Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3




Одним из важнейших источников, способствующих популяризации традиционной культуры на страницах местной периодики, был национально-творческий подъем.

Во всех журналистских материалах печатных СМИ, как правило, подчеркивается особая ценность национальных видов искусства, народных традиций, обрядов и обычаев.[11]

С этим связан вопрос о степени распространения национальных печатных СМИ как важнейших носителей этнокультурной информации. Интересным и важным является анализ степени распространения и характер печатных СМИ в том или ином районе РФ, их история и роль в разные периоды.

Так, на территорииПриволжского федерального округа (в его состав, с центром в Нижнем Новгороде, входят Башкортостан, Марий-Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Пермский край и 7 областей - Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская) одно время выходило более 7 тыс. газет и журналов, из них 6 процентов – на 11 языках народов России.[12] Региональная пресса, а именно этнические издания, освещают вопросы культуры, традиции, истории народов, проживающих на данной территории.

В настоящее время в Самарской области, как и в других регионах России, издаются различные этнические газеты, в которых, в частности, публикуются материалы, посвященные традиционной и современной этнической культуре. С 1996 г. выходит в свет областная общетюркская газета «Азан» («Призыв»), которая пользуется большой известностью не только в Самарской области, но и далеко за ее пределами. В отличие от других областных этнических газет, в которых обычно публикуется информация, посвященная культуре одного народа, в «Азане» печатаются материалы, о традиционной и современной культуре разных народов. Основное внимание уделяется тюркским народам Самарской области, исповедующим ислам (татарам, башкирам, казахам), но публикуются и материалы по культуре других народов области (русских, мордвы, чувашей и т. д.), а также культурным традициям мусульманских народов иных регионов России и зарубежных стран. Газету «Азан» можно с уверенностью назвать духовно-просветительским изданием. Она выходит на русском языке, чтобы ее могли прочитать представители разных народов. Этнографы публиковали материалы, полученные ими в ходе полевых исследований: фольклорные сюжеты, родословные и т. д.[13]

Это же касается и прессы национальных республик РФ. Например, в Республике Тува (Тыва) освещение проблем этнокультурного развития наибольшее развитие в печатной прессе получило в конце 1980 – начале 1990-х гг. Это такие газеты, как «Тувинская правда», «Молодежь Тувы», «Центр Азии», «Шын» («Правда»), «Тыванын аныяктары» («Молодежь Тувы»), «Хемчиктин сылдызы» («Звезда Хемчика») с 1987 по 1993 г. Социологическое изучение прессы показало, что подавляющее большинство публикаций, затрагивавших этническую тему, было посвящено проблемам этнокультурного развития: сохранению и развитию тувинского языка, внедрению национально-регионального компонента в сферу образования, возрождению народных традиций, обычаев и обрядов. Регулярное транслирование прессой подобной информации, безусловно, способствовало укреплению национального самосознания тувинцев. [14]

Языками массовой коммуникации в Башкортостане являются в основном русский, башкирский, татарский. Однако их функциональная дистрибуция свидетельствует о разном объеме выполняемых социальных функций, которые в свою очередь формировались под воздействием ряда исторических факторов. На основе анализа динамики подписки республиканских газет можно определить национально-культурные потребности населения региона в сфере печати. Если с 2000 по 2005 г. количество газет, выпускаемых в республике, возросло с 293 до 378 наименований (увеличение составило 85 названий), то к началу 2009 г. насчитывалось 418 наименований, то есть динамика увеличения количества названий в среднем составляет 6–8 изданий. Специфика языковой и демографической ситуации, безусловно, нашла своеобразное отражение в распределении функций русского и башкирского языков в средствах массовой коммуникации и информации.

Газеты в республике издаются на шести языках, но большинство газет и журналов, выпускаемых в республике, выходят на русском языке. Так, в 2000 г. доля разового тиража газет на русском языке составляла более 90%, количество названий около 73%. Что касается динамики издания газет на башкирском языке, то в период с 2000 по 2009 г. наблюдается увеличение количества названий при сокращении тиражей. В целом с конца 2004 по 2009 г. тираж официальных республиканских газет имел тенденцию к заметному сокращению. В районах и городах с многонациональным составом населения, где нет возможности издавать газеты на нескольких языках, выпускаются дубляжи.

