Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регламент проведения квалификационных испытаний в письменной форме для педагогов дополнительного образования детей




Исходные позиции для оценки уровня квалификации педагога дополнительного образования: базовые принципы, отличительные особенности дополнительного образования детей, специфика профессиональной деятельности ПДО, базовые профессиональные компетентности

Соответствия занимаемой должности

Методика проведения квалификационных испытаний в письменной форме для педагогов дополнительного образования детей

как процедуры аттестации с целью подтверждения

 

Автор-составитель

канд. пед. наук

Ярмакеева С.А.

 

Методика проведения квалификационных испытаний в письменной форме как процедуры аттестации педагогов дополнительного образования детей (ПДО) с целью подтверждения соответствия занимаемой должности (далее - квалификационные испытания) составлена с учетом положений:

- порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобрнауки Российской Федерации от 24 марта 2010 года № 209 (зарегистрирован в Минюсте России 26 апреля 2010 г., регистр. № 16999),

- приказа МО и Н РТ от 29.12.2010г. № 5016/10 «О введении в действие Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ»;

- приказа Минздравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. 671н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

 

Методика составлена в соответствии с Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей (УДО), основными позициями, касающимися модернизации системы дополнительного образования детей, представленными в проекте федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (2010г.), учитывает методические рекомендации разработчиков проекта «Апробация и внедрение разработанных подходов к проведению аттестации педагогических работников образовательных учреждений на региональном уровне в условиях внедрения нового Порядка аттестации» (Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. – М., 2010.- 174 с.), а также методики проведения квалификационных испытаний в письменной форме для педагогов дополнительного образования детей, разработанной в ГОУ ВПО «Набережночелнинский государственный педагогический институт».

 

Предлагаемая методика проведения квалификационных испытаний для педагогов дополнительного образования детей основывается на отличительных особенностях данного типа образования, к числу которых относится следующее [См. проект федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (2010 г.) выдержки ]:

 

Статья 145. Дополнительное образование

 

1. Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, а также организацию их свободного времени.

Дополнительное образование детей также обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе, их профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку одаренных и талантливых детей.

2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на:

1) дополнительные общеобразовательные программы для детей;

2) дополнительные общеобразовательные программы для взрослых.

Дополнительные общеобразовательные программы для детей могут быть общеразвивающими и предпрофессиональными.

 

3. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются образовательными организациями дополнительного образования, а также иными образовательными организациями.

 

Статья 147. Реализация дополнительных общеобразовательных программ для детей.

 

2. Осуществление образовательного процесса в образовательных организациях дополнительного образования детей регламентируется дополнительной общеобразовательной программой для детей, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой такими организациями самостоятельно с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных организаций, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций.

Содержание дополнительной общеобразовательной программы для детей должно соответствовать достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов; соответствующему уровню образования обучающихся (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему общему образованию) и направленности реализуемых дополнительных общеобразовательных программ для детей.

 

4. Образовательный процесс при реализации дополнительных общеразвивающих программ для детей осуществляется в объединениях по интересам или индивидуально. С обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может проводиться индивидуальная работа на дому.

Объединение по интересам создается из числа детей на основе общего интереса к конкретному направлению деятельности. К объединениям по интересам относятся кружок, клуб, секция, студия, мастерская, лаборатория, оркестр, хор, ансамбль, театр, школа юных, научное общество учащихся и иные.

Объединения по интересам могут быть одновозрастными и разновозрастными. Численный состав объединения и продолжительность занятий в нем определяются уставом образовательной организации дополнительного образования детей.

Обучающийся может участвовать в нескольких объединениях по интересам.

Основной формой организации образовательного процесса при реализации дополнительных общеразвивающих программ для детей является занятие (урок).

 

Таким образом, самой отличительной чертой организации образовательного процесса в системе дополнительного образования детей является его авторская природа, обусловленная правом учреждения и педагога самостоятельно разрабатывать образовательную программу в условиях отсутствия общих образовательных стандартов.

Кроме того, для дополнительного образования детей характерна

· вариативность образовательного процесса,

· его ориентация на индивидуальные интересы, потребности и способности ребенка,

· добровольный выбор ребенком сфер образовательной и досуговой деятельности,

· практико-деятельностная направленность образовательного процесса.

 

Специфика системы дополнительного образования детей обуславливает специфику профессиональной деятельности педагога, заключающуюся в многоаспектности, полиструктурности, совмещении различных видов деятельности, творческом характере взаимоотношений, создании особых условий для развития творческого потенциала каждого ребенка.

