Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция VІ. Политическая система общества. Государство в политической системе 2 страница




только государство через специально уполномоченные органы имеет право заявлять о своей позиции по различным международным вопросам;

только государство имеет право от имени страны заключать юридически обязывающие международные соглашения;

только государство имеет право и обязано защищать законные права, свободы и интересы своих граждан, находящихся за границей;

только государство имеет право и обязанность обеспечивать интересы страны и ее безопасность путем использования возможностей специальных служб за пределами национальной территории;

только государство имеет право использовать вооруженные силы страны за рубежом в рамках нормы международного права;

государство обязано способствовать установлению и упрочению широкого спектра выгодных для страны международных и межгосударственных отношений в самых различных сферах.

Функции государства. Государство выполняет свою роль в политической системе, осуществляя различные функции, которые отражают основные направления деятельности государства. В различные исторические периоды с изменением государств менялись и их функции. В политической науке существуют различные принципы классификации функций государства.

С точки зрения принципа разделения властей функции подразделяются на законотворческие или нормативные, которые осуществляют в основном законодательные (представительные) органы власти;

управленческие и регуляторные, которые осуществляют в основном исполнительные органы власти;

правоприменительные, которые осуществляют судебные органы власти.

Общепринятым также является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:

политическая функция, которая обеспечивает должные условия деятельности политических и иных общественных институтов, регулирует политическую сферу общественной жизни;

суть экономической функции государства состоит в регулировании экономических отношений;

правоохранительная функция заключается в обеспечении конституционного правопорядка, правосудия, защиты законных прав, свобод и интересов человека;

социальная функция государства означает обеспечение социальной стабильности в стране, гражданского мира и спокойствия, осуществление различных программ по обеспечению условий для нормальной жизни людей в таких ключевых социальных сферах как жилищная, экологическая, продовольственная, в организации образования, здравоохранения, социального обеспечения и т. д;

гуманитарная функция государства предполагает осуществление конструктивной политики в сфере науки, культуры и искусства, спорта, отдыха и туризма, имеет целью способствовать формированию в обществе атмосферы гуманизма, толерантности, законопослушности и иных общезначимых нравственных ценностей.

К основным внешним функциям государства относятся его права и обязанности, вытекающие из его международной правосубъектности.

Функции государства способны несколько трансформироваться путем сокращения или напротив – расширения их объема и форм реализации в государствах различного типа. Так, например, регуляторная функция тоталитарного государства разрастается до воистину необозримых масштабов, чего нельзя сказать о государстве демократического типа. Напротив, в последнем намного более развиты правоохранительная и гуманитарная функции. Существенным образом различаются формы реализации экономической функции в различных типах государства: от применения минимального набора экономических рычагов воздействия (изменение учетной банковской ставки, размеров эмиссии и регулировании курса национальной валюты по отношению к золоту и иностранным валютам) в демократических странах до тотального контроля и регламентации абсолютно всех экономических процессов и отношений государством тоталитарного типа. Указанные функции постоянно усложняются, становятся все более многообразными. В последние годы активно проявляются миротворческие, правозащитные функции, оказание гуманитарной помощи.

Классификация государств. Существуют различные принципы типологизации государства, выделения различных его типов, классов, разновидностей. В современном мире существует примерно две сотни различных государств, и каждое из них при максимально близком изучении будет казаться уникальным, абсолютно не похожим ни на одно другое. За всю историю человечества сменилось еще несколько сотен государств. Некоторые из них исчезли навсегда, некоторые видоизменились, трансформировались. Учитывая данное объективное обстоятельство,представляет несомненный научный и практический интерес попытка представить все это многообразие государств не в виде некой простой арифметической суммы уникальных феноменов, но в форме ряда системных классов, групп государств со схожими видовыми признаками и характеристиками. Решить эту задачу и помогает теория типологизации или классификации государств. К основным таким классификационным принципам, воспроизводящим соответствующие типы государств относятся.

1. Исторический принцип. Предполагает градацию государств в их историческом развитии во времени и пространстве от наиболее ранних форм к современным. Данная концепция разработана в трудах основоположников и продолжателей марксизма, и предполагает членение государств на пять основных исторических типов, которые воспроизводятся соответствующими историческими эпохами, именуемыми марксизмом общественно – экономическимиформациями: исторически первым является рабовладельческий тип государственности, ему на смену приходит феодальное государство, которое в результате победного натиска буржуазных революций вытесняется государством буржуазного типа и, наконец, последнее должно быть заменено с оциалистическим государством, последним по порядку в ряду исторической эволюции государственности, поскольку на «высшей» стадии коммунистической формации государство как институт должно себя изжить и за ненадобностью отмереть. Несколько особняком в марксистской теории государства стоит пятый, азиатский, тип государственности. В марксизме азиатский способ производства и соответственно – азиатский тип государственности разработан крайне схематично, поверхностно, видимо, из-за того, что авторы не владели в достаточной степени эмпирическим материалом.

