как о человеке добром и порядочном, без особых грехов и серьѐзной вины перед кем-либо;

– мнение о себе как о тяжком грешнике, которому нет оправдания и спасения;

– ложный стыд, страх и стеснение засвидетельствовать свою веру перед другими (родными, друзьями, сотрудниками и знакомыми);

– непонимание того, что без Бога своих греховных страстей и привычек не преодолеть;

– непонимание церковной жизни, важности богослужения, церковнославянского языка, смысла поста, молитвы и воцерковления;

– незнание с чего начать воцерковление, т. к. все по-разному говорят…;

– боязнь и незнание как обратиться к священнику, неумение и боязнь исповедоваться;

– боязнь и стеснение перед другими обнаружить свою безграмотность и невежество;

– нежелание и лень к участию в богослужениях, молитве, посту и подготовке к таинствам (некоторые считают, что верить в Бога можно и дома, без Церкви);

– эгоистические привычки «прошлой жизни», сформировавшие худой нрав, характер отношений, стиль поведения и образ жизни;

– привычка отдыхать в выходные дни, заниматься «своими делами – им же несть числа», без посещения храма и богослужений;

– примитивное или невежественное восприятие Церкви, непонимание еѐназначения и связи с Богом;

– пристрастно-критическое, вплоть до осудительного, отношение к Церкви, с восприятием только внешней стороны церковной жизни, с непониманием истинных смыслов богослужения и церковной жизни;

– внецерковная, безукладная, нехристианская семейная жизнь, без учѐта Заповедей Божиих, без духовного руководства, без постов и праздников;

– неспособность признать себя виновным, неумение прощать и просить прощение у Бога и людей;

– незнание и непонимание разницы между истинной Церковью и сектами, между Православием и другими христианскими исповеданиями;

– чувство собственной ненужности в храме, отчуждѐнности и нежелание идти на контакт с другими членами прихода и церковной общины.

II. Проблемы, исходящие от членов семьи и родственников:

– семейные стереотипы нехристианской, нецерковной, безукладной, и безмолитвенной жизни, без учѐта церковного календаря, постных и праздничных дней;

– семейный круг не хочет отпускать человека в храм, наблюдается гамма негативных отношений: от внутреннего сопротивления и напряжения к раздражению и агрессии с ругательным осуждением всего, что связано с Церковью; такое отношение родных чаще связано с их неверием (атеистичностью), с их предвзятым недоверием Церкви и выбору уверовавшего родственника; отсутствием опыта церковной жизни или наличием иного исповедания;

– неправильное распределение времени в домашнем быту также приводит к затруднению в посещении церковных служб;

– привычка в выходные дни всей семьѐй выбираться за город (на дачу, на рыбалку или за грибами, ягодами в лес), или к родным-близким в

гости, или следовать культурной программе – выставки, кино, театр…, различные увлечения спортом, играми, походами…

III. Проблемы, исходящие от клириков и прихожан храма:

– крайняя затруднительность в доступе к священнику для исповеди, когда много людей и мало исповедующих священнослужителей, ограниченность во времени, порождающие недоброкачественность (поверхностность и формализм, граничащий с имитацией происходящего);

– большая занятость священства и труднодоступность возможности беседы со священником после богослужения и треб;

– невнимательность священников, грубость работников и прихожан храма;

– трудно найти духовника, соответствующего представлению о нѐм;

– зачастую священники не ведут систематических учебных занятий с людьми и не направляют их для обучения в ЦПВШ, хотя могли бы это делать;

– многих беспокоит разнообразие духовнических практик, касающихся:

а) объѐма утренних и вечерних молитв, в том числе молитв перед Причащением;

б) меры и продолжительности поста в т.ч. перед Причащением;

в) частоты и образа подготовки к таинствам Исповеди и Причащения (порой бывает в одном храме различие практик, а уж в разных храмах различия присутствуют тем более и людей это беспокоит, они не знают на какую практику ориентироваться, чему следовать);

– бывает, со стороны некоторых священников наблюдаются необоснованные затруднения с доступом людей к Причащению;

– недоброжелательность в храме к вновь пришедшим (бывает, что подошедшего к Причастию без Исповеди отгоняют, говорят «отойдите», не объяснив, что нужно человеку делать дальше; аналогично, когда приносят детей на Литургию Преждеосвященных Даров, говорят: «мы детей не причащаем», отгоняют их в сторону, и никто не объясняет, когда же мы их причащаем или когда можно причастить;

– некоторых людей беспокоит наличие платы за требы, ее частое, порой необоснованное повышение, а также корыстолюбие и соблазнительное поведение некоторых священнослужителей, будто светских, не имеющих сана людей;

– вечно унылый вид некоторых прихожан; замечания с раздражением в адрес вновь приходящих, некоторых уборщиц, работников храма и прихожан.

IV. Проблемы, исходящие от СМИ и окружающего мира:

– непонимание сослуживцев, отвержение ряда окружающих всего того, что связано с верой, религией и Церковью, воспринимается как сектантство;

– плотная занятость на производстве приводит к трудности совмещения церковных служб с режимом работы;

– довольно поверхностное, скудное и порой искажѐнное освещение религиозных и церковных праздников и событий в СМИ, которые быстро вытесняются противоположными по смыслу, часто пошлыми по содержанию программами:

а) массово навязывается культ преуспевающего в земных делах «успешного» человека;

б) о духовных ценностях Православия говорится очень редко, вскользь и размыто;

в) развращающее воздействие прессы, рекламы и телевидения, в которых насаждается психология общества потребления, развлечения, наслаждения и блуда «нам упорно предлагают порно…», «играй и выигрывай», «живи в удовольствие», «оттянись со вкусом», «не отказывай себе…», «купи новинку…», «совершенствуйся во всѐм…», «хорошо меняться», где реклама разных видов косметики, причѐсок, модной одежды, мобильных телефонов, автомашин, нового жилья и новых партнѐров;

– превалирование в окружающей жизни общества образов нечестия вместо благочестия, где грех всѐ более возводится в норму, захватывая буквально все сферы социальной жизни. Жить и не грешить в таком обществе и в таких условиях просто невозможно.

Вот такие обнаружились проблемы, и нужно учить правильно относиться к ним и правильно их решать, делая соответствующие выводы. С дежурными приходской консультативной службы целесообразно провести по данной теме отдельный семинар.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.