Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и основные этапы развития политических партий




Лекция VIII. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ

Термин “партия” ведет свое начало от латинского слова partio — часть, разделять. История возникновения и развития такого феномена как политическая партия насчитывает не одно столетие. Первые из праобразов современных политических партий были очень мало похожи на партии в привычном для нас виде. Они возникли в Древней Греции и Древнем Риме и выражали интересы различных общественных, социальных слоев или групп, но прежде всего — влиятельных аристократических группировок, которые концентрировались в непосредственной близости от высшей власти и боролись между собой прежде всего за право и возможность оказывать на власть влияние в своих интересах. То были сравнительно немногочисленные и узкие по составу группировки, которые не отличались устойчивостью и не были организационно оформлены. Они выражали в основном интересы не столько различных социальных общностей, слоев, классов, сколько различных течений внутри них. В Древнем Риме во времена кризиса республики (конец II — I вв. до н. э.) соперничали между собой партия популяров, выражавшая.интересы плебса, и партия оптиматов, представлявшая патрицианство и зажиточные плебейские семьи. В XII—XV вв. в Италии шло состязание между партией гвельфов — выразителей интересов торгово-ремесленных городских слоев населения и партией гибеллинов, отстаивающих сильную императорскую власть в интересах феодалов. Тогда же действовали партия сторонников папы и партия сторонников короля.

В период ранних буржуазных революций в Европе в форме политических клубов появляются прототипы современных политических партий. Исторически возникновение политических партий приходится на конец XVII — начало XVIII вв., когда начали формироваться политические системы ранних буржуазных государств Западной Европы и Америки. Сопровождавшие процесс возникновения и развития политических систем и политических партий войны за создание США, буржуазные революции во Франции и Англии и другие политические события в Европе показывают, что рождение политических партии отражало раннюю стадию борьбы сторонников развития различных направлений становящейся буржуазной государственности: аристократов и буржуа, федералистов и антифедералистов и т. п. Тогда политические партии — это преимущественно организации, объединения буржуазии для борьбы с феодализмом: партии-клубы конституционалистов, жирондистов, якобинцев во времена Французской революции конца ΧVΙΙΙ века.

Третьим историческим этапом формирования политических партий стали общественно-политические движения в странах Западной Европы и в США, а также философские общества,религиозные движения и группы, профессиональные союзы. Так, например, Фабианское общество явилось истоком формирования в будущем лейбористской партии в Великобритании, а аболиционистское движение в США способствовало появлению Республиканской партии в этой стране. Наконец, в первой половине XIX в результате активного выхода на политическую арену третьего сословия в качестве самостоятельного субъекта политической борьбы, введения всеобщего избирательного права в странах Западной Европы, а также пробуждение национального самосознания народов колониально зависимых стран политические партии начали возникать во все большем количестве и уже в приближенном к их современному виду.

Таким образом, суть понятия “политическая партия ” и одновременно ее основные конституирующие признаки можно определить следующим образом: политическая партия по своему правовому статусу является добровольной общественной организацией (объединением или союзом) граждан того или иного государства, которая: 1) создается с целью борьбы за завоевание политической государственной власти и участия в ее реализации для претворения в жизнь своей идейно-политической доктрины; 2) имеет определенную устойчивую организационную структуру и действует в пределах границ того или иного государства; 3) имеет определенный правовой статус в рамках национального законодательства того или иного государства; 4) в своей деятельности опирается на определенные социальные группы или классы, основные интересы которых она преимущественно отстаивает и выражает.

Функции партий. Под функциями политических партий подразумевают их общественно-полезную роль и те специфические задачи, которые партии решают в процессе своей деятельности по реализации своих программных целей. Диапазон функций партий может варьироваться в зависимости от существующего в стране политического режима, типа и формы государства, а также — от уровня развития и степени зрелости политической системы общества, степени развития и сути социальной структуры общества, типа доминирующей в стране экономической системы, политической культуры общества и ряда других факторов. Тем не менее, учитывая в конкретных политических условиях конкретной страны степень воздействия вышеобозначенных факторов на спектр функций политических партий, в общетеоретическом аспекте обычно выделяют следующий набор основных функций политических партий, который в обычных, “штатных” условиях является достаточно универсальным.