Краеугольным камнем данной марксистской концепции является идея о том, что экономически доминирующий класс (рабовладельцев, феодалов, буржуазии и т.п.) воспроизводит для защиты своих интересов адекватную доминантному экономическому базису политическую «надстройку», важнейшими структурными элементами которой и является система государства и права. При этом все вышеперечисленные формы государства по своей природе являются классовыми, так как выступают орудием диктатуры, защиты интересов правящего класса и соответственно – инструментом подавления интересов и борьбы антагонистических правящему эксплуатируемых классов (рабов, феодально зависимых крестьян, пролетариата).

Такова суть марксистского исторического принципа типологизации государства. В оценочной части необходимо отметить, что хотя данная концепция в некоторых частных вопросах и содержит элементы рациональности, однако в силу несостоятельности марксистской методологии в целом, и данная теория оказывается несостоятельной. Лучшим тому подтверждением является убедительно опровергнутый жизнью марксистский тезис о невыносимой участи пролетариата в так называемом «буржуазном» государстве, которое на самом деле предоставило в том числе и для рабочего класса возможность иметь такой высочайший уровень жизни, о котором не могли даже мечтать его «братья по классу» в самых развитых социалистических странах, т.е. государствах, в которых рабочий класс по определению являлся «правящим». Равно как был опровергнут и тезис марксизма о неизбежности замены буржуазного государства на социалистическое, поскольку последние несколько десятилетий во всем мире все как раз происходит «с точностью до наоборот»: несколько десятков стран изменили форму государственности с социалистической на «буржуазную» в то время, как обратного не произошло ни в единой стране мира.

2. Второй принцип классификации государств предполагает их систематизацию в зависимости от типа политического режима, установленного в стране. Данный принцип является достаточно объективным, и в соответствие с ним воспроизводится три основных типа государственности: демократическое правовое государство, авторитарное и тоталитарное. И хотя черты и характеристики этих типов государства в значительной степени обусловлены сутью соответствующих режимов, о чем речь шла в предыдущих лекциях, но все же они не совпадают полностью с характеристиками адекватного им режима.

3. Третий основной принцип типологизации государства по его форме. У каждого государства свое “лицо”, своя особая форма. Под формой государства понимается способ организации государственной власти и ее устройство. Форма государства дает ответ на вопросы: как формируются, какой объем полномочий и каков механизм взаимоотношений между собой ветвей власти в государстве; из каких частей состоит территория государства и как эти части соотносятся друг с другом и с центральными государственными органами власти Ответ на первую группу вопросов определяет форму государственного правления; на второй - форму государственного территориального устройства.

Форма государственного территориального устройства. Форма государственного устройства определяет организацию территории государства, систему взаимоотношений центральных и региональных органов власти. В каждой стране она зависит от целого ряда исторических, географических, социальных, национальных и других условий. Основные формы государственного устройства в современном мире - это у нитарные государства, федерация и конфедерация.

Унитарными являются государства, территория которых представляет собой единую юрисдикцию, а ее части - административно-территориальные единицы, которые не обладают признаками собственной государственности, пусть и ограниченного, но все же - суверенитета. Такие государства имеют единую Конституцию и систему законодательства, единую общегосударственную законодательную власть и единую вертикаль исполнительной власти сверху до низу, единую правовую и судебную системы, единое для всей территории гражданство. С точки зрения организации публичной власти унитарные государства разделяют на децентрализованные и централизованные. Унитарные децентрализованные государства состоят из административных региональных образований и национальных автономий с собственными органами управления. Централизованные унитарные государства могут не иметь выборных органов власти на уровне административно-территориальных единиц, а функции власти на местах выполняют, назначенные центральной властью ее представители. В современном мире огромное большинство государств функционируют в форме унитарных государств. Как правило, это небольшие или средние по площади территории страны, хотя есть в этом ряду и исключения в лице огромной КНР.

