Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2




Центром внимания СМИ являются все многообразные формы жизни человечества и окружающего мира. Важнейшим объектом интереса современных СМИ является культура этносов (народов), а частью современной журналистике - так называемая, этническая журналистика.[2]

Журналистика, посвященная проблемам национальных отношений, рассказывающая о разных народах (через описание быта, культуры, традиций и др.), называется этнической журналистикой.[3]

При ответе важно подчеркнуть, что вопросы формирования этнической идентичности у разных народов, являлись важным направлением деятельности российской периодики, начиная с ХVIII столетия.

Уже в первом печатном периодическом издании – газете «Ведомости» – содержится информация этнического характера, касающиеся таких регионов, как Поволжье (татары), Сибирь, Северо-запад европейской части, а также иноземных регионов (например, «Персида»).

На протяжении всего ХIХ в. в русском печатном слове (журналистике, публицистике, литературе) были сформулированы и проанализированы актуальные для своего времени вопросы. Это отношение новой и старой, допетровской России; изучение национального характера русского и других народов, населяющих Россию, отношении к «инородцам» в Российской империи; согласование взаимоотношения самобытного народного развития с необходимостью заимствования достижений европейских народов и др.

Следует обратить внимание на то, что подобные этнографические и этнополитические материалы в совокупности с проходившими социальными процессами, способствовали, в конце концов, развитию и национальному становлению сначала русского, а затем и других народов России. В СМИ за основу формирования этнической и гражданской идентичности было положено использование темы патриотизма и героизма народа в периоды войн. Это также тема утверждения духовных ценностей русского народа: православной веры, святости престола как реализация воли Бога на земле. Благодаря этому и в русской литературе XIXв. сформировалось представление о русском народе как воине, труженике и страдальце, идущем своим путем в поисках прежде небесного, а не земного отечества.

Со второй половины ХIХ в., ведущей в СМИ стала тема становления и быстрого развития гражданского общества, освещение современных тому времени социальных, политических, нравственных проблем, включение России в общеевропейскую социально-экономическую и политическую систему. Как известно, обсуждение этих тем, привело к известному противостоянию западников и славянофилов, в том числе, в СМИ.

Дореволюционная журналистика отразила особенности внутренней национальной политики и государственной идеологии. В переломные моменты общественного развития, пресса содействовала подъему национального самосознания, последовательно привлекая ценности русской и гражданской идентичности – веру, патриотизм, народность. [4]

Этнографическая и краеведческая науки XIX – начала XX в. также находили активное отражение в СМИ, привлекая внимание к этнокультурной информации читателей не только центра России, но и провинций.

В советский период журналистика отражала этнокультурную информацию, которая менялась в зависимости от политики государства в период существования СССР (1917-1991). Сначала это явно антирусская направленность этнокультурной информации, опирающаяся на установку ленинской теории о нации (народе) угнетаемой и угнетающей. Однако с началом Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.) она стала наполняться терминами, опирающиеся на сталинское определение «великого русского народа», как главной силы в борьбе с фашистской агрессией. В так называемый, хрущевский период (1953-1964 г.г.), с господствовавшей тогда идеей о скором построении коммунизма (к 1980 г.), главная составляющая в СМИ – борьба с религией со всеми ее формами и видами в СССР. Это нанесло вред этнической культуре всех народов, поскольку в ее формировании та или иная религия играли огромную роль. Правда, одновременно с этим хранителем, а отчасти и убежищем народной культуры становилась наука. Прежде всего, это активно развивавшиеся в указанное время этнография, краеведение, фольклористика. Все это отразилось и на этнокультурной информации, в то время появлявшейся в СМИ.

Деятельность современных российских СМИ в этнокультурной сфере носит сложный, а зачастую противоречивый характер. Это связано, во-первых, с явно дисфункциональными процессами в деятельности самих СМИ, что выражается в экспансии коммерческих интересов при ослаблении их просветительской и воспитательной миссии. Во-вторых, СМИ сегодня – это многогранное явление. Они включают в себя общественно-политические, корпоративные, социокультурные издания, а также гламурную, «желтую» прессу, телевизионные каналы и др.

В современных условиях, имеет место превалирующую роль СМИ, например, телевидения, в культурной глобализации, препятствующей развитию этнокультуры. Действительно, новые телекоммуникации и появление международных корпораций, распоряжающихся средствами массовой информации, породили глобальные культурные потоки. Их размах, интенсивность, разнообразие и быстрое распространение превзошли все, происходившее ранее. Положению национальных культур, национальных идентичностей и их институтов противостоит продукция массовых культур и стратегия потребительства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.