Первой из них является функция выявления, формирования и обоснования наиболеесущественных интересов тех социальных групп или классов, интересы которых данная партия собирается отстаивать и на политическую поддержку которых партия рассчитывает опереться в своей борьбе за власть, проведении политического курса и т. д. Эта функция обычно реализуется посредством составления партийных программ, предвыборных платформ партий, политических заявлений или резолюций партийных съездов, конференций и пленумов, составление партийных лозунгов и т.п., а также —при помощи широкого пропагандирования и разъяснения этих документов среди населения. Эту функцию можно обозначить как идейно-теоретическую или же функцию артикуляции интересов электората.

Второй важнейшей функцией является электоральная функция политической партии. Ее суть состоит в том, что партии обычно выступают в качестве наиболее активных субъектов борьбы за завоевание политической власти: подбирают и выдвигают кандидатов на выборные должности, координируют ход предвыборной борьбы, участвуют в финансировании избирательных кампаний, содействуют формированию общественного мнения в благоприятном для кандидатов партии аспекте и т. п.

 

Третей ключевой функцией политической партии является участие в реализации государственнойвласти через фракции в парламенте, а также через своих представителей, которых партия сумела провести на те или иные выборные должности (мэры, губернаторы, сенаторы, президент) или государственные посты (министры, руководители органов местной исполнительной власти и т. д.)

Четвертая функция политических партий — политическая активизация и консолидация политических усилий широких слоев избирателей. Формами такой активизации могут стать: политическая агитация в печати, по радио, телевидению, на митингах, даже в церкви; проведение под эгидой партий собраний, шествий, манифестаций и т. п. Существуют и иные, более современные технологии активизации широких слоев населения, которые основаны на использовании новейших достижений в таких сферах знаний как обработка и передача информации, социальной и политической психология и ряде других.

Пятой функцией политических партий является функция формирования кадрового резерва профессиональных политиков, отбора наиболее подходящих кандидатов на различные ответственные политические должности. Иногда эту функцию обозначают как функцию политического рекрутирования.

Шестая важнейшая функция политической партии заключается в том, что она выступает в качестве своеобразного связующего звена между обществом и государством, между народом и властью.

 

Классификация политических партий. В почти двухстах странах современного мира существуют и функционируют несколько тысяч политических партий. На первый взгляд, каждая из них разительно не похожа на все остальные, поскольку каждая партия действует в специфических условиях конкретной страны, на каждой из них лежат отпечатки национальных, политических, социальных, экономических, культурных, религиозных, региональных и иных особенностей этой страны. Даже в рамках одного и того же государства политические партии, как правило, внешне очень отличаются друг от друга своим имиджем в общественном восприятии, стилем работы, лозунгами, степенью известности и многими другими параметрами. Однако существуют и признаки, которые позволяют систематизировать всё это разнообразие политических партий, позволяет объединить политические партии в большие группы по объединяющим эти партии классификационным основаниям.

Такими классификационными критериями для типологизации политических партий и соответственно — типами политических партий являются.

По происхождению и основным формам и методам деятельности политические партии делятся на парламентские и внепарламентского происхождения и кадровые и массовые соответственно.

По отношению к власти партии делятся на две основные группы: а) правящие,оппозиционные и властвующие; б) легальные и нелегальные.

По способам и методам достижения своих программных целей: реформистские иреволюционные.

По социально-классовой ориентации: классовые партии, межклассовые и партии социальных групп.

По месту в партийно-политическом спектре партии делятся на левые, центристские и правые.

По организационной структуре партии бывают централизованными (или жестко структурированными) и децентрализованными (или слабо структурированными).

По центру сосредоточения и основному вектору направленности деятельности: партии бывают парламентские и непарламентского типа (авангардные).

По отношению к религии и церкви партии делятся на светские и клерикальные.

По идейному облику партии делятся на идеологические (мировоззренческие) и прагматические.

По признаку принадлежности к идейно-политической доктрине партии делятся на: либеральные, консервативные, социал-демократические, социалистические, коммунистические, теократические, национал-социалистические, националистические.