Федеративными являются сложные, союзные государства, территория которых юридически представляет собой сумму территорий частей этого союзного государства, которые называются субъекты федерации и обладают хотя и ограниченным, но вполне реальным суверенитетом, имеют признаки собственной государственности. Каждый субъект федерации (штат, земля, кантон, республика и т.д.) имеют право принимать свою конституцию и законы, иметь органы законодательной, исполнительной и судебной власти, вводить свое гражданство. За центральной, общегосударственной или федеральной властью, как правило, закрепляются исключительные полномочия лишь в трех важных сферах деятельности государства: оборона и безопасность, внешняя политика, валютно – финансовые отношения. Это означает, что у субъектов федерации нет полномочий в этих сферах деятельности государства, нет законодательства, которое могло бы их регулировать, и соответственно – отсутствуют органы власти и должностные лица для этих сфер деятельности.

Взаимоотношения между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации регулируются общегосударственной Конституцией и конституциями субъектов федерации, и они выстраиваются на основании концепции выделения исключительных и совместных сфер полномочий как для федерального центра, так и для субъектов федерации. При этом в сферу совместных полномочий чаще всего попадают: стандарты качества потребительских товаров, особенно – продукты питания, обувь, одежда, детский ассортимент, бытовая техника, автомобили и т.д.; соблюдение стандартов гарантий прав и свобод человека, защиты его законных интересов; охрана среды обитания от экологических и техногенных аварий; стандарты оплаты труда занятых по найму. В сферах совместной компетенции центра и субъектов преимущество имеют те нормы, которые более жестко отстаивают интересы человека.

Чаще всего законы субъектов федерации между собой не коррелируются и могут отличаться друг от друга по очень широкому спектру отношений, от второстепенных до достаточно важных: от правил парковки автомобилей и продажи газированных напитков до законов, регламентирующих правила приобретения и использования огнестрельного оружия, оформления брачных отношений, разрешения на легализацию азартных игр и свободную продажу наркотиков и даже законов, которые позволяют или запрещают применение смертной казни за ряд преступлений.

В федеративном государстве границы между субъектами федерации представляют собой достаточно условную линию с точки зрения свободы их пересечения физическими и юридическими лицами, товарами, капиталами, рабочей силой, перемещения ценностей художественной, антикварной или даже исторической значимости, произведений искусства и т.п. Однако, эти границы очень реальны с юрисдикционной точки зрения, и это означает, что действие законов субъектов заканчиваются как и полномочия их должностных лиц на границе субъекта федерации.

Федерации могут формироваться как на территориальной основе, когда субъектами являются определенные территории, сугубо пространственно-географические территориальные кластеры безотносительно к национальной принадлежности проживающего на них населения, без привязки государственности субъекта к так называемой «титульной» нации (штаты в США, Бразилии, Мексике, Индии, земли в ФРГ и ряде других федеративных государств), так и по национально-территориальному принципу. В последнем случае субъект фактически приобретает статус национальной государственности, возникает т.н. «титульная» нация, которая и является в данной ситуации носителем суверенитета применительно к государственности субъекта федерации (республики бывшего СССР, Чехословакия, Югославия, Австро-Венгрия и т. д.). Из этих двух типов федерации намного более жизнестойким оказался первый. Ни одна из федераций территориального типа за последние десятилетия не только не прекратила свое существование, но и не претерпевала по этому параметру сколь-нибудь серьезных вызовов. В этот же период все федерации национально-территориального типа распались на независимые государства. Более того, даже унитарные государства, регионы которых фактически представляют собой национально-территориальные части государства, повсеместно проявляют интенции к сепаратизму (Каталония в Испании, Шотландия в Великобритании, северные области в Италии, фламандские области в Бельгии и т. д.).

Конфедерация является достаточно редкой в современном мире формой государственности. Фактически конфедерация представляет собой союз юридически и политически суверенных, самостоятельных государственных образований, который образуется для решения, как правило, хотя и очень значимых, но все же ограниченных во времени и пространстве задач (военных, экономических, политических). При этом за конфедеративным центром сохраняются в основном полномочия координационно-консультационного характера, а практически неограниченный объем суверенитета остается в ведении субъектов. Это обстоятельство и предопределяет аморфность, неустойчивость данной форма государственности. В зависимости от степени успешности решения поставленных при объединении целей, конфедерация либо преобразуется в федерацию, либо распадается. Конфедерации имели место в США (1776-1787 г.г. и в 1860 – 1865 гг.), Германии (1815-1867 г.г.), Сенегамбии (1982-1989 г.г.), которая распалась на Сенегал и Гамбию, Объединенной Арабской республике в 1960-х годах, распавшейся на Сирию и Египет. В современном мире существует несколько государств с конфедеративной формой государственности, которая, впрочем, имеет скорее формально – конституционный статус, чем реальный (Швейцария, Канада и некоторые другие).

