Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приемная семья как форма устройства детей-сирот




Общеизвестно, что ребенку для полного и гармоничного развития необходимо расти в семейном окружении, атмосфере счастья, любви и понимания. Каждый ребенок в нашей стране имеет право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Право ребенка жить и воспитываться в семье может быть реализовано в объеме и на уровне, благоприятном для развития его личности, в двух случаях: если сохраняется благополучная кровная семья и, если в соответствии с законодательно закрепленными социальными стандартами создается новая, замещающая ее, семья [6, с.5].

В России существует несколько форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Наиболее подробно законодательно описанными на федеральном уровне являются три основных формы устройства детей: усыновление, опека (попечительство), приемная семья [4; 23]. Кроме того, существуют и другие формы: гостевая семья («семья выходного дня»), патронатное воспитание и детский дом семейного типа. Они также имеют юридическое оформление, но оно менее детализировано. Семейные формы устройства детей являются наиболее предпочтительными, поскольку дают ребенку возможность получить положительный опыт семейной жизни, пройти внутрисемейный процесс социализации.

Приемную семью необходимо четко отличать от других семейных групп, выполняющих аналогичную функцию: опекунской семьи, семьи-усыновителя, семейного детского дома.

Опекунская семья, как правило, предполагает родственные связи ребенка (прямые или косвенные) с опекунами, выбор которых производится органами опеки и попечительства на основании решения суда. Опекун осуществляет контроль за сохранением и использованием имеющегося у несовершенно­летнего ребенка движимого и недвижимого имущества, а также оказывает в случае необходимости помощь советом и прямым действием для защиты прав опекаемого. Опекун не имеет права распоряжаться имуществом ребенка в своих личных целях, а лишь выполняет контрольную функцию для сохранения матери­альных ценностей опекаемого вплоть до его совершеннолетия [22].

Семья усыновителей, по существу, является новой юриди­ческой и фактической семьей ребенка, в которой усыновленный обретает статус родного, кровного ребенка, получает фамилию усыновителей и зачастую новое имя. Все права и обязанности усыновленного ребенка приравниваются к правам и обязаннос­тям родных детей в семье [22].

Есть также определенная разница между пребыванием детей в приемной семье и в семейном детском доме. Главное отличие состоит в том, что семейный детский дом предназначен для детей-сирот и детей-социальных сирот, т.е. имеющих биологи­ческих родителей, которые лишены своих родительских прав. Таким образом, в семейном детском доме пребывание детей обусловлено отсутствием контактов с биологическими родите­лями. Вместе с тем специалисты (психологи, педагоги, практи­ческие работники) сходятся во мнении, что полный отрыв детей от своих кровных родителей — процедура крайне нежелатель­ная [22].

В отличие от семейного детского дома, приемная семья запрограммирована на сохранение и поддержание контактов ребенка с биологическими родителями, что в полной мере соответствует основному направлению политики в области под­держки и защиты детства, которое заключается в сохранении семьи для ребенка [ 22].

Структура и существование приемной семьи устанавливается законодательными актами. В соответствии с п.1-3 «Правил создания приемной семьи…», граждане (супруги или отдельные лица, не состоя­щие в браке), взявшие на воспитание не менее восьми детей, именуются родителями-воспитателями; дети, передаваемые на воспитание в при­емную семью, именуются приемными детьми [19]. Дети находятся на полном государственном обеспечении, родители-воспитатели получа­ют денежное пособие. Работа приемных родителей включается в их тру­довой стаж. В семейных детских домах создаются условия, приближен­ные к нормальной семейной жизни.

В приемных семьях воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники пользуются льготами воспитанников детских домов. Постановление об образовании семейного детского дома принимается местным органом исполнительной власти по пре­доставлению органов опеки и попечительства. Направление в семей­ный детский дом осуществляют органы народного образования на основании решения местной администрации. В настоящее время все семейные детские дома в Российской Федерации переводятся в статус «приемная семья» и заключают с местными органами власти специ­альный договор [19].

В России к началу 2014 года насчитывалось 3576 приемных семей, в которых воспитывалось более 17,7 тысяч детей [30]. Однако в последние годы из-за сложной социально-экономической ситуации в стране их число заметно сокращается, а новые почти не создаются.

Временная приемная семья – форма устройства ребенка, когда его на время помещают в семью до разрешения проблем или до определе­ния дальнейшей судьбы [33, с.121]. Временную приемную семью отличает от опе­кунской или семьи усыновителя прежде всего то, что это семья профес­сиональных специалистов: психологов, педагогов, медиков, социальных педагогов. Если обратиться к зарубежному опыту, то можно выделить несколько ее признаков: наличие у родителей определенной профессио­нальной квалификации, соответствующей психолого-педагогической подготовки; оплата услуг деятельности такой семьи; время нахождения ребенка в семье учитывается в качестве рабочего стажа приемных ро­дителей; работа приемных родителей происходит в их собственном доме [33, с.122].