 

Партийные системы. Логика действий партий диктуется характером ее связей со своей средой, т. е. другими партиями. В каждой стране партии образуют совокупность относительно стабильных связей. Эту структуру, совокупность связей между взаимодействующими партиями называют партийной системой. В каждой конкретной стране партийная система является результатом действия множества факторов: культурно-религиозной среды, истории страны, ее традиций, экономической и социальной структуры. В политической науке существуют различные классификации партийных систем. Система партий любого общества определяется по количественному (по числу партий, входящих в систему) и качественному (по масштабу влияния) критерию. В пределах таких партийных систем существуют взаимосвязи и взаимозависимости, создаются партийные блоки, коалиции. Пределами партийных систем есть границы государства.

Партийная система — это общность взаимозависимых политических партий, стремящихся к установлению, удержанию и осуществлению власти. В состав партийной системы входят те политические партии, которые действительно могут претендовать на власть и участвовать в ее реализации.

Партийные системы выражают устойчивые связи и отношения политических партий между собой, а также с государством и другими политическими институтами и властными структурами. В своей совокупности взаимоотношения политических партий и государственных структур раскрывают степень влияния политических партий на принятие решений и характер их участия в управлении государством. Принято различать однопартийные (неконкурентные) системы, внутри которых выделяются тоталитарно- деспотические и демократические разновидности, и многопартийные (конкурентные, состязательные), где существуют системы с одной доминирующей политической партией, двухпартийные (бипартийные), трехпартийные и многопартийные системы.

Однако иногда можно встретить классификацию партийных систем, основанную не на количественных критериях. Известный французский социолог Морис Дюверже в вопросе о классификации политических партий и партийных систем отошел от традиции, предложил особый тип партийных систем — системы доминирующей партии. Социолог Джованни Сартори вообще отбросил тройственную классификацию партийных систем и предложил их поделить на: однопартийные, партии гегемона, доминирующей партии, двухпартийные, умеренно многопартийные, крайне многопартийные, атомизированные. По мнению Сартори существует семь типов партийных систем размещающихся между однопартийной (моноидеолоической) и атомизированной (крайне распыленной идеологически). Промежуточные типы (системы с партией-гегемоном, доминирующей партией, двухпартийные, ограниченного плюрализма и.радикального плюрализма) выражают различные стадии и варианты идеологического плюрализма, сопровождающие деятельность одной или нескольких политических партий.

Если для тоталитарных, авторитарных политических режимов характерны чаще однопартийные системы, то современным развитым демократическим странам свойственны многопартийные системы. Многопартийная система — это такая система, где реальную борьбу за власть ведет несколько политических партий. Плюралистической, многопартийной системой в мире признается система, включающая не просто много политических партий, а наличие оппозиции, в том числе политических партий, выступающих и против существующего строя. Оппозиционные политические партии выступают против политической идеологии и политического курса правящей партии и имеют различные концепции решения проблем, возникающих в стране. Один из признаков политического плюрализма — наличие двусторонних оппозиций. Двусторонняя оппозиция характерна тем, что расположена по обеим сторонам правительства — слева и справа.

 

Особый политический феномен представляет собой двухпартийная система, которая функционирует в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии. Ее существенной чертой является то, что только две ведущие политические партии реально претендуют на власть и реально делят ее меду собой. Ее специфика в республике президентского типа (США) состоит в том, что обе партии могут как попеременно менять друг друга у власти, так и быть одновременно у власти, контролируя различные ее ветви (законодательную и исполнительную), а также различные уровни (федеральный, штатный, местный).

При парламентской же форме, как в Англии, одна из партий контролирует обе ветви власти, а другая — составляет оппозицию. Двухпартийная система высокофункциональна, она позволяет обеспечить эффективную работу и политической системы в целом, и государственного механизма. Сформированное на основе стабильного парламентского большинства или всенародного президентского мандата правительство способно эффективно работать в течение всего срока конституционных полномочий, а разделенный всего на две партии орган законодательной власти имеет возможность заниматься продуктивной законодательной деятельностью, а не политической борьбой или сколачиванием коалиций из множества партий, как это происходит в многопартийной системе.

