Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качество и конкурентоспособность продукции




 

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Ее повышение обеспечивает экономию не только трудовых и материальных ресурсов, но и позволяет более полно удовлетворять потребности общества. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее и уве­личению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции - это понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологи­ческие, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

Качество продукции (в ГОСТ Р ISO 9000-2008) — степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям.

Рассмотрим существующие в экономической литературе подходы к определению понятия «качество».

В литературе понятие качества трактуется по-разному. Однако основное различие в понимании качества определяется различиями в условиях командно-административной и рыночной экономик. В условиях первой качество трактуется с позиции производителя, а в рыночной с позиции потребителя.

Многими экономистами качество понимается как удовлетворение или превышение требований потребителей по такой цене, которую они могут себе позволить и тогда, когда они нуждаются в изделии или услуге. В качестве существенных критериев качества выделяются: соответствие стандарту, соответствие техническим показателям лучших товаров-аналогов, степень точности соблюдения всех производственных процессов, соответствие качества требованиям покупателей, соответствие качества платежеспособному спросу. Причем, все эти критерии являются равноценными.

Ряд исследователей (М. Х. Мескон, Ф. Хедоури, М. Альберт) рассматривают качество в трёх важнейших аспектах: качество соответствия техническим условиям, качество конструкции и функциональное качество. При этом качество формируется в определённой последовательности, а все названные аспекты качества одинаково важны.

Успехи экономической науки в исследовании качества способствовали официальному закреплению определения качества в стандартах ИСО (ИСО – это английская аббревиатура, которая на русский язык переводится как «Международная организация по стандартизации» при ООН). Так, в соответствии с документом ИСО 8402 под качеством понимается совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Ребрин Ю.И. считает, что качество можно представить в виде пирамиды.

 

Рисунок 1 - Пирамида качества

 

Различают два понятия: технический уровень продукции и уровень качества продукции как более широкое понятие.

Оценка уровня качества продукции - это совокупность операций включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей при оценке качества продукции. Технический уровень продукции - относительная характеристика качества продукции.

Под уровнем качества изделия понимаются относительные характеристики качества (или его обобщенная характеристика) по сравнению с совокупностью базовых показателей, в качестве которых используются показатели перспективных образцов, аналогов и стандартов. Под аналогом подразумевается образец серийного производства устройства, принцип действия, функциональное назначение, масштабы производства и условия применения которого те же, что и у проектируемого изделия.

Типовая схема оценки уровня качества изделия приведена на рис. 2.

 

Рисунок 2 - Схема оценки уровня качества изделий

 

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей про­изведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

б) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

в) удельный вес продукции высшей категории качества;

г) удельный вес продукции, соответствующей мировым стан­дартам;

д) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в вы­сокоразвитые промышленные страны.

Удельный вес сертифицированной продукции в общем выпуске продукции, т.е. доля сертифицированной продукции.

(1)

- Уровень обновления продукции – доля новой продукции:

(2)

 

- Уровень модернизации:

(3)

 

- Удельный вес продукции, соответствующий мировым стандартам в общем выпуске продукции

(4)

 

Конкурентоспособность товара определяется (в отличие от качества) только той совокупностью свойств, которые представляют несомненный интерес для определённой группы покупателей, и обеспечивает удовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.

Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других контрагентов в своей рыночной нише.

Под конкурентоспособностью товара подразумевается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов.

Основные отличия данных понятий заключаются в следующем:

конкурентоспособность предприятия применима к достаточно длительному промежутку времени, в то время как конкурентоспособность товара может определяться в любой малый с экономической точки зрения промежуток времени (месяц, неделя, день);

оценку деятельности предприятия дает не только потребитель, но и сам предприниматель;

конкурентоспособность предприятия носит долговременный характер, конкурентоспособность продукции – краткосрочный.

Под факторами конкурентоспособности можно понимать те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате – изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы воздействуют как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону ее уменьшения.

Поскольку классификация факторов конкурентоспособности предприятия довольно обширна, мы рассмотрим наиболее важную их классификацию. Деятельность любого предприятия находится под воздействием как факторов, которые возникают при замкнутом контакте субъекта экономики и управленческой задачи, так и факторов, возникающих при открытом взаимодействии предприятия с внешней средой при решении той же задачи. Поэтому всю совокупность факторов конкурентоспособности предприятия возможно подразделить на:

· внешние;

· внутренние.

