Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наблюдение как метод психологии, его виды и процедурные этапы, основные ошибки наблюдателя




Классификации методов психологии (М.Роговина и Г.Залевского, В.Дружинина, Б.Ананьева).

     
 
 
   

 


В качестве основного критерия классификации М.С.Роговин и Г.В.Залевский выбрали взаимоотношение субъекта и объекта в процессе исследования. Продвигаясь от минимальной степени «субъект-объектного противодействия» к максимальной, они выделяют 6 основных психологических методов исследования:

1. Герменевтический - нерасчлененное состояние науки, субъект и объект не противопоставлены, мысленная операция и научный метод тождественны, что сближает его с пониманием, чувствованием.

2. Биографический - выделение целостного объекта познания в науке о психике, но при этом объект остается пассивным.

3. Наблюдение - дифференциация объекта и субъекта познания; объект активен, но не по отношению к субъекту.

4. Самонаблюдение - превращение субъекта в объект на основе предшествующей дифференциации; в этом случае осуществляется взаимодействие субъекта и объекта, но не противодействие.

5. Клинический - на первый план выходит задача перехода от наблюдаемого внешне к внутренним механизмам; объект противопоставляется субъекту, но остается пассивным.

6. Эксперимент как активное противостояние субъекта познания объекту, когда учитывается роль субъекта в процессе познания, при этом он влияет на жизнедеятельность объекта.

Из этой закономерности несколько выпадает клинический метод, который по взаимоотношению субъекта и объекта исследования — их дифференциация — скорее может быть отнесен к наблюдению, но, по-видимому, все-таки достаточно специфичен как в объекте исследования, так и по специальной подготовке, необходимой субъекту исследования, чтобы авторы классификации выделили клинический метод в отдельный класс

 

 

       
   
 
 

 

 


В.Н.Дружинин рассматривает всего 3 класса методов:

1. Эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимо­действие субъекта и объекта исследования.

2. Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее — предмета исследования).

3. Интерпретация и описание, при которых субъект «внешне» взаимодейст­вует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таб­лицами, схемами).

Критерием классификации у В.Н.Дружинина служит выбор объекта исследования: реальный в первой группе методов, мысленная модель — во второй, знаково-символьное представление объекта (некое промежуточ­ное состояние объекта между реальным его существованием и его представ­лением в виде мысленной модели) — в третьей.

Далее В.Н.Дружинин продолжает классификацию методов эмпирической группы. Критерием выбирается сочетание активности (пассивности) воздействия на объект и непосредственности (опосредованности) такого воздействия. Разумеется, как бы то ни было, в конечном счете оно превращается во взаимодействие субъекта и объекта исследования.

Непонятно, почему в этой классификации измерение определяется как опосредованный и пассивный метод исследования (если его относить не к об­щим способам). Именно в психологии измерение оказывается активным про­цессом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта измерения.

Классификация Дружинина привлекает прежде всего своей лаконичностью и непротиворечивостью. Последнее свойство, возможно, явилось следствием первого.

 

 

                   
   
 
     
 
 
 
 
   

 


Б.Г.Ананьев рассматривал методы психологии во взаимосвязи с этапами научного исследования, поэтому его схему можно рассматривать и как клас­сификацию последних. Согласно Ананьеву, психолог на разных этапах исследования пользуется различными группами методов.

Организационная группа: сравнительный, лонгитюдный, комплексный (предполагает и сравнительный и лонгитюдный).

Группа эмпирических способов добывания данных:

• Наблюдение и самонаблюдение.

• Экспериментальные методы - полевой эксперимент (специально организованный, близкий к естественному), лабораторный эксперимент, естественный эксперимент, неестественный эксперимент и формирующий, или психолого-педагогический, эксперимент.

• Психодиагностические методы (стандартизованные и проективные тестовые методики, анкеты и вопросники, социометрия, интервью и беседа).

• Приемы анализа процессов и продуктов деятельности – праксиметрические методы (хронометраж, циклография, профессиография, оценка изделий и выполненных работ).

• Метод моделирования.

• Биографический метод.

Выбор конкретного эмпирического способа зависит от того, какой из орга­низационных методов был выбран исследователем.

Третий этап исследования включает все методы и приемы обработки эмпирических данных: методы математической статистики и качественную характеристику полученного материала.

Интерпретационные метода: объясняющие результаты, полученные в данном случае с точки зрения исходных гипотез и посылок, которые служили основой для проведения исследования. Представляют различные варианты генетического и структурного методов.

Генетический метод интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты процесса становления психических функций, образований или свойств личности.

Структурный метод интерпретирует материал в характеристиках систем и типов связей между ними, образующих личность, социальную группу и т.д. примером может служить психография.

Классификация Ананьева уникальна в своем роде. Она прежде всего рассматривает весь процесс организации и проведения психологического иссле­дования - от постановки проблемы до ее решения. На каждом этапе проводится классификация методов, соответствующих ему. При этом она отвечает традиционным классификационным критериям, подобным тем, которые выбрал Пирьов.

 


 

Как метод общепсихологического (а шире - общенаучного) значения наблюдение в отличие от других методов этой категории (беседы, опроса, эксперимента, тестирования) не только возможно в любых исследованиях и обстоятельствах, но и неизбежно. Даже если в качестве основного применяется какой-либо другой эмпирический метод, наблюдение обязательно его сопровождает, входит неотъемлемой частью в его процедуру. Так, при постановке любого опыта экспериментатор наблюдает за реакциями и поведением испытуемого, следит за соблюдением правил и условий проведения эксперимента, контролирует работу применяемых устройств и т.д. То же самое происходит при тестировании и опросе, психофизиологических измерениях и психотерапевтических воздействиях, сборе биографической информации и социально-психологических исследованиях. Пожалуй, только изучение документов может обходиться без непосредственного наблюдения за объектом исследования. Хотя косвенно исследователь и здесь использует данные наблюдения - только других людей, в том числе за самими собой (в дневниках, переписке, автобиографиях и т.п.). Таким образом, в основе «всеобщности» наблюдения лежит неотъемлемость восприятия при использовании любых исследовательских приемов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 3876; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.