Специфическим вариантом партийной системы является трехпартийная система. Ее суть состоит в том, что только три партии в стране получают поддержку избирателей, достаточную для того, чтобы сформировать крупные и влиятельные фракции в парламенте. При этом данные партии все же не равнозначны по своему политическому весу, а значит – и по возможности влиять на процессы формирования власти. Две из них более крупные, они примерно сопоставимы между собой по политической поддержке избирателей, однако их политическая идеология, их политические программы, как правило, достаточно заметно отличаются, эти партии являются политическими противниками, идеологическими антиподами и находятся на разных флангах политического спектра. Однако, из-за хотя и меньшей, но все же достаточно весомой доли мандатов третьей партии, ни одна из двух крупных партий сформировать самостоятельно однопартийное правительство не в состоянии, а договориться между собой, чтобы сформировать совместное правительство, им достаточно сложно из-за реальных и серьезных разногласий. И вот в этот момент на политическую авансцену в качестве необходимого балансира влияния выступает третья партия. По своей идейно – политической ориентации она, как правило, принадлежит к центристскому сегменту политического спектра. Это означает, что у нее больше общего с каждой из двух крупных партий, и поэтому третья партия может легче преодолеть доктринальные и политические разногласия с любой из двух крупных партий и сформировать с одной из них правительство на коалиционной основе. Поэтому в этой системе третья партия почти всегда увласти, хотя и в качестве младшего партнера коалиции, старшим партнером является одна из двух крупных партий, а вторая уходит в оппозицию. Такая система может функционировать в тех формах государственности, где правительство формируется по итогам парламентских выборови в зависимости от соотношения сил в парламенте, то есть преимущественно в парламентских республиках или парламентских и конституционных монархиях.

 

Лекция ІХ. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ.

Cущность и значение избирательной системы. Данная тема логически связана с темой “Государство” и с темой “Политические партии и политические системы”. Это обусловлено тем, что с одной стороны, основной функцией всякой избирательной системы является то, что она представляет собой своеобразный политический и правовой механизм, при помощи которого является формирование органов государственной власти. С другой же стороны, именно время выборов, периоды избирательных компаний являются своего рода моментом политической истины для деятельности политических партий, одним из кульминационных пиков в их борьбе за политическую и государственную власть. Поэтому именно политические партии выступают в качестве основного субъекта предвыборной борьбы и избирательного процесса в целом. Кроме того, степень эффективности функционирования избирательной системы, ее политические “разрешающие возможности” в значительной степени связаны с действующей в стране политической системой, о чем подробнее будет сказано ниже.

Важнейшая функция избирательного процесса в современном мире состоит в том, что такой значимый для всякой власти, для политического режима и для всякого государства политический и правовой фактор как легитимность, определяется прежде всего и в основном по итогам волеизъявления граждан в ходе голосования в период выборов. Наконец, именно выборы надежнее, чем любые опросы общественного мнения позволяют определить степень, направленность и динамику изменения политических пристрастий населения той или иной страны, являются точным индикатором идейно-политических симпатий и антипатий электората, их приверженности тому или иному политическому курсу или идейно-политической доктрине.

Таким образом, представляется оправданным определение сущностиизбирательнойсистемы как регулируемой законодательством системы юридических правил и процедур, совокупность приемов и способов политической борьбы за власть, которые регламентируют функционирование механизма формирования органов государственной власти и местного самоуправления и обеспечивают необходимую для государства степени легитимности власти.

Типы избирательных систем. В современном мире существуют два основных принципа классификации избирательных систем: по сущностным характеристикам и по форме.

Первый принцип классификации предполагает дифференциацию избирательных систем в зависимости от их принципиальной возможности обеспечить проведение выборов в условиях реальной конкурентности и альтернативности, обеспечить действительно свободное волеизъявление избирателей и корректный подсчет их голосов, обеспечить адекватное этой воле выявление победителей. Если система в принципе позволяет проводить выборы в таком алгоритме, то тогда возможно создание политико – правового поля непредопределенности, незапрограмированности результата выборов, что и создает для избирателей реальную возможность передать мандат власти той политической силе, которую предпочтет большинство проголосовавших. Это будет означать, что сформированная в таких правовых условиях власть будет легитимной, а избирательная система может быть охарактеризована как открытая или демократическая, поскольку в этом случае будет корректно реализован базовый принцип демократии «власть от народа». Общепризнанный международный стандарт такого рода демократических выборов описывается по формуле: всеобщие, равные, прямые, свободные при тайном голосовании.

