Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методическое обеспечение




СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 

по дисциплине Теория международных отношений

для очной формы обучения 2 курс 3 семестр

 

 

Рабочую программу осуществляет:   Лекции:доцент Шонин Н.Е.   Практические занятия:доцент Шонин Н.Е   Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 4   Учебных часов - 144 лекций - 26, практических занятий - 24 КСР - 4 самостоятельная работа студентов - 54

 

 

  № П№ п/п Тема и содержание Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа) Количество часов аудиторной работы Основная и дополнительная литература, рекомендуемая обучающимся (номера из списка) Задания по самостоятельной работе с указанием литературы, номеров задач Количество часов самостоятельной работы Формы контроля самостоятельной работы (коллоквиумы, контрольные работы, тесты и т.п.)
               
                Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3) проверка контрольных работ Форма промежуточной аттестации – экзамен
  Тема 1. Объект и предмет теории международных отношений 1. Объект и предмет теории международных отношений. Место ТМО среди других общественных наук. 2. Соотношение понятий «мировая политика», «международная политика», «внешняя политика», «международные отношения». 3.Международные отношения как особая сфера общественной жизни. Исторический характер их возникновения и развития. Понятие МО. 4. Специфика характера и природы МО, их отличие от внутриобщественных отношений. Взгляды представителей политического реализма, либерализма и неомарксизма на природу МО. 5. Понятие анархии и суверенитета. Взгляды Ж. Бодена. 6.Основные закономерности международных отношений.   лек/пз 2/2 Основная литература: 1, 2, 3. Дополнительная литература: а) 20,21; в) 2, 7, 16, 17, 27, 30. 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;     Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3)Подготовка к контрольной работе
  Тема 2. Участники международных отношений 1. Участники – субъекты – акторы. Точки зрения Ф. Брайара и М. Джалили, М. Мортона, Б. Рассета и Х. Старра на суть этих понятий. Личности как международные акторы. 2. Классификация международных акторов по признаку государственности. Взгляды М. Каплана, М. Мерля, Ф. Брайара и М.Джалили, Дж. Розенау. Характерные черты международных организаций по Ш. Зоргбибу. 3. Сущность и роль государства как участника международных отношений. 4. Межправительственные организации (МПО / IGO), их классификация по П.А. Цыганкову. 5. Негосударственные участники международных отношений. 6. Международные неправительственные организации (МНПО / INGO), их классификация. Ph. Braillard @ M/ Djalilivs. Ch. Zorgbibe. 8. Парадокс участия.   лек/пз 2/2 Основная литература: 1, 2, 3. Дополнительная литература: а) 1; в) 16, 20, 30. 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;     Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3)Подготовка к контрольной работе.
  Тема 3. Цели, средства и стратегии участников международных отношений 1. Содержание понятий «цели» и «средства». 2. Стратегия как единство целей и средств. Общее представление о стратегии. Большая стратегия. 3. Стратегии урегулирования кризисов. Стратегии мира. 4. Национальная и военная стратегия. Роль доктрин в международных отношениях. 5. Сила и насилие в составе целей и средств.   лек/пз 2/2 Основная литература: 1, 2, 3. Дополнительная литература: а) 1, 7, 8, 9, 10; 20, 21, 23; в) 17, 30.   1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;     Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3)Подготовка к контрольной работе.  
  Тема 4. Методология и методы теории международных отношений 1. Проблема метода в теории международных отношений. Классический и модернистский подходы в исследовании МО. 2. Методы анализа ситуации: наблюдение, изучение документов, сравнение. 3. Экспликативные методы: контент-анализ, ивент-анализ, когнитивное картирование, эксперимент (имитационные игры). 4. Прогностические методы: дельфийский метод, построение сценариев, системный подход, моделирование. 5. Анализ процесса принятия решений   лек/пз 2/2 Основная литература: 1, 2, 3. Дополнительная литература: в) 2, 5, 8, 17, 30.     1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;     Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3)Подготовка к контрольной работе  
  Тема 5. Система международных отношений 1. История введения системного подхода в исследования международных отношений. Роль русских ученых в разработке системной теории (А.А. Богданов). 2. Основные понятия системной теории (структура, элементы, среда и т.д.). 3. Особенности среды международных отношений. Проблема энвайронмента и контекста. Экологическая триада Г. и М. Спроут. 4. Общие и специфические особенности международных отношений и международных систем. 5. Исторические системы международных отношений (Вестфальская и т.д.). 6. Типы и структуры международных систем. Типологии М. Николсона и М. Каплана. 7. Законы функционирования и трансформации международных систем.   лек/пз 2/2 Основная литература: 1, 2, 3. Дополнительная литература: в) 8, 17, 30.   1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;     Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3) Контрольная работа  
  Тема 6. Национальные интересы и национальная безопасность 1.Понятие национальных интересов как условий существования и идентичности социальных систем. Социальная обусловленность и историчность национальных интересов, их зависимость от уровня самосознания общества. Место базовых ценностей общества и групповых интересов в формировании национальных интересов. 2. Содержание национальных интересов: жизненно важные, важные, второстепенные, постоянные и временные, общие и специфические, совпадающие и конфликтующие интересы. Факторы, влияющие на ошибки в оценке национальных интересов. 3. Механизм оценки и согласования национальных интересов других стран. Роль национальных интересов в разработке стратегии и тактики внешней политики. 4. Национальная безопасность как внешнеполитические решения и действия, направленные на защиту жизненно важных интересов от внешних угроз. Ранжирование угроз. 5. Содержание и составные части Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г.   лек/пз   Основная литература: 1, 2, 3. Дополнительная литература: а) 1, 7, 12, 13, 20 – 23; в) 10, 11, 14, 15, 17, 20, 21-22, 27, 30.     1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;     Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3)Подготовка к контрольной работе  
