Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первородный грех




Православноебогословиенедопускаетмысли‚ что потомки первых людей несут персональную ответственность за грех Адама и Евы. Грех прародителей есть их личный грех‚ который был предметом их покаяния. Однако очевидно‚ что все люди наследуют последствия греха прародителей‚ те изменения‚ которые произошли после падения в природе человека, — прежде всего смертность.

“… одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили” (Рим. 5, 12).

“Пространный Катихизис” объясняет это тем‚

“что все родились от Адама‚ зараженного грехом, и сами грешат. Как от зараженного источника естественно течет зараженный поток: так от родоначальника‚ зараженного грехом и потому смертного‚ естественно происходит зараженное грехом и потому смертное потомство” [309].

По словам сщмч. Иринея Лионского, “Адам сделался началом умирающих” [310].

Однако изменения, вызванные грехом в естестве человека‚ означают не просто понижение ценностного уровня человеческой жизни. Каждый человек‚ сколько-нибудь внимательно относящийся к своей внутренней жизни‚ не может не замечать‚ что греховность — это не просто ущербность природы‚ а активное враждебное человеку начало‚ живущее в его членах и влекущее его ко греху даже помимо его собственной воли.

“Доброго‚ которого хочу‚ не делаю‚ а злое‚ которого не хочу‚ делаю. Если же делаю то‚ чего не хочу‚ уже не я делаю‚ но живущий во мне грех. Итак‚ я нахожу закон‚ что‚ когда хочу делать доброе‚ прилежит мне злое… в членах моих вижу… закон‚ противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного‚ находящегося в членах моих” (Рим. 7, 20, 21, 23).

Православная Церковь всегда учила, что все люди посредством физического рождения приобщаются грехопадению прародителей. Ориген († 251) учил, что младенцы “через таинство крещения очищаются от скверны рождения” [311], а свщмч. Киприан Карфагенский († 258) считал, что младенцы, как “происшедшие от плоти Адама”, восприняли “заразу древней смерти чрез самое рождение…”[312]. Правило 110 (124) Карфагенского Собора говорит:

“… и младенцы, никаких грехов сами собою содевать еще не могущие, крещаются истинно в отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения” [313].

Это наследственное повреждение духовно-телесной природы человека получило в православном богословии наименование “первородного греха” (peccatum originale).

В учении о первородном грехе Православная Церковь различает, во-первых, самый грех и, во-вторых, его последствия в нас. Первородный грех и последствия его соотносятся между собой, как болезнь человеческого естества и ее конкретные проявления в организме человека[314]. Различают два ряда последствий первородного греха:

а) физические, которые выражаются в тленности человеческого естества и его смертности;

б) нравственные, проявляющиеся в удобопреклонности воли человеческой ко злу.

Первородный грех необходимо строго отличать от грехов личных‚ то есть свободного противления личности Божественному закону. Власти первородного греха подвержены все люди вне зависимости от меры личного совершенства‚ в том числе и младенцы‚ личных грехов не имеющие.

Однако определить‚ что собственно есть первородный грех в природе человека, достаточно сложно. В естестве падшего человека невозможно отыскать такой части‚ такого природного свойства или качества‚ которое можно было бы определить как первородный грех. Дело в том‚ что первородный грех вообще не есть “нечто”‚ ибо представляет собой реальность, отвечающую не на вопрос “что?”‚ а на вопрос “как?”. Иными словами‚ первородный грех является характеристикой не природы‚ а образа‚ способа ее существования.

Хотя мы и не являемся лично ответственными за грех Адама‚ тем не менее фактически все мы несем наказание за грех прародителей. Это наказание выражается в том‚ что все люди‚ как происходящие от Адама:

а) подлежат закону тления и смерти;

б) не могут войти в Царствие Небесное (Ин. 3, 5) как носители греховного‚ то есть противного Божественным установлениям‚ состояния природы.

Тем самым по своим результатам первородный грех приравнивается к преступлению закона Божия. Подверженность каждого человека‚ в силу его происхождения от Адама‚ этому наказанию называется вменением первородного греха[315].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.