Прямой противоположностью такой системы является избирательная система, которая обеспечивает действующей власти победу вне зависимости от воли избирателей, создает политическую ситуацию, когда результат выборов заранее предопределен и фактически всем известен. В этом случае справедливым будет говорить уже не столько о выборах и даже не о фальсификации их результатов, сколько об их имитации, своеобразной операции прикрытия, которую проводит власть для того, чтобы заполучить формально благовидные юридические основания для продления своих полномочий, сохранения себя любимой при властном ресурсе. Если выборы фактически проводятся без возможности выбирать, а представляют собой лишь некую формализованную процедуру «легитимации» заранее принятого решения безотносительно воли избирателей, то систему, которая обеспечивает проведение такого рода голосования можно охарактеризовать как закрытую (прежде всего – для народа данной страны), непрозрачную и недемократическую.

Второй классификационный подход предполагает дифференцирование избирательных систем в зависимости от тех формально – объективных принципов и процедур, которые не влияют на сущностные характеристики системы, а структурированы в зависимости от ответов на следующие вопросы: кто выступает в качестве основных субъектов избирательных процессов, каков принцип подсчета голосов, каким образом происходит выявление победителей и распределяются мандаты на власть. В соответствие с такими параметрами в современном мире выделяют два основных типа избирательных систем: мажоритарную и пропорциональную. Каждая из этих систем имеет свои разновидности и варианты реализации. В чем же сущность основных типов избирательных систем, каковы их особенности и характерные черты, основные позитивные и негативные стороны?

Мажоритарная избирательная система ведет свое название от французского слова majorité (большинство), и уже само название этого типа системы в значительной степени проясняет ее сущность: победителем на выборах и, соответственно — обладателем соответствующего мандата становится тот из участников предвыборной борьбы, который получил большинство голосов избирателей, поданных на выборах.

Мажоритарная избирательная система существует в трех основных вариантах:

1) мажоритарная система относительного большинства, когда победителем признается тот кандидат, который сумел получить голосов избирателей больше, чем любой из его соперников;

2) мажоритарная система абсолютного большинства, при которой для победы необходимо набрать более половины поданных на выборах голосов (минимальное количество в этом случае составляет 50% голосов плюс хотя бы 1 голос); при этом для победы в I туре необходимо набирать абсолютное большинство голосов, а, если этого результата не удается добиться ни одному из кандидатов, то тогда проводится II тур голосования, в который выходят уже не все кандидаты, а только те два кандидата, которые набрали в I туре голосования две наибольшие суммы голосов (то есть заняли I-е и II-е места), и тогда во II туре для победы на выборах достаточно получить относительное большинство голосов, то есть набрать голосов больше, чем конкурент.

 

При мажоритарной избирательной системе, как правило, действуют некоторые дополнительные условия. Во-первых, очень часто закон устанавливает минимальный процент участия избирателей в выборах, при котором выборы считаются состоявшимися. Как правило, такой уровень явки может колебаться от 25 до более 50 процентов от количества зарегистрированных в округе избирателей. Однако в некоторых странах ограничительный порог участия избирателей в голосовании не устанавливается вовсе, а выборы признаются состоявшимися при любой явке избирателей. Во-вторых, при мажоритарной системе комбинированного типа для победы во втором туре необходимо не просто набрать голосов больше, чем конкурирующий кандидат, но и получить при этом голосов “за” больше, чем голосов “против”. Это условие привносится в избирательный процесс для того, чтобы претендент на выборную должность не смог бы ее получить при подавляющей негативной реакции избирателей на его кандидатуру.