Многими чертами конфедерации обладает Европейский Союз, который с 1993 г. объединил 28 стран Европы. Члены союза на добровольной основе делегировали значительную часть своего суверенитета и своих полномочий совместным органам (Европейский парламент, Суд ЕС, Еврокомиссия (Совет Министров ЕС). Создан пост Президента Евросоюза, введена единая евровалюта и т. д. Однако, не смотря на все эти и многие другие формальные признаки государственности, пока ЕС нельзя позиционировать как конфедеративное государство.

Формы государственного правления. Под формой правления понимается: во-первых, базовые принципы и система формирования ветвей власти в государстве; во-вторых, принципы и система их взаимодействия между собой и, в-третьих, сфера компетенции и объем полномочий институтов государственной власти. Исходя из этих ключевых параметров различают две основные формы правления: монархию и республику.

Монархия. Термин “монархия” греческого происхождения (monos - один, arche - власть) и в буквальном переводе означает единовластие. Монархия - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (короля, императора, шаха, султана, князя, эмира и т.п.) и переходит, как правило, по наследству. Монархическая форма государственности представляет собой исторически первый тип и является доминирующей в предшествующие исторические эпохи: в Древнем мире и в Средние века. На протяжении своего развития монархическое государство было представлено в двух основных вариантах: абсолютной и ограниченной монархии.

Абсолютная монархия характеризуется единовластием монарха. Он является единственным сувереном власти, в его руках сосредоточена вся полнота власти (законодательная, исполнительная, судебная, военная, гражданская, церковная). Монарх самостоятельно издает законы, назначает правительство, вершит высший суд, распоряжается собственностью, судьбами и даже жизнями подданных. Монарх по определению не может нарушить законы, поскольку его воля и есть высший закон. Абсолютный монарх не несет юридической ответственности за последствия своей деятельности и за свои поступки. Источником власти монарха является не волеизъявление народа, а «божья воля», поэтому такой монарх и именуется «помазанником божьим».

Разумеется, в современном мире в настоящее время абсолютных монархий в таком классическом виде не существует и существовать не может. Формально-юридически абсолютные монархии сохранились лишь в нескольких странах Азии и Ближнего Востока (Саудовская Аравия, Оман, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Бруней). Однако и в них реальный объем власти и полномочий монархов намного скромнее, и, несмотря на свой «абсолютизм», существует огромное количество факторов и обстоятельств, которые фактически существенно ограничивают власть монарха (нормы международного права, мировое общественное мнение, факторы прогресса в виде современных систем и технологий, глобализированная мировая экономика, влияние религиозных факторов, законы экономического развития и т. п.).

Намного более распространенной является вторая разновидность монархии – ограниченная, которая также представлена в нескольких вариантах. Первым и наиболее типичным для современного мира является конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена нормами конституции и законов страны. Возникает конституционная монархия в период становления буржуазного общества в Европе и Америке. В зависимости от степени ограничения власти монарха выделяют дуалистическую конституционную монархию и церемониально-представительскую конституционную монархию.

В дуалистических монархиях (Иордания, Кувейт, Марокко) за монархом остается исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать министров и иных должностных лиц, определять внешнюю и оборонную политику, право вето на законопроекты парламента и право роспуска парламента. При этом законодательная власть уже принадлежит избираемому обществом парламенту, а судебная – системе судов. Учитывая то обстоятельство, что большинство дуалистических монархий современности – это исламские страны со значительным удельным весом законов шариата в системе правосудия, власть монарха оказывается вдвойне ограниченной.

Церемониально – представительская разновидность конституционной монархии означает, что монарх де факто превращается в сугубо церемониальную фигуру, своеобразную дань традициям, проявление уважения к истории страны, в институт общенародного представительства, но не более того. В такой системе государства у монарха нет никаких реальных властных полномочий ни в одной сфере, он “царствует, но не правит”. Он представляет государство в целом и ни одну из ветвей власти. Все публичные и официальные действия такого монарха регламентируются правительством. Более того, как правило, даже большинство общественно-значимых аспектов частной жизни монарха и его семьи также находятся под контролем правительства: церемонии двора как и все официальные его мероприятия финансируются из государственного бюджета, формируемого парламентом, и даже бракосочетание монарха или наследника престола не могут состояться без одобрения правительства. Парламент в такой системе государственности избирается народом, а исполнительная власть формируется парламентом из представителей партии (или партий) парламентского большинства. Правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Нечего и говорить, что судебная власть полностью отделена от монарха, является самостоятельной ветвью власти. В этой системе источником «власти» монарха уже является не «промысел божий», а скорее дань уважения общества к политическим и историческим традициям.

