Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Риски на транспорте




 

Производственный риск. На транспорте производственный риск связан с основным видом деятельности — процессом перевозок пассажиров и грузов, а также с выполнением перегрузоч­ных работ, хранением грузов, осуществлением технического обслуживания и ремонта транспорт­ной техники и постоянных устройств, снабжением производства эксплуатационными материала­ми и другими процессами. Риск осуществления перевозок в первую очередь зависит от технического состояния транс­порта. Производственный риск также сопряжен с возникновением форс-мажорных обстоятельств, при которых транспортному средству или находящимся на нем людям угрожает опасность, либо потеряна связь с транспортным средством, либо оно потерпело бедствие или полностью разру­шено, либо оно совершило вынужденную остановку (посадку), не достигнув пункта своего следо­вания (вне автотранспортного терминала).

Инновационный риск. Риск инновационной деятельности представляет собой возможность неблагоприятного осуществления процесса нововведения и получения отрицательного результа­та от его внедрения. Нововведения сопряжены с риском намного большим, чем риск, сопровож­дающий стабильно функционирующее производство, устоявшийся уровень деятельности. Любо­му предприятию очень важно предвидеть риск инвестирования в новую технику и технологию, особенно такие, которые могут коренным образом изменить действующее производство.

При инвестировании нововведений возникают также селективные риски. К ним относится неправильный выбор видов вложения капитала, видов ценных бумаг для инвестирования. Се­лективные риски усиливаются в условиях неотработанной тарифной и таможенной политики Украины. Так, в настоящее время ведется проработка новых транспортных коридоров, часть кото­рых прокладывается в обход Украины. Причиной этого является высокий риск вложения капита­лов иностранными инвесторами в проекты транспортного строительства по территории Украи­ны при отсутствии унифицированного, соответствующего международным нормам транспортно­го законодательства, существовании страховых и финансовых барьеров. В связи с внедрением в практику приобретения подвижного состава через систему лизинговых операций возникают ли­зинговые риски, включающие в себя риски всех участников лизинговой сделки: лизингодателя, лизингополучателя, производителя подвижного состава, кредитора, страховых компаний и др.

Коммерческий риск. На уровень коммерческого риска большое влияние оказывает изменение объемов спроса, которое приводит к колебаниям объемов перевозок.

При транспортных перевозках велика вероятность имущественных рисков, связанных со сни­жением качества груза и его потерей. К возможным причинам данных рисков относятся дефекты упаковки, неправильное размещение груза в грузовом пространстве, резкое маневрирование и тор­можение, воздействие влаги, нарушение температурного режима перевозки, применение неточ­ного оборудования для взвешивания, хищение груза и подвижного состава, транспортные проис­шествия, ошибки в оформлении документов отправителем. В этой связи высокую актуальность

при перевозках грузов и пассажиров приобретает необходимость страхования, особенно при пе­ревозках дорогостоящих грузов.

Финансовый риск. Принятие основных управленческих решений в сфере экономики и фи­нансов должно проводиться с учетом уровня финансового риска рассматриваемых проектов и структурных изменений. Финансовый риск обусловлен вероятностью потерь финансовых ресур­сов, обесценения финансовых активов. Финансовые потери представляют собой денежный ущерб, возникающий из-за изменения валютного курса рубля, инфляционных процессов, введения до­полнительных налогов с предприятий, непредусмотренных платежей, выплаты штрафов, потери денежных средств и ценных бумаг, невозврата долгов заемщиком, неблагоприятной экономичес­кой конъюнктуры и т.д.

Большое значение в сфере финансов имеют кредитный и процентный риск. Кредитный риск учитывает возможности невыполнения клиентами своих финансовых обязательств перед транс­портным предприятием за выполненную перевозку. В период кризиса банковские учреждения перестали выдавать долгосрочные кредиты, оставив право на существование только краткосрочных кредитов под высокие проценты. Кредитный риск возникает также при передаче транспортных средств по лизингу. Компания-лизингодатель рискует, передавая подвижной со­став на условиях аренды лизингополучателю — транспортной фирме. В настоящее время лизин­говые сделки получают распространение на воздушном и автомобильном транспорте. Процент­ный риск — это риск потерь, которые могут возникнуть при изменении процентных ставок по вложенным средствам в банке или доходности ценных бумаг.