Подсчет поданных при голосовании голосов избирателей при мажоритарной системе осуществляется, как правило, по одномандатным избирательным округам от каждого из которых может быть избран только один кандидат. Количество таких избирательных одномандатных округов при мажоритарной системе при выборах парламента равно конституционному количеству депутатских мест в данном парламенте. При выборах президента страны таким одномандатным избирательным округом становится вся страна, при выборах высшего должностного лица субъекта федерации (например — губернатора штата) одномандатным округом становится вся территория соответствующего субъекта федерации. Данный принцип подсчета голосов может несколько видоизменятся в зависимости от конкретной страны. Так, например, в США при выборах президента этой страны подсчет голосов избирателей осуществляется не в рамках всей территории США в целом, а по сумме избирательных округов, которыми в данном случае является каждый из 50 штатов США. В некоторых странах Северной Европы при выборах парламента встречается еще одна разновидность мажоритарной системы по принципу относительного большинства, когда выборы проводятся не по одномандатным, а по многомандатным округам, в которых выдвигаются и конкурируют в борьбе за мандаты не отдельные претенденты, а списки кандидатов от политических партий. Впрочем, данные примеры являются скорее редкими исключениями, которые подтверждают общее для мажоритарной избирательной системы правило: подсчет голосов избирателей производится в рамках одномандатного избирательного округа, от которого может быть избран только один кандидат.

К основным достоинствам мажоритарной системы относят следующие ее “разрешающие способности”.

1. Это универсальная система, так как используя ее можно избирать как отдельных представителей (президент, губернатор, мэр), так и коллективные органы государственной власти или местного самоуправления (парламент страны, законодательная ассамблея субъекта федерации, муниципалитет города). Более того, отдельных должностных лиц (представителей) можно избирать только по мажоритарной системе.

2. В силу того, что при мажоритарной системе выдвигаются и конкурируют между собой конкретные лица-кандидаты, она позволяет избирателям учитывать одновременно институциональные и персонифицированные мотивы для голосования. Это означает, что при голосовании за конкретного претендента на выборную должность избиратель может принимать во внимание не только его партийную принадлежность (или отсутствие таковой), политическую программу, приверженность той или иной идейной доктрине, но и учитывать личные качества кандидата: его профессиональную пригодность, репутацию, возраст и состояние здоровья, соответствие нравственным критериям и убеждениям избирателя, даже его внешний вид, манеру одеваться, говорить, семейное положение и т. п. Как показывает опыт и практика политической жизни стран с развитой демократической системой именно последние (персонифицированные) факторы и мотивы голосования очень часто решающим образом на выбор избирателей.

3. В выборах, которые проводятся по мажоритарной системе, могут реально участвовать и побеждать наряду с представителями крупных политических партий представители небольших партий и даже беспартийные независимые кандидаты.

4. Мажоритарная избирательная система позволяет гораздо лучше учитывать различные региональные особенности тех частей страны, в которых компактно проживают те или иные меньшинства (национальные, этнические, религиозные и т. д.)

5. Избранные по одномандатным мажоритарным округам представители получают большую степень независимости от политических партий и партийных лидеров, так как они получают мандат непосредственно от избирателей без промежуточного посредничества партийно-политических организаций. Это позволяет более корректно соблюдать принцип народовластия, в соответствие с которым источником власти должны выступать избиратели, а не партийные структуры. Одновременно при мажоритарной системе избранный представитель становится гораздо ближе к своим избирателям, так как они знают, за кого конкретно они голосуют.

6. Наконец, при мажоритарной системе побеждает тот кандидат, который сумел получить большинство голосов избирателей. И хотя это большинство очень часто бывает весьма относительным, тем не менее этот принцип в основном соответствует цивилизованным представлениям о принципе демократии.

Разумеется, мажоритарная избирательная система, как и любое другое изобретение человека, не является идеальной. Вышеперечисленные ее достоинства реализуются не автоматически, не по факту ее применения, а при “прочих равных условиях” и в очень высокой степени зависимости от “среды применения”, в качестве которой выступает политический режим. Так, например, в условиях тоталитарного политического режима практически ни одно из достоинств этой избирательной системы не может быть реализовано в полной мере, так как в этом случае она лишь выполняет функцию механизма реализации воли политической власти, а не избирателей.

К числу объективных недочетов мажоритарной системы, которые как бы изначально ей присущи, обычно выделяют следующие.