  Тема 7. Безопасность в международных отношениях 1.Соотношение национальной и международной безопасности, стабильности и безопасности в системе международных отношений. Содержание международной безопасности. Уровни международной безопасности: индивидуальный, групповой, национальный, международный. Основные аспекты международной безопасности: военные, политические, экономические, социальные, экологические, идеологические, культурные, религиозные и др. 2. Средства обеспечения международной безопасности. Принуждение: политика с позиции силы, устранение, военно-блоковая политика, гонка вооружений. Согласование: переговоры, посредничество, меры доверия, механизм инспекций, контроля и координации, разоружение, конверсия Средства обеспечения международной безопасности. Принуждение: политика с позиции силы, устранение, военно-блоковая политика, гонка вооружений. Согласование: переговоры, посредничество, меры доверия, механизм инспекций, контроля и координации, разоружение, конверсия. 3. Роль международных организаций в укреплении международной безопасности. Коллективная безопасность. 4.Характеристика основных систем международной безопасности на общемировом и региональном уровнях   лек/пз 2/2 Основная литература: 1, 2, 3. Дополнительная литература:: а) 1, 7 – 13; в) 10, 13, 14, 15, 17, 25, 30.     1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;     Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3)Подготовка к контрольной работе  
  Тема 8. Проблема правового регулирования международных отношений 1.Мораль, право и политика как регуляторы международных отношений: их взаимодействие, общее и особенное. 2.Исторические формы и особенности регулятивной роли международного права. 3. Международное право как социальный институт. Особенности современного международного права и его основные принципы. Международное право как социальный институт. Особенности современного международного права и его основные принципы. 4. Право прав человека и международное гуманитарное право. Концепция гуманитарного вмешательства Право прав человека и международное гуманитарное право. Концепция гуманитарного вмешательства.   лек/пз 2/2 Основная литература: 1, 2, 3. Дополнительная литература: а) 1, 4, 6, 12, 25; в) 6, 9, 17, 30.     1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;     Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3) Контрольная работа  
  Тема 9. Международные отношения в истории социально-политической мысли 1.Характер международных отношений и их регулирование в довестфальскую эпоху. 2. Место силы, права и морали во взглядах Фукидида (471 – 401 до н.э.). 3.Т. Гоббс (1588 – 1679): война как естественное состояние человеческих взаимоотношений. 4.Теория политического равновесия:) Эммерих фон Ваттель. (1714 – 1767) 5.Взгляды К. фон Клаузевица (1780 – 1831). 6.Формированиелиберально-идеалистической традиции в трудах Франсиско де Витториа, Гуго Гроция и Иммануэля Канта. 7.Международные отношения в классическом марксизме.   лек/пз 2/2 Основная литература: 1, 2, 3. Дополнительная литература: в) 3, 7, 30.   1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;     Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3)Подготовка к контрольной работе    
  Тема 10. «Большие споры» в теории международных отношений 1. Первый «большой спор»: дискуссия между школами политического реализма и идеалистического либерализма по ключевым вопросам теории международных отношений. а) Первый «большой спор»: обзор разногласий по поводу акторов, природы МО, целей, средств, процессов и будущего международных отношений. б)«Политические отношения между нациями: борьба за власть и мир» Г. Моргентау (1961 г.) – завершение первого «большого спора». Шесть принципов политического реализма. 2. Второй «большой спор»: полемика между «традиционалистами» и «модернистами» по поводу методов исследования международных отношений. Общий обзор проблематики. 3. Третий «большой спор»: интернациональные или транснациональные отношения? Общий обзор проблематики. Транснационализм в ТМО: вклад Дж. С. Ная-мл. и Р. Киохейна.   лк/пз 2/2 Основная литература: 1, 2, 3. Дополнительная литература: в) 1, 17, 30.   1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;     Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3) Контрольная работа
  Тема 11. Либерализм и неолиберализм 1. Четырнадцать принципов президента В. Вильсона и взлет популярности либерализма в начале ХХ века. 2. Основные положения классического либерализма. 3. Возрождение либерально-идеалистической парадигмы по окончанию «холодной войны». Неолиберализм. 4. Течения внутри неолиберализма. 5. Транснационализм в ТМО: вклад Дж. Ная-мл. и Роберта О. Киохейна. лк/пз 2/2 Основная литература: 1, 2, 3. Дополнительная литература: в) 1, 17, 30.     1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;     Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3)Подготовка к контрольной работе
  Тема 12. Политический реализм и неореализм 1. Становление политического реализма, его общая характеристика. 2.А. Уолферс о взаимодействии государств. 3.Г. Моргентау: шесть принципов политического реализма. 4.Realpolitik и Geopolitik как направления политического реализма. 5.Неореализм как современный вариант политического реализма. К. Уолц. 6.Эндрю Линклейтер: неореализм в теории и на практике. лк/пз 2/2 Основная литература: 1, 2, 3. Дополнительная литература: в) 1, 17, 30.   1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;     Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3)Подготовка к контрольной работе
  Тема 13: Неомарксизм и постмодернистские подходы в международных исследованиях 1. Неомарксизм: общая характеристика. 2. Основные течения в неомарксизме (по М. Лебедевой). 3. Сравнение основных положений неоканонических парадигм (по П. Цыганкову). 4. Постмодернистские течения (критическая теория, конструктивизм, феминизм). 5. Социология международных отношений. лк/пз 2/2 Основная литература: 1, 2, 3. Дополнительная литература: в) 1, 17, 29, 30.   1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;     Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3) Контрольная работа

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.