Своеобразным вариантом ограниченной монархии является парламентская монархия. Будучи де факто практически идентичным слепком с конституционной монархии в содержательной части функционирования и выстраивания государственности, она имеет некоторые существенные особенности де юре. Первой и главной из них является то обстоятельство, что в такой государственно – правовой системе отсутствует писаная конституция как единый правовой акт, основной закон государства, наделенный высшей юридической силой. Поэтому власть монарха ограничивается не конституцией, а актами парламента и системой историко – политических традиций. Последние хотя и не узаконены, не конституированы формально-юридически, однако представляют собой фактически санкционированные обществом и государством как обязательные к исполнению алгоритмы политического поведения монарха в стандартных обстоятельствах.

Формально-юридически в парламентских монархиях существуют государственные институты и правовые процедуры, призванные обеспечить интересы Короны (приказы Короны в Тайном Совете и Палата Лордов в Великобритании), однако их практическое значение фактически близко к нулю. И если к конституционным церемониальным монархиям следует отнести абсолютное большинство монархий современной Европы, то феномен парламентской монархии все же не так распространен и представлен Соединенным королевством Великобритании и Северной Ирландии, а также – Канадой, Австралией и Новой Зеландией.

Выше уже упоминалось, что статус монарха и в современном мире передается по наследству и наследуется пожизненно. Существуют различные системы наследования трона. К наиболее распространенным относятся следующие. Салическая, когда престол передается только по мужской линии при полном исключении из системы престолонаследования потомков женского пола; кастильская, когда предпочтение отдается мужчинам, однако и женщины полностью не исключены (младший брат имеет преимущество перед старшей сестрой); английская, когда престол наследует старший потомок монарха вне зависимости от пола. Специфической разновидностью системы престолонаследия является арабская или клановая система, которая предполагает возможность избрания монарха. В случае возникновения коллизий и противоречий с прямым наследником, следующего монарха выбирают члены королевской семьи, естественно, только из числа прнцев мужского пола, как это иногда происходит в Саудовской Аравии. Выборной монархией является и государство Малайзия, однако там монарха, носящего титул Верховного Правителя, выбирает уже не правящая династия, а эмиры субъектов этой квазифедеративной конституционной монархии.

Наконец, еще одной разновидностью конституционной ограниченной монархии является теократическая ее разновидность в виде квазигосударства Ватикан, которое одновременно является также и выборной монархией. В Ватикане монарх носит титул Папы Римского, которого избирают на специальной коллегии высших иерархов католической церкви – Конклаве кардиналов. Уникальность данной ситуации состоит в том, что главу хотя и самого маленького по площади территории и населению, но тем не менее суверенного государства, избирает коллегия, которая в своем большинстве представлена гражданами других государств, каковыми являются кардиналы из всех католических стран мира.

Исторически второй и самой распространенной формой правления в современном мире является республика. Республика (лат. respublica - от rеs - дело и publicus - общественный) - это такая форма правления, которая характеризуется выборностью ветвей государственной власти. Источником государственной власти является волеизъявление народного большинства. Такая форма государственности впервые возникает еще в античный период в древнегреческих полисах и в античном Риме. В средние века на территории современной Италии де юре также существовали города-государства с республиканской формой правления, однако в целом республика в эту историческую эпоху была достаточно редкой и незрелой формой правления. Даже в тех странах, где государственность с формальной точки зрения скорее напоминала республику, фактически это были скорее праобразы, первые фрагментарные опыты государственного устройства такого типа. Суть проблемы состояла в том, что важнейшая характеристика республиканской формы правления – выборность власти из-за многочисленных избирательных цензов и ограничений была фактически недостижима. В избирательных процессах имели право участвовать, как правило, не более 5 – 7 процентов взрослого населения, что фактически выхолащивало суть республиканской формы правления. Только после победы первой буржуазной революции в США в форме Войны за независимость в этой стране впервые в мире была установлена подлинно республиканская форма правления в современном понимании этого термина.

Формы республики. В зависимости от способа формирования, объема полномочий и принципов взаимодействия ветвей власти различают три основных разновидности республики - президентская, парламентская и смешанная (полупрезидентская, парламентско-президентская). Еще одной разновидностью является своеобразная «уходящая натура» в виде так называемой социалистической республики.