Отсутствие общих стандартов к определению содержания предметных областей, форм и методов обучения и воспитания, качеству конечных результатов деятельности актуализирует проектировочную деятельность педагога дополнительного образования (ПДО): он сам должен определять цели и задачи, методику обучения по своему предмету, границы осваиваемого содержания, сроки обучения, ожидаемые результаты и формы контроля знаний и умений, формы взаимодействия с учащимися, т.е. выступать субъектом педагогического проектирования.

Педагог дополнительного образования детей находится в ситуации непрерывного оперативного проектирования индивидуально-личностного развития учащихся в разнообразных видах и формах деятельности.

 

В связи с этим представляется вполне обоснованным проведение квалификационных испытаний для педагога дополнительного образования в письменной форме – создании проекта учебного занятия, так как оно способствует анализу именно проектировочной функции профессиональной деятельности ПДО, предопределяющей успешность выполнения других профессиональных функций – обучающей, воспитательной, организаторской, организационно-коммуникативной, коррекционной, культурно-досуговой и др., так как она развивает модельные представления о содержании и формах предстоящей деятельности.

Кроме того, письменная работа в форме составления конспекта занятия позволяет оценить большинство из выполняемых педагогом профессиональных функций, которые отражают специфику его профессиональной деятельности.

 

В оценке соответствия педагога занимаемой должности предложен компетентностный подход, рассматривающий профессиональную деятельность с точки зрения сформированности специальных профессиональных компетентностей.

 

Под компетентностью, в данном случае понимается системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

 

К числу важнейших для педагога дополнительного образования компетентностей – исходя из особенностей дополнительного образования детей – можно отнести:

- собственно проектировочную компетентность, которая понимается как интегративное профессионально-личностное качество педагога, представляющее собой особым образом структурированную систему знаний, умений, ценностей и мотивов, определяющих его способность к авторскому проектированию личностного развития учащихся, а также системы вероятностно-вариативных образовательных средств, обеспечивающих такое развитие в рамках той или иной предметной области дополнительного образования детей;

- психологическую компетентность – совокупность специальных знаний и умений педагога, обеспечивающая эффективность его взаимодействия с учащимися в системе межличностных отношений в процессе решения задач образования и воспитания. В состав психологической компетентности входит умение ориентироваться в учебных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия;

- предметную компетентность – профессионально-личностное качество педагога, включающее глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога, умения сочетать теоретические знания с видением их практического применения, что является предпосылкой установления личностной значимости учения;

- методическую компетентность – совокупность знаний и умений педагога адекватно подбирать приемы и методы обучения, адаптировать технологии преподавания (воспитания) к возрастным особенностям обучающихся (воспитанников), уровню их подготовленности, их интересов, варьировать выбор методов с учетом конкретных условий осуществления образовательного процесса с целью повышения его эффективности;

- диагностическую компетентность – совокупность знаний в области системной диагностики и умений их применения для анализа и оценки качества образования (на уровне учебного предмета или объединения), владение умением выявлять исходный уровень развития учащихся, оценивать индивидуальный опыт и возможности его дальнейшего обогащения, отслеживать результативность образовательной деятельности.

 

Анализ данных видов компетентностей ПДО позволит экспертам составить квалифицированное суждение о профессиональной квалификации педагога, его соответствии занимаемой должности, т.к. содержание вышеперечисленных компетентностей полностью соответствует требованиям к педагогическим работникам, изложенным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих

Предлагаемая разработка содержит примерный Регламент проведения квалификационных испытаний в письменной форме для педагогов дополнительного образования детей, схему написания конспекта занятия, образец экспертного листа выявления уровня квалификации педагогических работников для установления соответствия занимаемой должности.

 

 

Основной процедурой при проведении аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности являются квалификационные испытания в письменной форме.

Средством проверки профессиональной компетенции педагога дополнительного образования является составленный им индивидуально в специально организованных условиях план-конспект (проект) занятия.

Ознакомление с проектом занятия позволит экспертам выявить сформированность той или иной компетентности, даст представление о понимании педагогом требований к современному занятию, их соответствии реализуемой образовательной программе.

Условия работы педагога, обеспечиваемые организаторами аттестации:

6. Проект составляется в аудитории, оборудованной компьютерами; каждый педагог работает за персональным компьютером. (Тем самым оценивается информационная компетентность ПДО)

В порядке исключения, по письменному заявлению педагога, конспект (проект) занятия выполняется на бумагоносителе.

7. Педагоги приходят на аттестацию с образовательной программой, используемой в детском объединении в соответствии с учебным планом учреждения, в котором работают на период аттестации. Образовательная программы педагога должна пройти обязательную процедуру утверждения и рецензирования (для соответствия занимаемой должности достаточно внутреннего рецензирования программы и утверждения на уровне учреждения).