Во-первых, при мажоритарной избирательной системе как бы “пропадают” и не преобразуются во властные полномочия голоса тех избирателей, которые были отданы за непобедивших кандидатов, несмотря на то, что в общей сумме поданных на выборах голосов именно эти “непобедившие” голоса могут составлять весьма значительную часть, а иногда — не намного меньшую, чем голоса определившие победителя, или даже ее превышающие, что возможно при мажоритарной системе по принципу относительного большинства.

Во-вторых, мажоритарную систему справедливо считают более дорогой, финансово затратной системой и из-за возможного второго тура голосования и проведения повторных выборов, и из-за того, что вместо избирательных кампаний нескольких партий, проводится фактически несколько тысяч избирательных кампаний отдельных кандидатов. В качестве своеобразного контрдовода сторонники мажоритарной системы не менее справедливо утверждают, что “все хорошее стоит дорого”, а способы и механизм формирования эффективного и четко контролируемого избирателями государства является не самой лучшей и удачной сферой для экономии.

В-третьих, при мажоритарной системе из-за возможной победы независимых кандидатов, а также кандидатов небольших партий создается гораздо большая вероятность формирования слишком дисперсных, мало структурированных и поэтому плохо управляемых органов власти, эффективность деятельности которых из-за этого существенно снижается. Данный недостаток мажоритарной системы справедлив лишь отчасти. Он действительно может иметь место в странах с плохо структурированной партийной системой и большим количеством политических партий или блоков партий. В этом случае, однако, вероятность формирования неработоспособного парламента будет достаточно велика при любом типе избирательной системы. В то же время при, нормально структурированной партийной системе с небольшим количеством политических партий (двухпартийной, трехпартийной и т. п.) мажоритарная избирательная система вполне позволяет сформировать дееспособный парламент, как это показывает опыт США, Великобритании, ФРГ и ряда других стран.

Наконец, противники мажоритарной системы утверждают, что она якобы создает благоприятные возможности для возрастания роли финансовых спонсоров вопреки конституционным правам избирателей, содействует сосредоточению непропорционально значительного удельного веса и влияния в руках тех, кто в состоянии инвестировать в избирательный процесс. Данный аргумент, впрочем, не выдерживает серьезной критики, поскольку истоки такого рода негативных явлений следует искать не в типе избирательной системы, а в уровне общественного правопорядка и правосознания, уровня материального достатка общества, степени развития политической культуры общества и в ряде других, не имеющих отношения к типу избирательной системы факторов.

Вторым основным типом избирательной системы является пропорциональная система. Уже самое название ее в значительной степени способно прояснить ее суть: депутатские мандаты распределяются прямо пропорционально поданному за ту или иную политическую партию количеству голосов избирателей. Пропорциональная система имеет ряд существенных отличий от описанной выше мажоритарной системы. При пропорциональной системе подсчет голосов избирателей проводится не в рамках одномандатного округа, а по многомандатным округам. При этом в стране может быть только один многомандатный округ, который, по сути, представляет собой вся страна (Нидерланды), либо несколько многомандатных округов, как это характерно для многих стран Европы.

При пропорциональной избирательной системе основными субъектами избирательного процесса являются не отдельные кандидаты, а политические партии, списки кандидатов которых и конкурируют между собой в борьбе за голоса избирателей. Поэтому по пропорциональной системе можно избирать только коллективные органы власти (парламенты, муниципалитеты и т. п.), но не отдельных представителей. При этой системе не существует “привязки” депутатов к конкретным избирателям, а последние не могут знать о том, кого именно они выбирают, голосуя за тот или иной партийный список, т. к. максимальная информация о включенных в партийный список кандидатах ограничен указанием их фамилий, мест работы и рода занятий. В силу этого обстоятельства создаются благоприятные условия для создания своеобразного политико-электорального затемнения, когда массовый избиратель знает только первые 3-5 фамилий лидеров партийного списка, а остальные несколько сотен кандидатов в депутаты могут быть лицами с сомнительным прошлым и настоящим. Кроме того, проголосовав за тот или иной партийный список, избиратель не может быть уверен в том, что фракцию соответствующей партии в парламенте возглавят именно те 3-5 лидеров, которые на выборах символизируют партийный список. Это возможно потому, что при такой системе голосования вакантное место в парламенте заменяется следующим по очереди в партийном списке (это происходит до получения мандата и до начала работы соответствующей сессии парламента).