Президентская республика характеризуется следующими признаками: президент - глава государства является одновременно и главой исполнительной власти (как правило, должность премьер-министра отсутствует); всенародное избрание президента; правительство формирует президент на срок полномочий президента; отсутствие ответственности правительства перед парламентом за проводимую политику; жестко проявляется принцип разделения властей, взаимоотношения между ветвями власти строится с помощью механизма cдержек и противовесов; действует принцип незыблемости конституционного срока полномочий ветвей власти, что означает невозможность досрочного роспуска ветвей власти ни по инициативе президента, ни по решению парламента, а значит – и проведения досрочных выборов ветвей власти становится также невозможным; этот принцип дополняется системой преемственности власти при сохранении незыблемости политического мандата избирателей. Классической президентской республикой являются США. Эта форма правления чрезвычайно распространена в странах Латинской Америки, а также - в большинстве стран Африки и ряде государств Азии. В целом президентская республика зарекомендовала себя как стабильная и сбалансированная форма правления, которая способна обеспечить нормальное функционирование государства в целом.

Парламентская республика наиболее распространена в Европе и некоторых странах Азии и характеризуется следующими признаками: принцип политического представительства в организации государственной жизни реализуется в парламенте, который избирается гражданами страны; президент, как глава государства, избирается парламентом, имеет ограниченные полномочия и не связан напрямую ни с одной из ветвей власти, он не оказывает существенного влияния на политическую жизнь общества, выполняя в основном функции гаранта конституции и представляя в своем лице государство в целом; правительство формируется парламентом на срок полномочий парламента и из представителей партии или коалиции партий парламентского большинства; устанавливается политическая ответственность правительства перед парламентом, а также система подотчетности и подконтрольности правительства перед парламентом; глава правительства - премьер-министр (канцлер, председатель совета министров) является лидером партии парламентского большинства, именно ему президент обязан предложить право сформировать правительство страны и именно премьер-министр является ключевой фигурой в системе государственной власти и политической жизни страны. В отличие от президентской республики в парламентской принцип разведения государственной власти на независимые ветви реализуется в существенно меньшей степени, а такое понятие как гарантия непрерываемости мандата ветвей власти, незыблемости конституционного срока полномочий и вовсе отсутствует, что превращает досрочные парламентские выборы и, соответственно, – досрочную смену правительства практически в системный элемент этой формы правления. Досрочный роспуск парламента возможен по институциональным, политическим и даже персонифицированным основаниям. Формально указ о досрочном роспуске парламента издает президент, однако фактически реальное решение об этом принимает только премьер-министр.

Смешанные республики сочетают в себе признаки как президентской, так и парламентской республик. В этой системе государственности президент избирается всенародно и наделен чрезвычайно широким и значительным объемом реальных властных полномочий, за что в некоторых смешанных республиках его образно даже называют «некоронованным монархом», имея при этом в виду скорее статус абсолютного монарха. Однако правительство формируется по итогам парламентских выборов, на срок полномочий парламента, в зависимости от соотношения сил в парламенте и с опорой на вотум доверия парламентского большинства. Именно в этом политическом узле и формируется «смешанность», своеобразная политическая раздвоенность такой республики. Дело в том, что понятие исполнительная власть и понятие правительствостраны в значительной степени не совпадают. Если правительство страны возглавляет премьер-министр, назначенный президентом с учетом фактора возможности опереться на поддержку парламента (отсюда возникает и главная черта - двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом), то систему исполнительной власти в целом возглавляет президент, который имеет конституционные полномочия отправить в отставку как правительство, так и распустить парламент. Именно он, президент, является ключевой фигурой в системе государства в форме смешанной республики. Смешанная форма правления в принципе способна функционировать эффективно при условии, если президент, парламентское большинство и правительство принадлежат к одной политической партии или хотя бы придерживаются одной политической ориентации, что происходит не слишком часто. В случае же, если пост президента с одной стороны и парламентское большинство с другой стороны контролируют представители непримиримо противоположных друг другу политических сил, то в системе властных координат смешанной республики создаются условия для серьезных политических и даже конституционных кризисов. Смешанные республики существуют в ряде стран Европы и Азии, и практически в каждой из них проявляются те или иные существенные особенности обеспечения действия конкретных механизмов работы ветвей власти применительно к функционированию государственности. Классическим вариантом смешанной республики признается Франция.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.