Фостеровская (замещающая) семья — новое явление для нашего общества. Как правило, деятельность такой приемной семьи необходи­ма тогда, когда дети в срочном порядке изымаются из родной семьи в силу различных обстоятельств, таких как кризисная ситуация в семье, болезнь или смерть родителей и др. Временная приемная семья как форма защиты детства является чрезвычайно распространенной в ряде развитых стран, например в Швеции [33, с.122]. В России временная приемная семья пока не нашла повсеместного внедрения и распространения, это связано с экономическими, социальными и политическими проблема­ми переходного периода нашей страны. Жизненный уровень большей части населения России настолько низок, что зачастую речь идет о вы­живании семьи, и только в редких, исключительных случаях семьи могут брать на себя функции временной приемной семьи.

Деятельность приемной семьи предполагает пребывание ребенка в ней до решения его дальнейшей судьбы: возвращения в родную семью, на­правления в детский дом, интернат или другое учреждение [33, с.122]. При возвращении ребенка в родную семью предполагается устране­ние тех условий, при которых он был оттуда изъят: лечение родителей, реабилитация кризисной семьи и др. Нахождение ребенка в такой при­емной семье может колебаться от одного месяца до нескольких лет в зависимости от степени неблагополучия родной семьи. Кратковре­менное нахождение означает необходимость срочной помощи в случае кризисной обстановки в родной семье, неожиданной потере родителей и других обстоятельств. Длительное нахождение ребенка в приемной семье может быть обусловлено длительным процессом реабилитации родной семьи ребенка или какими-либо другими причинами. Учитывая сложность контингента детей, поступающих во временную приемную семью (социальная запущенность, болезни, физические или психичес­кие недостатки), в ней должны создаваться особые условия для нор­мального развития ребенка: комфортная психологическая обстановка, заботливое внимательное отношение, позволяющие ребенку выйти из стресса в связи с разлукой с родными или пережитой сложной ситуаци­ей. Основная цель такой семьи — поддержание контактов с биологичес­кими родителями и возвращение ребенка в родную семью. Если послед­нее невозможно, тогда он находится в приемной семье до тех пор, пока не состоится решение суда в отношении дальнейшей его судьбы. Факти­чески замещающая приемная семья выполняет функции «скорой помощи» в случае возникновения в биологической семье каких-либо кри­зисных условий [33, с.124].

В Российской Федерации правовым основанием возникновения приемной семьи, ее деятельности служат ст. 151-155 Семейного кодек­са РФ [23], которые конкретизируются «Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье» (утверждены Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 года № 423) [19], федеральным законом «Об опеке и попечительстве» (принят Гос.Думой 11 апреля 2008 года, № 48-ФЗ) [17] и рядом других документов.

С одной стороны, приемная семья обладает всеми признаками се­мьи как таковой, ибо это общность совместно проживающих лиц, объ­единенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством [23], с другой — в контексте соответствующих статей Се­мейного кодекса РФ она имеет свои, лишь ей присущие особенности, отличающие ее от усыновления, опеки (попечительства):

­ приемная семья основывается на договоре, который заключается в письменной форме по просьбе лиц, желающих воспитывать ребенка в своей семье. Сторонами в данном договоре являются эти лица и орга­ны опеки и попечительства;

­ лица (лицо), заключающие договор, именуются родителями-вос­питателями. Ими могут стать бездетные супруги или те, у кого есть соб­ственные дети — как взрослые, так и несовершеннолетние;

­ труд родителей-воспитателей в приемной семье оплачивается в зависимости от количества взятых на воспитание детей в соответствии с законами субъектов Российской Федерации; повышенную оплату име­ют взявшие на воспитание малолетних детей, детей-инвалидов, а также больного ребенка;

­ воспитанникам приемных семей ежемесячно выплачиваются де­нежные средства на их содержание за счет бюджетных средств органов местного самоуправления соответственно фактически сложившимся в данном регионе ценам;

­ приемная семья пользуется различного рода льготами в соот­ветствии с решениями, принимаемыми органами местного само­управления [20, с.19].

Поскольку главное назначение приемной семьи — удовлетворение права ребенка жить и воспитываться в семье, Семейный кодекс РФ и «Правила создания приемной семьи…» много внимания уделяют созданию пра­вовых предпосылок физического, психического, нравственного разви­тия ее воспитанников.

В Семейном кодексе РФ не содержится никаких предписаний отно­сительно количества детей, принимаемых в приемную семью. А соглас­но п. 3 «Правил создания приемной семьи…», их число не должно превышать восьми человек, включая родных и усыновленных, так как в противном случае решение педагогических задач родителями-воспитателями ста­нет затруднительным, а то и просто невозможным [19]. Тем более что в приемную семью чаще всего попадают дети больные, ослабленные, име­ющие серьезные дефекты развития.

Чтобы приемная семья была способна выполнять свои функции, ст. 153 Семейного кодекса РФ закрепляет основные признаки приемных родителей. Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка [23]. Они являются законными представителями приемного ребенка (ребенка находящегося под опекой (попечительством) защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий (п.4 «Правил создания приемной семьи…»). Их права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка (детей) [19].