Такова общая картина функционирования газетной продукции в многоязыковом коммуникативном пространстве Республики Башкортостан. Тенденция сокращения подписки на рассматриваемый вид издания связана с финансовым кризисом, а также появлением новых частных издательских домов и подпиской на издания из соседних регионов (республики Татарстан, Чувашия, Удмуртия, Марий Эл), которые создают

определенную конкуренцию на рынке печатной продукции. [15]

К началу ХХI в. в Республике Карелия национальная периодическая печать представлена на четырех языках: русском, финском, карельском и вепсском. У каждого периодического издания есть свои особенности становления и развития и, следовательно, особенности освещения этнокультурной информации. Если журналистика на финском языке стала развиваться с момента образования Карельской Трудовой Коммуны (1920), то газеты на карельском и вепсском языке – лишь в 1990-е гг. Такое разное развитие журналистики на национальных языках было обусловлено историческими событиями, происходившими в Карелии. Большой вклад в ее становление внесли национальные кадры: финны-эмигранты и финны-ингерманландцы Ленинградской области, карелы и вепсы. [16]

Важная роль отводится этнокультуре в местных СМИ г. Москва, в том чсиле и по причине наплыва огромного числа мигрантов. Из бюджета города финансируется целый ряд социально-значимых специальных периодических печатных изданий, где находит отражение этнокультурная тематика. Например, на страницах ежемесячного журнала «Этносфера» содержится богатая информация об участии национальных объединений в жизни Москвы и их роль в формировании этнокультурной информации.

В Москве также издаются журналы - «Мир коренных народов — Живая Арктика», «Журнал “Финноугория. Этнический комфорт”» и др. Все перечисленные издания ориентированы конечно не только на Москву, но и на Россию в целом.

В Краснодарском краев 80-90-е годы выпускались национальные газеты, однако в основном имело место хождение общероссийских национальных газет, издаваемых в центре. Например, это касается курдов. Заметна роль армянской газеты «Луйс».

Исследовать, изучить этнокультурную ситуацию в Краснодарском крае по данным печатных СМИ можно и обратившись к фондам Краснодарской краевой научной библиотеки, где хранится богатый архив

Специалистам, занимающимся изучением, пропагандой, возрождением традиций народной культуры, важно знать, в каких формах это происходит, как у соседей, так и в самых удаленных местах страны. Широкие возможности для этого предоставляют современные интернет-ресурсы. Установив связи с родственными коллективами и культурными организациями, можно организовать более успешно и свою работу. По указанной причине важно обратиться на сайты различных субъектов РФ с соответствующим запросом: например, «печатные СМИ Ставропольского края о народной культуре», или «печатные средства массовой информации о народной культуре Ставропольского края»; возможны поиски и в другой, но близкой формулировке.

Указанный алгоритм действий, конечно, может быть применен не только к печатным, но и в отношении иных форм (видов) СМИ.

Так, интересная и подробная информация представлена в газете «Вечерний Ставрополь» (18.05.2013) в заметке под названием «Детские голоса в общем хоре народной культуры»

 

В материале представлен подробный отчет о первом региональном телевизионном фестивале-конкурсе казачьей песни «Ставрополье – край казачий» и в рамках его проведение городского фестиваля детских фольклорных коллективов. Концертной площадкой для него стал Ставропольский городской Дом культуры.

На его сцене выступили 11 ансамблей и 8 солистов не только из Ставрополя, но и разных городов и районов края. Один из них - детский казачий коллектив «Здравица» из села Калиновского Александровского района. В сентябре ансамблю исполнится 10 лет, он уже дважды подтверждал звание «народный коллектив», часто выступает по краю, а недавно попал в финал первого краевого телевизионного конкурса «Ставрополье – край казачий». В репертуаре ансамбля «Здравица» много песен, которые исполнялись в Калиновке больше века назад. Этот материал в свое время собирали и исполняли солисты взрослого фольклорного коллектива «Калинушка». Почти 23 года назад в Ставрополе был создан детский фольклорный ансамбль «Богатица» детского центра «Орлёнок». В репертуаре – песни, записанные в экспедициях самим Владимиром Анатольевичем и другими собирателями фольклора не только на Ставрополье, но и в Центральной полосе России, в южных и северных регионах. Победителем стал ансамбль «Хуторок» села Китаевского Новоселицкого района.

 

 

Тема 4.Освещение проблем этнокультурного развития народов России (радио)

1. Этнокультурная проблематика в работе радио

2. Современное этно-радио




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.