Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозные ценности и свобода совести




Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Эстетика изучает область выразительных форм любой сферы действительности (в том числе художественной), данных как самостоятельная и чувственно непосредственно воспринимаемая ценность. Эстетика долгое время развивалась преимущественно как философия прекрасного, и оно воспринималось как главная эстетическая ценность.

 

Однако в последние десятилетия показано, что прекрасное есть только одна разновидность эстетического наряду с такими его формами, как возвышенное, низменное, трагическое, комическое, безобразное, ирония, юмор и т. д. Выявление ценностной природы различных форм эстетического сделали актуальным вопрос о специфике эстетических ценностей по отношению к ценностям нравственным (хотя взаимосвязь этих двух видов ценностей никогда не отрицалась).

 

Как нечто непосредственно данное в содержании эстетическое отличается от этического, в основе которого лежит акт волевого выбора. Эстетические ценности могут вступать в конфликт с нравственными (эстетический имморализм Ф. Ницше, декаденство и т. д.). Самоценный характер эстетического отличает его от полезного, утилитарного. Но в принципе полезность предмета нисколько не исключает его эстетической ценности.

 

Роль эстетических ценностей в жизни человека проявляется в его эстетическом воспитании. Оно в самом общем виде означает формирование восприимчивости человека к искусству и всему прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. Облагораживая человеческие чувства, эстетическое воспитание одновременно становится и моральным воспитанием, ибо, по Канту, прекрасное должно пробуждать доброе.

 

Указанные ценности относятся к классу ценностей духовных, связанных с духовностью: «Как жить, чтобы святу быть». На протяжении многих веков развитие духовности (а стало быть, и религиозных ценностей) протекало для православных в лоне христианской религии. Религиозная вера означает аксиологическое отношение к Абсолюту: «Будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершенен». С точки зрения христианской антропологии, главная ценность в человеке - его духовное достоинство. «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Евангелие от Марка, 8:36). Утверждение духовного достоинства личности дано в христианской формуле человека как «образа и подобия Божия». Сфера религиозных ценностей конституируется противоположностью греховности (учение о «первородном грехе» человека) и праведности, как одной из главных религиозных ценностей.

 

Христианство не отрицает принципа свободы воли верующего и личной моральной ответственностью индивида. Здесь и возникает вопрос о свободе совести. Это выражение является общепринятым в европейских языках. Обозначает оно свободу вероисповедания, т. е. духовную свободу личности. Как религия, так и ее отрицание (атеизм) не могут быть предметом государственного понуждения, а могут быть лишь предметом свободного выбора индивида.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.