Серьезными гарантиями обеспечения интересов ребенка в прием­ной семье служат также правила, предусматривающие:

­ представление лицами, желающими стать приемными родителя­ми, документов, подтверждающих наличие у них, во-первых, условий для семейного воспитания приемных детей и, во-вторых, медицинского заключения, выдаваемого после освидетельствования кандидата в прием­ные родители;

­ знакомство будущего приемного родителя с ребенком, подлежа­щим передаче в приемную семью;

­ получение будущими приемными родителями достоверной ин­формации о несовершеннолетнем, которого они хотят взять на воспита­ние; одним из ее источников служит медицинское заключение о состоя­нии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка;

­ согласие ребенка, достигшего 10 лет, на передачу его в приемную семью [17].

Все сведения, характеризующие потенциальные возможности приемного родителя как воспитателя, позволяют заключить договор о передаче несовершеннолетнего в семью, способную обеспечить его ин­тересы. А достоверная и полная информация о ребенке позволит при­емным родителям выбрать в последующем наиболее подходящие мето­ды и способы семейного воспитания.

После заключения договора о передаче ребенка в приемную семью возникают:

­ права и обязанности приемных родителей. Согласно п. 2 ст. 153 Семейного кодекса РФ, эти права и обязанности полностью совпадают с правами и обязанностями опекуна (попечителя). Кроме того, прием­ные родители становятся обладателями прав и обязанностей, преду­смотренных в каждом конкретном случае при заключении договора;

­ права воспитанника в приемной семье. По своему содержанию они совпадают с правами, принадлежащими каждому ребенку в соот­ветствии со ст. 54-57 Семейного кодекса РФ. Т.е. воспитанник имеет право жить и воспитываться в семье, на общение с родителями и другими родственниками, на защиту, выражать свое мнение. Что касается его имуще­ственных прав, то эти права тождественны перечисленным в ст. 60. [23].

Таким образом, все стороны приемной семьи как социального явления жестко регламентируется нормативными актами – Семейным кодексом, Постановлениями Правительства, федеральными законами. Эти документы определяют порядок образования, взаимоотношения родителей и детей, их права и обязанности.

 

1.2 Толкование термина «приемная семья»

Приемная семья — новое явление в российской действительности. Однако эта форма семейного воспитания детей-сирот в последние годы уверенно занимает второе место после опеки (попечительства) [30].

В течение последнего десятилетия XX века в Российской Федерации стала возрождаться практика передачи детей, утративших родительское попечение, на воспитание в семьи, первоначально созданных в виде дет­ских домов семейного типа, в том числе на основе крестьянских (фер­мерских) хозяйств. В конце 1980-х-начале 1990-х годов около 400 рос­сийских семей из разных регионов страны по собственной инициативе приняли на воспитание более 2,5 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако окончательно вопрос об образовании приемных семей и их правовом статусе был решен только с принятием Семейного кодекса РФ в 1995 году. В ст. 123 СК определено, что приемная семья является одной из форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей [23].

В настоящее время в научной литературе отсутствует единое общепризнанное опре­деление термина «приемная семья», междисциплинарный характер которого предполагает разность его толкований. Так, педагоги А. И. Довгалевская [7] и Т. А. Куликова [10] определяют приемную семью как семью, образованную в результате принятия на воспитание ребенка, лишивше­гося родительского попечения. Педагоги И. Ф. Дементьева [6] и Л. Я. Олиференко [5] под приемной семьей понимают социальный институт, который обес­печивает воспитание детей, изъятых из кризисных семей по причине угрозы их здоровья и жизни [5,с.24 ]; психолог О. В. Заводилкина [8] и педагог Н. П. Иванова [8] обозначают этим термином одну из форм устройства детей, оставшиеся без попечения родителей, на воспитание в семьи [8, с.12].

Педагогический энциклопедический словарь Б.М. Бим-Бада предлагает следующую трактовку термина: приемная семья — одна из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в воспитательных и лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты и др. [2, с.215]

В энциклопедическом словаре экономики и права дается следующее определение: приемная семья - в соответствии с семейным правом РФ - одна из форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей [36, с.317].

Юридический словарь определяет приемную семью (англ. foster family) как правовой институт в семейном законодательстве РФ [3, с.595].

Философский энциклопедический словарь дает следующие определение приемной семьи: объединение людей с целью устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, связанное юридической, хозяйственно-бытовой общностью и взаимной ответственностью; первичная институционализируемая социальная форма совместной жизни приемных родителей и их воспитанников [31, с.332].

Социологическая энциклопедия предлагает называть приемной семьей объединение людей с целью устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью [28, с.432].

В психологической энциклопедии приемная семья трактуется как группа людей с близкими социальными или личными связями, даже если между ними нет никаких кровных связей [21, с.656].

В «Словаре терминов по теории социальной работы» приемная семья определяется как малая группа, создаваемая в целях воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [14, с.221].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 10690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.