Внешнеэкономический риск. Внешнеэкономический риск при осуществлении международ­ных перевозок грузов включает в себя несколько разновидностей риска, которые отражают угрозы перевозочному процессу и способны повлиять на экономический результат деятельности транс­портного предприятия. В первую очередь среди разновидностей внешнеэкономического риска следует учитывать страновый риск. Он связан с выбором страны, в которую осуществляются пе­ревозки. Страновый риск обусловлен сложившейся геополитической, социально-экономической ситуацией и деятельностью государства в данной стране. Наличие политической нестабильности, возможность военной конфронтации, кризисная ситуация в экономике, изменения налогового и таможенного законодательства (увеличение акциза на табачные и алкогольные изделия в Украи­не), большие курсовые потери от падения или повышения курса валюты, возможные ограничения на конвертирование местной валюты, разрыв контракта из-за действий властей страны повыша­ют риск внешнеэкономических операций. Страновые риски возникают по причинам, непосред­ственно не зависящим от действий хозяйствующих субъектов. При осуществлении внешнеэконо­мической деятельности большая роль принадлежит разработке маркетинговой стратегии транс­портного предприятия. Возникающие при этом маркетинговые риски связаны с неполнотой и необъективностью собранной информации о состоянии конъюнктуры рынка — конкурентов, по­ставщиков, клиентуры, с просчетами в анализе рынка, а также с ошибками в выборе партнеров. Маркетинговые риски проявляются в полной или частичной потере ниши рынка.

Социальный риск. Он возникает при подборе, расстановке и увольнении кадров, комплекто­вании первичных коллективов, распределении ответственности в процессе принятия решений, мотивации труда. На транспорте условия и режимы труда персонала имеют существенные отли­чия по сравнению с теми, которые характерны для работников других отраслей хозяйства. Эти отличия вытекают из особенностей транспорта как сферы производства, которые сводятся к сле­дующим: непрерывный характер работы, взаимозависимость всех служб и подразделений, много­образие видов деятельности, высокая динамичность современных транспортных средств, боль­шая степень самостоятельности и ответственности за результаты работы экипажей во время рей­са, сезонность перевозок и др. Перечисленные особенности повышают риск в процессе произ­водственной деятельности на транспорте. Так, риск дорожно-транспортных происшествий существенно возрастает при работе в ночное время, когда сбиваются суточные ритмы активности человека, в условиях низкой освещенности и ограниченной видимости.

Экологический риск. Характеризуется двойственным проявлением. С одной стороны, он обус­ловлен вероятностью негативных проявлений сил природы в процессе производственной дея­тельности. С другой стороны, экологический риск выражается в вероятности воздействия произ­водства на окружающую среду. Реализация экологического риска приводит к ущербу для природы и общества. Особенностью большинства экологических рисков является их долговременный ха­рактер, т.е. они могут проявиться спустя много лет после совершения рискового события и чрева­ты катастрофическими потерями. Экологические риски могут носить природно-естественный характер и выражаться в виде возможных действий стихийных сил природы. Для них свойственны особенности, рассмотрен­ные выше. Транспортная деятельность сопряжена с высокой степенью зависимости от природ­ных факторов. Большое влияние на характер движения транспортных средств оказывают метео­рологические условия, которые могут значительно осложнить и даже приостановить работу транс­порта. К ним относятся температура, давление, влажность воздуха, наличие ветра, осадков, тума­на, грозы, а также продолжительность солнечного сияния, температура и состояние почвы, высота снежного покрова и др. Объекты транспорта, участвующие в производственной деятельности, не обладают стопроцентной надежностью. В связи с этим возникает риск техногенных аварий и катастроф, которые сопровождаются мощным негативным воздействием на природу. Транспорт­ные процессы относятся к экологически опасным, то есть таким, которые приводят к биологичес­ким, механическим и физико-химическим загрязнениям экологических систем.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 10368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.