Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическое, культурное и социальное значение транспорта в экономике России. Значение транспорта для обороны страны




Предмет перевозки на транспорте.

 

Предметом перевозки на транспорте являются перевозимые пассажиры и грузы, которые не являются собственностью транспорта, но на время перевозочного процесса перевозчик несет за них полную материальную ответственность.

 

Транспорт – это сложная система общественно -производственной деятельности людей, направленная на организацию пассажирских и грузовых перевозок, и является предметом управления на транспорте. Значение транспорта для страны, занимающей 1 /6 часть суши земного шара, исключительно велико. Он выполняет важные экономические, политические, социальные, культурные и оборонные функции в государстве.

Экономическая роль состоит в том, что он является основным звеном любого производства. Транспорт – одна из важнейших отраслей экономики. Он обеспечивает производственные связи промышленности и сельского хозяйства, осуществляет перевозки грузов и пассажиров, является основной географического развития труда. Обмен и структура транспортных перевозок, отражают уровень и структуру экономики, а география транспортной сети и грузопотоков – размещение производительных сил.

В конечном итоге транспорт – это кровеносная система государства. Без транспорта немыслимо освоение новых районов и природных богатств. С его непосредственным участием формируются территориально -производственные комплексы в Сибири, на Севере, на Дальнем Востоке. Транспорт – важный фактор в экономической интеграции между странами, а также в международной торговле.

С другой стороны, транспорт сам по себе представляет крупнейшую отрасль народного хозяйства. Основные фонды транспорта, находящиеся в введении отраслей экономики и самих транспортных ведомств, составляют около 20% от общих фондов государства, а доля основных производственных фондов превышает 25%.

По статистике на транспорте числится 10% рабочих и служащих. При этом не учитывается контингент, занятый на погрузо -разгрузочных работах (в промышленности, торговле, строительстве, сельском хозяйстве и др.). Кроме того, ряд отраслей промышленности частично или почти полностью работает для транспорта. К первой подгруппе (частично

занятых) отраслей относятся топливная промышленность, цементная и многие другие.

Во вторую подгруппу отраслей, практически целиком работающих для транспорта, входят локомотиво -вагоностроительная промышленность, в значительной степени автомобильная, судостроительная, самолётостроительная и некоторые другие. С учётом всего этого число работающих на транспорте и для транспорта превышает 20% общегосударственного контингента. Следовательно, транспорт – гигантская сфера приложения человеческого труда.

Здесь уместно подчеркнуть, что транспорт потребляет значительную долю полезных ископаемых и вырабатываемой в стране продукции.

Только на транспорте общего пользования в процессе перемещения постоянно находится (одновременно) примерно 50 млн. т различных грузов, а общие транспортные издержки в стране с учётом расходов на грузовые и складские работы составляют по различным экспертным оценкам не менее 100…120 млрд. р. в год. Нетрудно понять, как эти затраты отражаются на себестоимости и цене товаров. Так, удельный вес транспортных расходов в цене многих массовых грузов составляет 15…40%, а транспортные расходы по доставке ряда товаров в удалённые районы многократно превышают их цену в пунктах производства.

В настоящее время в России функционирует современная транспортная система, являющаяся неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры страны, обеспечивающая её территориальную целостность и национальную безопасность, которая располагает потенциалом, способным поддержать развитие экономики и рост благосостояния населения в третьем тысячелетии. Уровень развития транспорта в стране в определённой мере определяет уровень развития её цивилизации. Поэтому нельзя недооценивать значение транспорта в государстве. Транспорт способен существенно влиять на экономический рост в целом страны и её обороноспособности, расширение торговли и культурных связей, повышение уровня жизни. Он способствует повышению производительности труда, сокращая время доставки грузов или проезда до места работы, а также участвуя в производственном процессе.

Дальнейшее развитие транспорта должно состоять из двух направлений:

− системы государственного регулирования, обеспечивающей совершенствование функционирования каждого из его видов;

− инициативных мероприятий каждого вида транспорта по реализации конкретных его программ развития.

Необходимость такого подхода обусловлено географическим положением страны, ведомственной разобщённостью, невозможностью и отказом в современных условиях отдельных видов транспорта работать в условиях единой транспортной системы. Особую актуальность приобрело отсутствие источника финансирования капитальных вложений, связанных с обновлением подвижного состава транспортными организациями, а также транспортной магистрали, без наличия которой практически невозможен процесс перевозки.

Политическое значение транспорта заключается в его выполнении роли материальной базы для объединения республик, краев и областей в единое государство – Российскую Федерацию. С помощью транспорта осуществляется обмен материальными и духовными ценностями между народами, народностями и этническими группами страны, что особенно ярко проявляется во время стихийных бедствий (землетрясений, наводнений, неурожаев, и т.п.). Современный транспорт широко используется и для международных связей.

Социальная функция транспорта заключается, прежде всего, в обеспечении трудовых и бытовых поездок людей, в облегчении их физического труда, в частности, при перемещении значительных объёмов материалов в процессе производства и в быту. Транспорт способствует сохранению здоровья, предоставляет большим массам людей оздоровительные зоны и природные богатства не только ближних, но и отдаленных районов. Он обеспечивает территориальную доступность к курортам с их целебными источниками и климатом, а также специальным медицинским центрам в столицах республик и в крупнейших городах. С помощью транспорта осуществляется доставка врачей и специалистов в любой пункт, где требуется помощь. Транспорт – это перевозка огромного количества туристов.

Выполнение всех требований (в комплексе), характеризующих качество деятельности транспорта, представляет для учёных и практических работников сложную в технико -экономическом отношении задачу. Например, требование повышения экономичности деятельности транспорта, поскольку с увеличением скорости непропорционально растёт расход топлива, износ подвижного состава и пути, требуются более совершенные

(а значит дорогие) транспортные средства для регулирования движения, необходимы работники более высокой квалификации и т.п. Противоречивы требования повышения комфорта и экономичности (снижения себестоимости) и т.д.

Военное значение транспорта неизбежно связанно с большими перемещениями людских и материальных ресурсов, которое сводится к тому, что оперативное планирование целиком и полностью зависит от наличия и состояния транспорта. Добиться наибольшего успеха в военных действиях можно тогда, когда при нормальном состоянии дорог и транспорта заблаговременно обеспечишь себя достаточными запасами военного имущества и продовольствия.

Роль транспорта в обеспечении обороноспособности национальной безопасности России обусловлена ростом требований к мобильности Вооруженных Сил Российской Федерации. Современная стратегия больших расстояний, необходимость в большой подвижности войск и огромный спрос на транспортные средства на суше, на море и в воздухе – всё это делает транспорт одним из важнейших факторов современной войны. Безопасность транспортной системы определяет эффективную работу аварийно -спасательных служб, подразделений гражданской обороны специальных служб; таким образом определяет условия повышения общенациональной безопасности и снижения террористических рисков.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 6235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.