Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практич. 22 час




Объем часов изучаемой дисциплины - лекции 14 час

Тема 1. Предмет дисциплины «Этнокультурная деятельность СМИ»

1. Понятия «СМИ» и «СМК». Признаки, функции и структура СМИ. Этнокультурная информация в СМИ

2. История освещения этнокультурных проблем в средствах массовой информации России

 

Литература

1. Блохин И.Н. Этнологическая культура журналиста // Вестник С.-Петерб. Ун-та. Сер.9, 2008, вып.2, ч.2

2. Костикова Н.А. Конструкция российской идентичности в отечественной периодике XIX в. // IX Конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов. Петрозаводск, 4-8 июля 2011, с.84

3. Рева Е. К. Проблемы этнокультуры и национально-ценностное ориентирование аудитории средствами массовой информации // Филологические науки в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012.

 

Вопрос 1.

С учетом специального содержания курса «Этнокультурная деятельность СМИ», рассматривая данный вопрос, студенту достаточно ограничиться сведениями общеинформационного характера относительно происхождения, структуры и функций СМИ и СМК.

Согласно одному из определений, СМИ (средства массовой информации), СМК (средства массовой коммуникации) - организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование звуковой, словесной, образной и иной информации по принципу широковещательного канала, охватывающего массовую аудиторию и действующего на постоянной основе.

Что касается происхождения термина, то словосочетание СМИ («средства массовой информации») представляет собой прямой перевод с французского языка («moyens d’information de masse»). В английском языке для этого используется термин «масс медиа» («mass media») - СМК («средства массовой коммуникации»).

В СССР в 60-х годах XX в. сначала было введено использование термина СМК. С середины 70-х годов XX в вошел в широкое употребление в отечественной публицистике и журналистике термин СМИ, вытеснив понятие СМК. Однако использование словосочетания СМК не ушло из употребления.

Развитие механизма обратной связи, то есть наличие формальной возможности влияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей, придаёт СМИ характер не однонаправленной коммуникации. Поэтому понятие СМИ можно считать частью более широкой сферы СМК, т есть, средств массовой коммуникации.

СМИ — это совокупность субъектов массовой коммуникации, представленных следующими составляющими:

· печатные издания

· электронные СМИ

Согласно ст.2 закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» в состав СМИ входят следующие составляющие:

— периодическое печатное издание (газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год)

- радиопрограмма,

- телевидеопрограмма,

- кинохроникальная программа,

- иные формы периодического распространения массовой информации, предусматривающие систематичность выхода:

· Цифровые издания: издания на компакт-диске и других носителях.

· Информационные агентства.

· Массовые периодические рассылки с использованием телекоммуникационных сетей (как телефонной, так и сетей ЭВМ, в том числе и SMS-рассылки) и иные формы периодического распространения массовой информации как следствие развития современных технологий.

Студенту рекомендуется проанализировать положение в теории журналистики России, согласно которому к СМИ не относятся стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки. Следует также рассмотреть аргументы участников дискуссий, связанных с положением в СМИ системы Интернет (интернет-блоги, чаты, форумы, конференции и т. д.).

Важно также указать на то, что каждое из СМИ обладает своими особенностями в области производства, подачи, распространения этой информации.

Исследуя природу и назначение, СМИ следует дать характеристику их основных признаков:

· Массовость (в соответствии с законодательством Российской Федерации для подтверждения этого признака требуется тираж 1000 и более экземпляров для газет, журналов и рассылок);

· Периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;

· Принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) — много слушателей (этим отличаются от Интернет, где информацию воспринимает и ипользуется только тот, кто хочет).

Сущность СМИ проявляется и в их функциях, представляющих собой следующее:

– информационная, информирующая - доведение до сведения аудитории информации о фактах и событиях, имеющих место в жизни общества; это, как правило, оперативная информация репортажного, новостного характера.

- идеологическая или социально ориентирующая - формирование массового сознания на основе включения в себя широкого диапазона воздействия, начиная с сообщений о фактах, событиях; это также воздействие на общественное мнение, ценности, идеалы, мировоззрение аудитории, формирование их.

- аналитическая - осмысление, комментирование фактов, событий, тенденций развития тех или иных общественных процессов, организация общественного диалога;

- познавательная – формирование представлений об окружающем мире.

- культурно-образовательная, культурно-просветительская - формирование политической, экономической культуры, этическое и эстетическое воспитание, а также пропаганда знаний из разных областей науки и культуры.

- ценностная функция - обеспечивает преемственность она в форме представления образцов доминирующей культуры, в обеспечении передачи как традиционной культуры, так и новых культурных направлений, в поддержании общности социальных ценностей.

- рекреативная функция - опора в некоторых материалах СМИ на образцы этнокультуры создает возможности для отдыха и развлечения и способствует снижению социальной напряженности и др.функции.

- PR- функция - в рамках системы общественных связей (англ. PR) формирует, в том числе, специально отбирая, нужную в данный момент информацию; широко используется в политической жизни, шоу-бизнесе и др.; с учетом этого, понятно появление, так называемой, «желтой прессы»[1]

- маркетинговая функция – использование СМИ для продвижения того или иного продукта

- развлекательная функция - публикация в СМИ материалов главным образом развлекательного характера.

Исследователи СМИ констатируют процессы абберации (отклонение от нормы) культурно-просветительской функции, гипертрофированность функции релаксации, а также появление и развитие новых функций – маркетинговых, PR-функций и т. д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1931; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.