При пропорциональной системе голосования проводится только один тур выборов, при ней невозможно участие беспартийных независимых кандидатов и существенно затруднена реальная борьба за власть небольших политических партий или партий, представляющих региональные, национальные, конфессиональные интересы. При такой системе очень часто вводится своеобразный “барьер проходимости”, который обычно составляет 4-5 процентов от количества поданных в общенациональном масштабе голосов избирателей. Более мелкие и хуже организованные партии чаще всего не в состоянии преодолеть этот барьер и поэтому не могут рассчитывать на депутатские места. При этом поданные за эти партии голоса избирателей (а соответственно — стоящие за этими голосами депутатские мандаты) перераспределяются в пользу тех партий, которые сумели набрать проходной балл и могут рассчитывать на депутатские мандаты. Львиная доля этих “перераспределенных” голосов достаются тем партиям, которые сумели получить две наибольшие суммы голосов. Именно поэтому в пропорциональной системе голосования преимущественно заинтересованы прежде всего так называемые “массовые” (они же централизованные и мировоззренческие партии), которые делают упор не на привлекательность ярких личностей (что необходимо для мажоритарных одномандатных округов), а на массовую поддержку своих дисциплинированных членов и сторонников, хорошо отлаженную и организованную партийную машину в центре и на местах, на готовность своего электората голосовать не по персонифицированным, а по доктринальным, идейно-политическим мотивам.

Избрание по партийным спискам по пропорциональной системе обычно требует значительно меньших (во всяком случае формально продекларированных расходов), но “зато” в этом случае между народным представителем (депутатом) и самим народом (избирателями) появляется фигура своеобразного политического посредника в лице партийного лидера, с мнением которого “списочный” депутат вынужден считаться в гораздо большей степени, чем депутат от мажоритарного округа.

Существует также еще и смешанная или мажоритарно-пропорциональная система, которая, однако, не представляет собой отдельный, самостоятельный тип избирательной системы, а характеризуется механическим объединением, параллельным действием двух основных систем. Функционирование такой избирательной системы вызвано, как правило, политическим компромиссом между партиями, которые заинтересованы в основном в мажоритарной системе, и теми партиями, которые предпочитают чисто пропорциональную систему. В этом случае конституционно обозначенное количество парламентских мандатов делится в определенной пропорции (чаще всего 1:1) между мажоритарной и пропорциональной системой их завоевания. При таком отношении количество одномандатных округов в стране равняется половине мандатов в парламенте, а оставшаяся половина мандатов разыгрывается по пропорциональной системе в одном многомандатном округе. Каждый избиратель при этом голосует и за конкретного кандидата по своему одномандатному избирательному округу, и за список одной из политических партий по общенациональному избирательному округу.

В заключение следует отметить, что функционирование любого типа избирательной системы и избирательного процесса в целом в любой стране детально и жестко регламентируется законодательством применительно к каждому из основных этапов этого важнейшего события в жизни всякого общества: выдвижение кандидатов, регистрация кандидатов, ведение предвыборной борьбы и агитации, процедура голосования, методика подсчета голосов, система контроля за голосованием, методика распределения мандатов, процедура объявления официальных итогов выборов. Отдельными законами (или разделами законов о выборах) регламентируется финансирование избирательных кампаний: источники финансирования, субъекты и объекты финансирования, объемы финансирования, лимиты и способы финансирования, система контроля за финансированием выборов.

Существует определенная связь между формой государственной власти (формой правления) и типом избирательной системы. Так, в республиках президентского типа или смешанного (президентско-парламентского типа) в стране обязательно будет функционировать мажоритарная система для выборов главы государства (или глав субъектов федерации) и (чаще всего) мажоритарная или мажоритарно-пропорциональная система для формирования парламента. В республиках же парламентского типа (или конституционных монархиях) как правило, можно встретить пропорциональную систему.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.