8. Проект выполняется по теме, предложенной экспертной комиссией по одной из тем образовательной программы педагога, Каждый педагог может получить индивидуальную тему для разработки проекта занятия. В целях унифицирования исходных позиций каждого педагога для разработки плана-конспекта занятия педагогу будут предложены темы из учебно-тематического плана, связанные с введением новой темы.

9. Педагогу будет предложена схема конспекта занятия для ее письменного заполнения (Приложение 1).

10. Конспект предполагает отражение основных этапов занятия: организационный момент, объяснение нового материала, закрепление учебного материала, задание на дом. При написании конспекта педагог может пропустить отдельные этапы или изменить структуру занятия в соответствии со своим индивидуальным видением его построения.

11. Педагогу должны быть заранее известны критерии, по которым будет оцениваться его работа.

В ходе написания письменной работы педагогу предлагается раскрыть структуру и предметное содержание занятия, сформулировать цели и задачи занятия и его отдельных этапов, продемонстрировать владение методами и приемами мотивации учебной деятельности, организации учебной деятельности учащихся, проиллюстрировав это примерами учета индивидуальных особенностей учащихся и конкретных характеристик учебного объединения, в котором будет проводиться занятие.

12. Время работы над проектом занятия - 3 часа

Оформление проекта занятия:

5. Проект занятия выполняется на компьютере и представляется аттестационной комиссии в электронном варианте (на дискете); при неумении пользоваться компьютером, возможен рукописный вариант, но при этом в справке по итогам квалификационных испытаний производится запись о низком уровне ИКТ – компетенций с целью направления педагога на соответствующие курсы повышения квалификации.

6. Объем проекта 2-5 страниц, не считая титульного листа (шрифт 14, через 1 интервал); в рукописном варианте – до 6 стр.

7. Проект занятия оформляется в соответствии с приложением 1.

Оценка проекта:

7. Оценка проекта производится экспертами в соответствии с заданными критериями (Приложение 2).

8. Оценку проекта должны осуществлять специально подготовленные эксперты, знающие специфику преподаваемого предмета, основные направления модернизации современного образования (деятельностный, дифференцированный подход и др.); владеющие методом экспертного оценивания; умеющие на основании заданных критериев дать оценку профессиональных компетенций педагога.

9. Эксперт выносит суждение об уровне развития каждой из компетентностей. Суждения экспертов заносятся в табличную схему оценки письменной работы педагога, представленную в Приложении 2.

10. Результат оценки проекта выражается в баллах. По каждой из компетентностей определено 6 показателей. Максимально за проект можно набрать 30 баллов. Для подтверждения соответствия педагога занимаемой должности необходимо набрать больше 15 баллов.

11. Срок проверки результатов квалификационных испытаний по каждому аттестуемому педагогу составляет два дня.

12. Решение аттестационной комиссии о соответствии занимаемой должности оформляется протоколом. Первый экземпляр протокола хранится в комиссии по месту проведения квалификационных испытаний, второй экземпляр протокола передается в аттестационную комиссию (подкомиссию) Министерства образования и науки Республики Татарстан.

13. Работнику выдается выписка из протокола за подписью председателя и секретаря специально созданной комиссии или подкомиссии аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Татарстан, ответственной за организацию квалификационных испытаний в соответствующем муниципальном образовании.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

ФИО педагога  
УДО  
Программа  
Тема занятия  
Возраст обучающихся  
Тип занятия  
Цели и задачи занятия  
Форма занятия  
Методы  
Дидактические средства  
Использованная литература  
Этапы занятия  
Организационный этап Данный этап предполагает: • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе занятия (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на занятии была эффективной); • определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе занятия; • описание критериев достижения целей и задач данного этапа занятия; • описание методов организации работы учащихся на занятии, методов мотивирования, настроя учащихся на учебную деятельность, предмет и тему занятия (с учетом реальных особенностей объединения, с которым работает педагог)  
Изучение нового материла Данный этап предполагает: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе занятия; • определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе занятия; • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися; • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности, межличностного взаимодействия учащихся с учетом особенностей объединения, в котором работает педагог; • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; • описание методов мотиви­рования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала  
Закрепление нового материала предполагающее: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе занятия); • определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе занятия; • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог; • организация самостоятельной деятельности учащихся; • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала, формы организации обратной связи «педагог – учащиеся»; • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.  
Задание на дом, включающее: • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); • определение целей, которые хочет достичь педагог, задавая задание на дом; • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.  

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.