Внутренние факторы – это объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности.

К внутренним факторам можно отнести:

· потенциал маркетинговых служб;

· научно-технический потенциал;

· производственно-технологический потенциал;

· финансово-экономический потенциал;

· кадровый потенциал (структура, профессионально-квалифицированный состав);

· эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта;

· уровень материально-технического обеспечения;

· условия хранения, транспортировки, упаковки продукции;

· уровень осуществляемых погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг в соответствии с требованиями;

· подготовка и разработка производственных процессов, выбор оптимальной технологии производства;

· эффективность производственного контроля, испытаний, обследований;

· уровень технического обслуживания в постпроизводственный период;

· уровень сервисного и гарантийного обслуживания.

Внешние факторы – социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна.

Под внешними факторами понимаются:

· меры государственного воздействия:

· экономического характера (амортизационная, налоговая, финансово-кредитная политика, инвестиционная политика, участие в международном разделении труда);

· административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, демонополизация экономики, государственная система стандартизации и сертификации, правовая защита интересов потребителей);

· основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия (его тип и емкость, наличие и возможности конкурентов);

· деятельность общественных и негосударственных институтов;

· деятельность политических партий, движений, блоков, формирующих социально-экономическую обстановку в стране.

Прежде чем приступить к рассмотрению резервов конкурентоспособности предприятия, следует рассмотреть, что же подразумевается под понятием «резерв». Можно выделить два основных понятия резервов, выделяемых в экономической литературе:

резервы как запасы, наличие которых необходимо в производстве и обращении, нужны для непрерывного развития производства как на уровне любого субъекта хозяйствования, так и на макроэкономическом уровне. Резервы как неиспользованные возможности развития субъектов хозяйствования наиболее экономическими методами. Именно эти резервы, обусловленные совершенствованием техники, технологии, живого труда, эффективным использованием сырья, материалов, умением максимально воспользоваться рыночной ситуацией и формальными условиями, представляют особый интерес;

резервы конкурентоспособности не следует смешивать с резервами как запасами товарно-материальных ценностей, необходимых для производства конкурентоспособной продукции.

Можно выделить пять укрупненных групп резервов конкурентоспособности предприятия:

· резервы использования рыночной ситуации;

· резервы использования организационного потенциала предприятия;

· резервы использования производственно-технологического потенциала предприятия;

· резервы использования финансово-экономического потенциала предприятия;

· резервы использования кадрового потенциала предприятия.

 

Оценка способности товара конкурировать производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы
сравнения. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец – это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем. Если за базу сравнения принимается потребность, то расчет единичного показателя конкурентоспособности можно производить по формуле:

g1=


где gi – единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру; Пi – величина i-го параметра для анализируемой продукции; Пin – величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью; n – количество анализируемых параметров.

Если за базу сравнения принимается образец, то в знаменателе дроби следует поставить величину i-го параметра для изделия, принятого за образец.
Иногда параметры продукции не имеют физической меры. В этом случае для оценки этих характеристик используются методы оценки в баллах. Описанный метод (дифференциальный) позволяет лишь констатировать факт необходимости повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем.

Комплексный метод основывается на применении групповых, обобщенных, интегральных показателей. Так, например, расчет группового показателя по техническим параметрам производится по формуле:

 

Tm=

где Tm – групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам; gi – единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру; ai – весомость i-го параметра в общем наборе
технических параметров, характеризующих потребность; n – число параметров, участвующих в оценке.

Коэффициент конкурентоспособности учитывает лишь ту группу свойств товара, которая служит базой для расчета. Тем не менее, при его расчете рассматривается большая совокупность характеристик, которые в значимой мере определяют предпочтение покупателя: цена продажи, цена потребления, престиж фирмы, мощность, производительность, ресурсы и др. Для перевода качественных показателей в количественные обычно принимается шкала перевода в баллах от 1 до 5.
Показатель конкурентоспособности важен при проектировании требуемых свойств изделия, сравнении потенциальных возможностей производства продукции, установления цены, а также при решении других проблем.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.